Бюджет по осени считают
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020622/4112-4-1_0.jpg)
«Уверен, что рейтинговое голосование даст постановлению о признании неудовлетворительной работы Кабинета Министров по выполнению закона о государственном бюджете на 2001 год необходимое число голосов...» Расчет главы бюджетного комитета Петра Порошенко позавчера вечером оказался ошибочным дважды. Проект постановления, вынесенный на голосование большинством (288 — «за»), необходимых 226 голосов после двух попыток так и не набрал.
Этот, без сомнения, приятный для правительства факт аналитики расценили как временную отсрочку. И не только потому, что комитету по вопросам бюджета поручили доработать проект постановления с последующим голосованием на следующей пленарной неделе (начнется 2 июля). Вряд ли за это время Петр Алексеевич найдет дополнительные экономические аргументы против правительства. Решение Верховной Рады отнюдь не указывает на отсутствие у Кабинета Анатолия Кинаха проблем с выполнением бюджета. Просто финансовые обоснования Петра Порошенко помимо довольно общего (мол, диспропорция — ВВП растет, а на бюджете это не отражается) носят явный политический характер.
Недовольство премьерством Анатолия Кинаха часть народных избранников даже не пытается скрыть. И позавчерашнее голосование — лишнее тому подтверждение. С первого раза проект поддержали 213 депутатов. Второй раз «за» проголосовали 216. Что пророчат такие результаты программе действий правительства, которая будет вынесена на суд парламентского зала в ближайшее время, и в случае утверждения которой премьер может спокойно воплощать ее в жизнь целый год? Ответ для правительства пока неоптимистический.
Кстати, дело тут не только в количестве депутатов, недовольных выполнением бюджета-02. «Вопросы по бюджету — это один из элементов политических торгов и повод либо предъявить претензии к Кабинету Министров, либо поддержать его», считает народный депутат Олег Салмин. Отношение Верховной Рады к правительству он определил как «стадию преломления», отметив, что «четко сформировалось негативно настроенное большинство, которое, впрочем, еще не факт отставки Кинаха».
Точка зрения господина Салмина, судя по всему, недалека от истины. Во-первых — у Анатолия Кинаха есть время корректировать предложения народным депутатам. В таком контексте обвинения «по полной» в варианте Петра Порошенко выглядят просто несвоевременными. Решительная «бюджетная нота» Кабинету Министров в унисон с предполагаемым в парламентских кулуарах провалом правительственной программы — неплохое основание «друзьям» Кинаха поставить вопрос о переназначении премьера. Но ломать, как говорится, не строить. Представить, что выразив недоверие правительству народные депутаты, так долго и напряженно делившие портфели в парламенте, найдут консенсус по портфелям министерским до 12 июля, сложно. Равно как и оставлять страну на период летних каникул без премьера. Не исключено, что именно в этом, как стало известно «Дню», убеждали отдельные представители «регионалов» лидера «Нашей Украины» Виктора Ющенко, подчеркивая, что ему следует потерпеть до осени. Отметим, в этой связи, что разговоры о Соглашении и таинственном «кандидате» от «наших» на премьерство несколько поутихли. Напомним, также, что Президент Леонид Кучма в своем выступлении перед народными депутатами согласился рассматривать кандидатуру нового премьера только с парламентским большинством.
Сможет ли Анатолий Кинах заручится необходимой поддержкой в Верховной Раде до осени? Решать эту задачу премьеру, как ни крути, предстоит при помощи производных «Единой Украины». В кулуарах Верховной Рады поговаривают, что даже объединившиеся с «промышленниками» «трудовики» имеют свой взгляд на будущее премьерского кресла.
«Исключительно профессиональными», назвал и «резолюционные» претензии комитета к Кабмину Петр Порошенко, чем удивил журналистов. По его мнению, соответствующее постановление уж наверняка (как и предыдущее?) пройдет голосование в сессионном зале. «Мы учли замечания 300 депутатов, всех комитетов...», говорил Петр Алексеевич и подчеркивал, что бюджетный комитет решил применить «самую допустимую к правительству санкцию». Для простоты поясняем: согласно Бюджетному кодексу, профильный комитет может продемонстрировать две реакции на бюджетную резолюцию — согласится и не согласится. В последнем случае, о котором, собственно, и говорил Петр Порошенко, комитет ставит правительству на вид все замечания.
«Не следует переоценивать значения бюджетной резолюции», сказал «Дню» Валерий Коновалюк и воздержался от дальнейших комментариев. И был отчасти прав. Всеми конкретными вопросами по бюджету правительство и народные депутаты будут заниматься осенью. Сейчас интересно другое — все макроэкономическое, что было поставлено профильным комитетом «на вид» в июле по бюджету-03 парламентарии будут с полными на то основаниями спрашивать с правительства после 1 октября. Практика показывает, что макроэкономические прогнозы правительства ближе к новому году имеют свойство меняться. А вот изменится ли отношение бюджетного комитета к правительству наверняка будет зависеть от того, кто его возглавит и что этот «кто» будет предлагать руководству бюджетного комитета.
Пока и Петр Порошенко, и Валерий Коновалюк настроены очень решительно. Первый нашел 4 млрд. грн., в перспективе скрываемых Кабмином доходов, говорит о необходимости включения поступлений от приватизации в доходную часть бюджета напрямую (против чего сам же высказывался, когда во время бюджетной эпопеи-02 на этом настаивал его предшественник Александр Турчинов) и скрупулезно считает априори неточное процентное несоответствие предполагаемого роста ВВП доходам государства. Второй — с этим всем соглашается, явно «подвесив» стабильность гривни в уме. Смогут ли бюджетный комитет и министерство финансов спланировать бюджет-03 так, чтобы потом не пришлось вызывать «скорую» предпринимателям? Этот вопрос, по- видимому, мало кого занимает. На повестке дня проблемы, надо полагать, более важные.
Выпуск газеты №:
№112, (2002)Section
Подробности