«Бюрократический ад»
СБУ и общественность спорят о системе пропусков для оккупированных территорий«Новая зона отчуждения», «резервация и гетто», «бюрократический ад» — не сдерживаясь в определениях общественные организации, представляющие переселенцев с востока Украины бьют в набат. Введенная с 2015 года система пропусков на линии разграничения между Украиной и оккупированными территориями Донецкой и Луганской области работает так плохо, что превратилась в издевательство над гражданами, что подрывает и без того слабый авторитет Украины в регионе.
5 апреля после жесткой критики общественными организациями во время круглого стола в СБУ ее руководитель Валентин Наливайченко сделал долгожданное заявление признав проблему: «Система пропуска сейчас действует неудовлетворительно для граждан Украины. Это заключение круглого стола». Со следующего дня в ежедневном режиме начала работать рабочая группа при СБУ относительно упрощения процедуры въезда-выезда на оккупированные территории. Пока общественность, выступающая за отмену пропусков, и СБУ не пришли к согласию.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Чтобы выехать в Украину с неподконтрольной территории Луганской области человек должен приехать на украинском блокпост и сдать документы. Украинские военные или пограничники должны передать эти документы на подконтрольную территорию в Старобельск. «Но документы могут два, три недели не передаваться. Все это время человек находится в подвешенном состоянии, позвонить на блокпост и что-то узнать — нельзя, — рассказывает журналист-переселенец из Луганска Сергей САКАДИНСКИЙ. — А когда наконец происходило чудо и людям звонили и предлагали забрать документ в Старобельске, оказывалось, чтобы доехать до него, тоже нужен тот же пропуск... Такой вот парадокс».
Масштаб проблемы иллюстрируют следующие цифры. Количество жителей оккупированных территорий Луганской и Донецкой области — около трех млн, это почти 7 % от всего населения Украины. По состоянию на 29 апреля было подано 336 тыс. заявок на получение удостоверения, из них выдано около 260 тыс. Преимущественно с оккупированных территорий едут, чтобы зарегистрироваться и получать пенсию.
Люди начали массово ездить в Украину в объезд — въезжая в Россию через Изварино. Поездка в Северодонецк занимает 10—14 часов, а в Киев — больше суток. При этом на людей на украинской границе выборочно накладывают штрафы — 1700 грн на человека за незаконное пересечение границы. Пограничники аргументируют это спорным утверждением, что при этом лицо нарушает 201 статью Кодекса Украины об административных правонарушениях, мол, выехали они в Россию с нарушением закона.
«По словам представителей пограничной службы оформлено 2,5 тыс. таких протоколов, из них уже приблизительно по 700 есть решения суда. Из-за этих штрафов к нам обращаются десятки граждан, — говорит Евгений ЧЕКАРЕВ, юрист приемной правовой помощи гражданам Украинского Хельсинского союза по правам человека. — Мы уверены, что штрафы накладываются неправомерно. И будем это доказывать и попробуем внести изменения в Кодекс отдельной статьей. В этом, к слову, есть поддержка и со стороны пограничной службы. Ведь статья 18 Кодекса утверждает, что правонарушениями являются деяния, совершенные в состоянии крайней необходимости. Вот у нас был конкретный случай. Семья из Брянки Луганской области, отец, мать и совершеннолетняя дочь, бежала от реальных обстрелов. Заехали со стороны России. И на них пограничники наложили по 3400 грн штрафа на каждого человека. Наша организация начала помогать опротестовать этот штраф. В результате семья «махнула рукой» на Украину и уехала жить обратно на оккупированные территории».
ОГРАНИЧЕНИЯ: РЕАЛЬНЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ
Член рабочей группы при СБУ, эксперт общественной организации Информационно-аналитический центр национальной безопасности Владимир ПОЛЕВОЙ написал в своей странице в Facebook о спорах, которые ведутся в этой группе, начавшей работу 6 апреля.
«Вопросом № 1 пока была целесообразность действующего разрешительного порядка пересечения линии разграничения. Позиция контрразведки категорична — система разрешений для физлиц нам нужна. Валентин Наливайченко образно сравнил ее с визовой системой въезда в страны ЕС. Европа и не против украинцев на своей территории, но они должны обратиться в визовые центры, подать документы, ждать ответа, а потом получать визу... В целом, руководство на уровне высших руководителей, вовлеченных в АТО, практически откровенно говорит и о проблемах действующего механизма и готово работать над их устранением. Неизменным остается одно: контрразведке такая система нужна. Точка. Время от времени включается мантра «это война, кругом террористы и угрозы». Мантра работает...»
По словам пана Полевого назывались такие две главные причины, по которым нужна система разрешений: правоохранителям надо время для проверки информации о лице и дальнейшей работы с отдельными лицами».
В то же время пан Полевой озвучивает ряд вопросов: «Почему разрешительная система работает на линии с так называемыми Л/ДНР, а не распространяется на границу с оккупированным Крымом и Россией? Ответ, казалось бы, очевидный, но почему? Главные центры подготовки диверсантов — в Ростове и в Крыму, а угнетаем мы украинцев из Донбасса. Почему для того, чтобы без проблем покинуть Л/ДНР можно просто уехать в РФ через Изварино, а потом заехать в Украину через Гоптовку (Харьковщина), заплатив админштраф? Почему мы так настаиваем на этой системе в условиях, если из 400 км линии разграничения мы контролируем (т.е. не пропускаем там людей/грузы) едва 25%? Почему диверсант пробирается в Украину через прозрачную границу, а у людей, которые спасают имущество, прячут родных и т.д., мы требуем документы, разрешения и понимания? Почему главная причина в отказе — это.... неправильно заполненные формуляры!? Внимание! Не причастность к сепаратизму, а неправильная буква в форме! Потому что Путин — отвечает спецслужба».
«В рабочей группе при СБУ идут достаточно серьезные споры между представителями общественности и представителями СБУ по вопросам целесообразности существования системы разрешений для пересечения линии разграничения, — говорит Наталья Целовальниченко, руководитель Луганской правозащитной группы. — В общем нас, как общественность, настораживает то, что внедренная система разрешений (пропусков) на практике не соответствует поставленным целям. В реальности появились искусственные ограничения, которые только отдаляют украинцев на оккупированных территориях от Украины, недостатки правового регулирования этой системы создают предпосылки и широкие возможности для коррупции. Действующая система не обеспечивает гражданам, которым отказывают в выезде из оккупированной территории, даже обжаловать такое решение в суде. Напоминаем, что ограничение права на судебную защиту запрещено Конституцией Украины даже в условиях военного или чрезвычайного положения, а у нас сегодня проводится только АТО. К сожалению, позицией СБУ сейчас является сохранение существующей системы, с последующим совершенствованием только ее отдельных элементов без изменения ее концепции и сущности, в частности ее онлайн-программы. Мы с этим не согласны и письменно зафиксировали этот факт. В ближайшее время намерены опубликовать нашу позицию. Главный вопрос, возникающий сейчас у общественности, и сейчас этот вопрос стал риторическим, почему россияне как граждане страны-агрессора свободно въезжают в Украину без получения каких-либо разрешений, тогда как жителей востока Украины закрывают в гетто? Пока найти общий язык с представителями СБУ удалось только по вопросу о необходимости введения журналов регистрации в пунктах подачи документов, чтобы люди могли оставить жалобы и получить письменное подтверждение о подаче своих документов и жалоб. Второе — о необходимости введения обязательного электронного ответа для подтверждения регистрации заявки через Интернет. Но в целом наша позиция такова — существующая сегодня система разрешений нарушает Конституцию Украины, основы национальной безопасности и международные обязательства Украины, поскольку не базируется на принципе обеспечения верховенства права и приоритета прав человека, является неэффективной, поэтому должна быть отменена».
Выпуск газеты №:
№81, (2015)Section
Подробности