Cельские рады vs госадминистрации
На Закарпатье назревает конфликт из-за блокирования создания объединенных территориальных громад![](/sites/default/files/main/articles/31082016/1kos9240.jpg)
Децентрализация власти, передача реальных полномочий органам местного самоуправления и перемещение туда же ответственности за организацию жизни общества — является одним из краеугольных камней системных реформ в Украине, смысл которых — максимально приблизить систему управления и жизнеобеспечения страны к европейским стандартам. Таково и требование украинских партнеров по ЕС, заинтересованность в таких изменениях декларирует и наивысшее руководство государства.
Но, несмотря на все эти факторы, темпы создания территориальных громад в Украине не слишком высоки, а горькая слава безнадежного аутсайдера вот уже второй год подряд закрепилась за Закарпатьем. И если вы думаете, что реформу тормозят сельские и поселковые головы и депутаты, поскольку значительная часть из них лишится своих «хлебных» мест — то глубоко ошибаетесь. В роли главного блокировщика, как это ни парадоксально, выступают сейчас как раз те люди, которых Президент и Кабинет Министров наняли на работу внедрять президентские и правительственные циркуляры, — чиновники районной и областной государственных администраций.
КАК БЛОКИРУЕТСЯ ИНИЦИАТИВА «СНИЗУ»
Несмотря на то, что процесс образования громад длится второй год подряд, на Закарпатье смогли создать всего две в единственном районе — Тячевском. Более того, Закарпатская область — единственная в Украине, где доныне не принят перспективный план объединения громад, а инициатива «снизу» блокируется всеми доступными чиновникам методами. Как это делается — рассказали головы Нижнеселищенской и Копашневской сельских рад Хустского района Иван Шоля и Юрий Гангур.
«Еще в июне 2015 года сессия нашей сельской рады приняла решение о добровольном объединении с селами Нанково и Копашнево в одну громаду с центром в Нижнем Селище, — говорит Нижнеселищенский сельский голова Иван ШОЛЯ. — Однако прошлогодние выборы отодвинули этот вопрос на второй план. В апреле этого года мы опять начали этот процесс. В общественных слушаниях приняли участие около 300 человек, а 1136 граждан, которые выразили желание объединиться в одну громаду, подписали соответствующее обращение. Впоследствии депутаты Нанковского сельсовета отказались от объединения, и мы решили создавать громаду на базе двух сел — Нижнего Селища и Копашнева. Мы подали соответствующий пакет документов на получение заключения в Закарпатскую ОГА. С нарушениями сроков нам их вернули на «доработку», что мы и сделали, добавив списки опроса жителей. Когда мы подали документы второй раз, нам опять отказали уже без каких-либо объяснений».
Копашневский сельский голова Юрий ГАНГУР рассказал: «С соседними тремя радами нас объединяет даже существующая инфраструктура — на наших землях когда-то был хозяином один колхоз. Для процесса объединения сел мы создали рабочую группу, в которую вошли руководители всех сельских учреждений, разработали опрашивающее письмо, изучили мнение односельчан. Однако идея нашего объединения встретила сопротивление на уровне района. РГА не заинтересована в объединениях громад, они всячески противодействуют, так как теряют рычаги ручного управления местными радами, которые при объединении становятся финансово независимыми от воли чиновников районного и областного уровня. Много лет подряд наш сельсовет является дотационным, мы выпрашиваем деньги даже на зарплату работникам бюджетной сферы, а о таких вещах, как ремонты дорог, строительство или хотя бы реконструкция социальных объектов, и не мечтаем. Это — путь в никуда, это — запустение и разруха. Между тем в трех селах нашего сельсовета проживает 5243 человека, люди работящие, инициативные. Если наш сельсовет будет получать хотя бы 60% налога на доходы физических лиц — мы перестанем быть просителями, а социальное развитие села напрямую будет зависеть от умения вести хозяйство. Этого как раз и боятся районные и областные чиновники. Дошло до того, что, как мы считаем, один из работников РГА написал «анонимку», якобы 24 жителя нашего села против объединения. Областная власть взяла это «письмо» за основу и вернула документы по объединению на «доработку». Мы, кстати, не могли найти тех людей в Копашневе, которые якобы подписали это письмо», — добавил сельский голова.
ВЫВОДЫ ОГА НЕГАТИВНЫЕ
По мнению головы Закарпатской ОГА Геннадия МОСКАЛЯ, поданный в ОГА (еще без списков опроса жителей. — В.И.) проект не отвечает Конституции и законам Украины. В выводах ОГА записано: «В совместных общественных слушаниях пяти сел приняли участие всего 111 человек, то есть 1,86% от общего количества людей, которые имеют право голоса. Кроме этого, в ходе процедуры объединения проигнорировано предварительно запланированное вхождение в объединенную громаду с.Нанково, которое предусмотрено уточненным проектом Перспективного плана формирования территориальных громад Закарпатья...».
Когда же в повторной подаче к документам добавили списки опроса тысяч жителей сел, то выводы ОГА были опять негативными. Теперь ОГА вроде бы «засомневалась» уже в бюджетной возможности потенциальной объединенной громады. Сельские рады теперь добавили еще и такие расчеты, хотя позитивные цифры и так хорошо известны ОГА. Что же будет в третьем отказе?
Глава рабочей комиссии по изучению вопроса относительно возможного объединения громад Владимир МОЛНАР считает, что все сопротивление созданию объединенной громады — дело рук госадминистраций. А суть конфликта сводится к тому, что бюджетные ассигнования будут идти в территориальные громады напрямую, обходя кабинеты и карманы госчиновников. Его коллега из Нижнего Селища Александр Липчей отмечает, что борьба их громады является примером и для других сельских рад области, которые также намерены объединяться, но прессинг чиновников госадминистраций, откровенное запугивание сдерживают их.
Между тем негативный вывод из ОГА уже получила и Нелипинская сельская рада на Свалявщине, а от Полянской сельской рады этого же района не хотели даже принимать пакет документов для предоставления заключения о возможности создания объединенной территориальной громады. А на очереди — завершение объединительных процессов еще в 6-8 будущих объединенных громадах. Что их ожидает в кабинетах облгосадминистрации, которая штампует негативные выводы?
Региональный Офис внедрения децентрализационой реформы Закарпатского регионального отделения Ассоциации городов Украины созывает уже второе заседание Региональной платформы развития и реформ в области, на которое пригласил и представителей ОГА, и облсоветы, и Минрегиона и народных депутатов. Возможно, за круглым столом удастся найти общий язык в деле децентрализационной реформы на Закарпатье.
Выпуск газеты №:
№154, (2016)Section
Подробности