Перейти к основному содержанию

Центральноевропейский «ремонт»

Новые возможности евроинтеграционной стратегии Украины
10 июля, 00:00

В геополитической стратегии Украины утверждаются новые возможности: в качестве одного из принципиальных стратегических направлений выделяется углубление экономического и политического сотрудничества с будущими новыми членами ЕС, в первую очередь — со странами Центральной Европы (ЦЕ), которые образуют так называемую Балтийско-Черноморскую ось. Было бы элементарным упрощением, если бы мы попробовали ограничить причины соответствующей ситуации сугубо конъюнктурными факторами — резким (непредполагаемым раньше) усилением позиций стран ЦЕ, которое произошло во время иракского кризиса, или же решением Украины о направлении военной бригады в польский сектор послевоенной стабилизации. Я не отрицаю значимость отмеченного. Но в действительности речь идет о причинах более фундаментального порядка, об особой миссии, которую могут сыграть после окончательного обретения членства в ЕС страны ЦЕ и в первую очередь — Польша, в реализации нашего самого определяющего приоритета, — евроинтеграционной стратегии нашего государства. Можно прогнозировать ситуацию, при которой будущее наших отношений с ЕС все в большей, а возможно, и в определяющей мере будет зависеть от уровня отношений со странами ЦЕ, которые (как это можно ожидать) после мая 2004 г. возьмут на себя функцию главного субъекта восточной политики Евросоюза. Украина станет одним из объектов этой политики и, собственно, от нашей позиции в этой взаимозависимости будет определяться соответствующая перспектива. Собственно заявление Еврокомисии (март, 2003 г.) «Расширенная Европа — соседство: новое измерение наших отношений с восточными и южными соседями» имеет соответствующий подтекст, сводится в значительной мере к указанной логике.

ИДЕОЛОГИЯ — «ЕС ПЛЮС»

В первую очередь о так называемой противоречивости расширения ЕС и негативном влиянии этого процесса на наше государство, о чем время от времени и сегодня напоминают правительственные сановники. Специалисты Национального института стратегических исследований не разделяют такое мнение. Наоборот, мы исходим из того, что расширение ЕС открывает для Украины новые перспективы и довольно весомые возможности углубления евроинтеграционной политики нашего государства. В результате соответствующего расширения Украина окажется в статусе непосредственного соседа стран-членов Евросоюза, который объективно будет усиливать влияние ЕС на наше государство, в первую очередь, в политической сфере. Речь идет о влиянии Евросоюза на процессы углубления демократии, обеспечении прав и свобод человека, упрочении позиций СМИ, утверждении фундаментальных основ гражданского общества.

Мы должны учитывать и геополитические аспекты расширения ЕС, рассматривать этот процесс в контексте реализации идеи Великой Европы, объективных трансформаций от однополярного и многополярного мира. Речь идет о шагах в направлении усиления геополитической самодостаточности Евросоюза, возрождении Европы как признанного лидера мирового цивилизационного процесса. Международное сообщество заинтересовано именно в таком векторе развития мирового цивилизационного процесса. Указанная логика цивилизационных трансформаций отвечает национальным интересам и США. Лишь недальновидные политики могут этого не понимать. События в Ираке только обострили эту проблему.

В то же время расширение ЕС в определенных параметрах до конца не решает проблему европейской экономической самодостаточности, не способно существенно укрепить экономический потенциал Евросоюза, который ныне уступает экономическому потенциалу США. При соответствующем расширении будет достигнуто производство, которое равнозначно нынешним параметрам ВВП США. Однако, по оценкам экспертов, в ближайшие годы США могут рассчитывать на ускорение динамики роста более быстрыми темпами (в т.ч. и за счет приоритетов НТП, технического переоснащения военной отрасли, создания новой системы ПРО, доступа к ключевым сырьевым глобальным источникам). В этом контексте модернизированная экономика Украины, как и других государств-соседей ЕС, может рассматриваться как весомый экономический потенциал, поэтапная интеграция которого в экономическую систему ЕС может сыграть функцию критической массы, способной обеспечить соответствующие изменения в геополитическом положении Европы.

Если рассматривать расширение ЕС в такой плоскости, то становится понятно, что намерения Украины относительно получения в будущем полноправного членства в этой организации имеют довольно весомые предпосылки. Это — процесс, который предусматривает не только нашу, но и обратную заинтересованность. ЕС в такой же мере заинтересован в цивилизованной демократической Украине, как и Украина в ЕС. В перспективе такая взаимная заинтересованность будет расти. Для стран Западной Европы необходимо время, чтобы осмыслить эту зависимость. В такой ситуации главное для нас — постоянно доказывать мировому сообществу свою последовательность в избранном курсе, в утверждении демократических основ общества, принципов верховенства закона и права, социально направленной рыночной экономики.

В то же время следует проявлять политическую выдержку и понимание сложности процесса расширения ЕС; осознавать то, что этот процесс не может искусственно форсироваться. Странам Центральной Европы, которые на старте интеграционных процессов имели по сравнению с Украиной ощутимые преимущества, понадобилось почти 15 лет, чтобы осуществить сложные системные, иногда непопулярные реформы и таким образом приблизиться к европейским стандартам. Эти реформы требовали не только политической воли от руководителей стран-кандидатов, но и значительных усилий всего общества. Украинское общество пока что не поднялось до такого уровня трансформационных процессов. Нужно время. Нужна настойчивая кропотливая работа и в первую очередь политическая консолидация общества.

В отмеченном контексте позиция Еврокомисии в плане отношений между расширенным Евросоюзом и соседними странами, в т.ч. и Украиной, не может рассматриваться как акт размежевания, сооружения новой Берлинской стены или утверждения т. наз. «серой зоны». На самом деле речь идет о противоположном, о формировании идеологии Великой Европы, попытке определить экономическую и политическую основы более широкой (по сравнению с ЕС) европейской интеграционной зоны. Речь идет об образовании в перспективе общего европейского экономического пространства по принципу концентрических кругов с разноуровневыми степенями интеграции, где соседние страны будут рассматриваться не как антиподы, а как реальные действующие субъекты соответствующего образования. Учитывая это, можно утверждать, что Великая Европа — это не идеология развода. Это идеология «ЕС плюс» — Евросоюз плюс зона менее углубленной интеграции. В этой зоне, кроме нас и других государств, может оказаться и Россия. Такой процесс является исключительно благоприятным в геополитическом измерении для Украины. Мартовский документ Еврокомиссии о расширенном Евросоюзе должен рассматриваться в отмеченном контексте. В нем речь идет не об инструментарии «отгораживания» расширенного ЕС от соседних стран, а наоборот, — о механизмах активного сотрудничества со странами, не являющимися членами Евросоюза.

ОСЬ США — ПОЛЬША — УКРАИНА

Сделанные во вступительной части этой публикации акценты на особой миссии, которую могут сыграть страны ЦЕ в реализации евроинтеграционной стратегии Украины, имеют важные объективные предпосылки. Они касаются нескольких аспектов. Специалисты нашего института выделяют в первую очередь проблему сохранения (в связи с обретением членства в ЕС) специфической идентичности этих стран, которые сыграли довольно весомую роль в становлении общеевропейских ценностей и в то же время отличаются особым культурным наследием, традициями и ментальностью, являются близкими к соответствующим ценностям украинского народа.

Понятие «Центральная Европа» было нивелировано Второй мировой войной. Как указывает профессор Т. Кияк, «Центральная Европа была спрессована до границы Берлинской стены. Именно за эту территорию и ее ассимиляцию противостояли Советский Союз и Западная Европа». Новейшие преобразования в Европе в корне изменили эту ситуацию, однако проблема воссоздания специфической идентичности стран ЦЕ, их регионального самоутверждения не стала менее актуальной. В историческом разрезе эти проблемы являются очень близкими к проблемам европейской самоидентификации украинского народа, который на всех этапах своего развития имел наиболее тесные связи прежде всего со странами ЦЕ.

Наряду с отмеченным объективным стимулом углубления интеграционных процессов между странами Центральной Европы и Украиной существует и адекватность экономических преобразований. Речь идет о необходимости освоения модели инновационного развития и введении на этой основе постиндустриальных систем производства, структурной перестройке АПК, социализации экономики и преодолении на этой основе глубокой дифференциации доходов населения, обеспечением опережающих темпов роста.

Следует учитывать и то, что отставание Украины от стран ЦЕ по показателю ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности, не является критическим. В 2001 году этот показатель составлял в Украине около 4500 евро, а по 10 странам-кандидатам на вступление в ЕС — 10,7 тыс. евро, в т.ч. в Латвии — 7750, Литве — 8960, Эстонии — 9240, Польше — 9410 евро. В странах-кандидатах второй волны соответственно: в Болгарии — 5710, Румынии — 5560, Турции — 5230 евро. С учетом «теневого» сектора этот показатель для Украины будет значительно больше. Следует учитывать и более высокие темпы роста, которые демонстрирует украинская экономика в последние три года (2000 — 2003). В странах «десятки» они в среднегодовом измерении не превышают 2,5%, в т.ч. в Польше — 1,6%, Чехии — 2,7%, Венгрии — 3,5%. В Украине соответствующий рост составил 7,1%, за I полугодие 2003 года — 7,3%. К тому же в Украине более стабильная валюта, меньший уровень внешних долгов, позитивное платежное сальдо и значительно меньший бюджетный дефицит.

Сказывается и такое обстоятельство: страны Центральной Европы не имеют ощутимого потенциала расширения торговли на Запад. Этот потенциал уже в значительной степени исчерпан. Соответственно — указанные страны будут стремиться использовать потенциальную вместимость украинского рынка, которая довольно большая. Можно предусмотреть и активизацию инвестиционного процесса — перенесение ряда ориентированных на экспорт производств с территории Чехии, Словакии, Венгрии и Польши на территорию Украины с целью использования ее конкурентных преимуществ, а также (что не менее важно) выхода из-под очень жестких регуляторных требований, которые действуют на территории ЕС. Примером может служить Венгрия, которая уже теперь склонна рассматривать Украину как стратегическую территорию для выхода на рынки других постсоветских стран. В этом же контексте очень важным является углубление пограничного сотрудничества между нашими странами.

Отмеченные обстоятельства определяют естественную заинтересованность стран Центральной Европы в реализации евроинтеграционной стратегии Украины, официальную (публичную) поддержку этой стратегии. Это создает объективные предпосылки углубления субрегиональных интеграционных процессов на уровне стран Центральной Европы при участии Украины. Не исключается возможность формализации соответствующих отношений, предоставление им в соответствии с существующей мировой практикой институционно определенной формы.

В реализации этих процессов особое значение приобретает всестороннее углубление стратегического партнерства Украины с Польшей. В последнее время эта страна получила принципиально новый геополитический статус, превращается в одного из наиболее серьезных европейских партнеров США, берет на себя роль своеобразного трансатлантического интегратора в Центральной и Восточной Европе. Ныне Польша оказалась в пикантной ситуации, когда война в Ираке подняла эту страну на гребень мировой политики, но ее политические и экономические возможности далеко неадекватны этому уровню. Это определяет объективную заинтересованность не только украинской, но и польской стороны в углублении всестороннего сотрудничества между нашими странами. «Связка» США — Польша — Украина должна быть эффективно использована для движения Украины в Европу. Существует реальная перспектива упрочения такой «связки», ее утверждения в стойкую взаимозависимость геостратегического значения, что должно обязательно учитываться украинской дипломатией.

В этом контексте принципиальное значение имеет взаимное сотрудничество украинской и польской сторон в реализации нефтетранспортного коридора Одесса — Броды и далее — Гданск, который рассматривается политическими аналитиками как самый перспективный европейский экономический проект ближайшего десятилетия. После того как Польша получила доступ к нефтяным месторождениям Ирака, геостратегическая значимость этого нефтепровода существенно возрастает. Речь идет не только о перспективах транспортировки в Европу каспийской нефти, но и нефти ближневосточного региона. Особую роль в этом может сыграть углубление экономического сотрудничества Украины с Турцией. Существенное сближение интересов между нашими странами, которое произошло в последнее время, наши общие стремления в отношении европейской интеграции создают весомые предпосылки присоединения к соответствующему проекту и турецкой стороны. В целом разновекторная интеграция Украины в общеевропейскую систему транспортировки нефти может стать одним из определяющих факторов обоюдной заинтересованности в ускорении евроинтеграционного процесса Украины.

В новой ситуации немаловажное значение приобретает инициативная позиция Украины и относительно упрочения позиций ГУУАМ и интенсификации взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа, в частности, в развитии международных транспортно-коммуникационных сетей и освоении залежей углеводов Каспийского бассейна. Углубление соответствующего сотрудничества в полной мере корреспондируется с интересами Евросоюза. В этих и других вопросах Украина может стать важным связующим звеном между Востоком и Западом.

ШАГИ В НАТО

В контексте практической реализации задач евроинтеграционного процесса следует рассматривать и существенную активизацию евроатлантического вектора внешней политики Украины, его четкое направление на реформирование военного потенциала страны в соответствии с европейскими стандартами, на полномасштабную евроатлантическую интеграцию. Речь идет об одном из локомотивных звеньев нашей государственной политики, которая касается не только перспектив нашей внешней безопасности, но и философии нашего будущего. Вступление в ВТО, с одной стороны, и наши активные действия в плане обретения полноправного членства в НАТО, с другой, — это сегодня две наиболее отработанные позиции в отношении утверждения европейской стратегии нашего государства. Укрепление руководства Министерства обороны — одно из подтверждений этого вывода. То, что делается Украиной в этих вопросах, говорит о новом качестве евроинтеграционного процесса — его перенесение из плоскости чисто политического обоснования в сферу практических решений.

Принятие в 2002 г. Советом национальной безопасности и обороны политического решения относительно перспективы обретения Украиной полноправного членства в НАТО стало переломным этапом в отношениях нашего государства с Альянсом. В этом судьбоносном решении нашло отражение глубокое осознание того, что не только членство Украины в НАТО, но и сам процесс соответствующей интеграции будет содействовать разрешению ряда важных стратегических задач нашего государства, в частности:

— обеспечению гарантированной защиты национальной безопасности Украины, ее государственного суверенитета;

— более полной реализации действующего научно-технического потенциала нашего государства, его приобщению к высоким технологиям, развитию ВПК;

— современному обустройству государственных границ Украины;

— позитивным структурным перестройкам украинского общества, упрочению демократии, утверждению верховенства права, защите прав человека;

— повышению международного имиджа государства, его активному приобщению к геополитическим процессам, общеевропейской и коллективной безопасности, упрочению стабильности в Восточноевропейском и Черноморском регионах.

С учетом этих факторов процесс евроатлантической интеграции рассматривается политическим руководством государства не только как одно из промежуточных звеньев реализации цели более высокого порядка — задач евроинтеграционной стратегии Украины, но и как ключевое звено этой стратегии. В этом контексте учитывается и опыт стран ЦЕ. Хорошо известно, что путь в ЕС этих стран пролегал через предварительное получение членства в НАТО.

* * *

Расширение ЕС уже в определенных параметрах — присоединение к Евросоюзу сначала десяти, потом — двух и далее — еще одной страны — может иметь для Украины два альтернативных последствия. С одной стороны, утверждение между ЕС и странами-соседями (постсоветской Европой) границы окончательного размежевания. В этой ситуации Украина будет вынуждена интенсифицировать восточный интеграционный вектор. Другая альтернатива — активная и последовательная евроинтеграционная политика нашего государства, в котором основные акценты будут расставляться на реализации определенных в Послании Президента Украины стратегией «Европейский выбор» задач внутренних преобразований, демократизации общества. Каждый реальный шаг в соответствующем направлении будет содействовать росту международного имиджа нашего государства, а поэтому — и ее европейской привлекательности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать