Чего не учла власть? Или наоборот?..
Анатолий КОЛОДНЫЙ: «Общим актом празднования 1025-й годовщины крещения Киевской Руси наши чиновники, которые не советуются ни с религиеведами, ни с историками, способствуют утверждению «Русского мира»
В Украине утверждена программа мероприятий по поводу празднования 1025-ой годовщины крещения Киевской Руси на конец июля текущего года. Интересно, что, несмотря на хронологические пробелы в принятии христианства, к празднованию приобщатся Россия и Беларусь. Целью триединого празднования, что соответствует неизменному мифу о единстве трех славянских народов, является укрепление гуманитарных и межчеловеческих отношений Украины с соседними государствами.
В рамках празднования украинская сторона взяла на себя обязательство по выпуску юбилейных монет, изданию многотомной «Украинской православной энциклопедии», проведению фестиваля духовной христианской музыки, а также по созданию художественных и документальных фильмов о распространении христианства в Украине. Кроме того, летом запланировано начать строительство масштабного православного комплекса в честь князя Владимира на берегу Днепра, около памятника основателям Киева.
Пообщаться о целесообразности масштаба празднований и общем контексте «День» решил с руководителем Отделения религиеведения, заместителем директора Института философии им. Г. С. Сковороды НАН Украины Анатолием КОЛОДНЫМ.
— Нынче составлен целый список мероприятий, которые должны пройти в рамках празднования 1025-летия крещения Руси Украиной, Россией и Беларусью: изготовление монет, съемка документальных и художественных фильмов о распространении христианства на Руси и тому подобное. О чем это свидетельствует?
— У нас налицо нарушение принципа отделения церкви от государства. Ведь это праздник, прежде всего, церковный, и именно церкви должны отмечать его на широком и высоком уровне. Тем более, празднование годовщины проходит без учета того, что в Украине существует раскол в православии. Следовало бы обратить внимание и на то, что кроме церквей киевской традиции Владимирового крещения, есть еще и греко-католики.
В целом в намерении праздновать эту дату в заданном формате я вижу коварное протягивание идеи исторической Руси или «Русского мира» — трех народов (украинского, русского и белорусского), с которой приезжает к нам Московский Патриарх Кирилл. Этим актом наши государственные служащие, которые не советуются ни с религиеведами, ни с историками, способствуют утверждению идеи единства народов, сближению с Россией и признанию того, что Московский Патриарх является заодно и украинским.
В целом же стоит отметить, что мы должны говорить о крещении Киева, а не всей Руси. Московии в те времена еще не было. В России и Беларуси приняли христианство только через 300—400 лет после крещения Владимира. Поэтому отмечать эту дату вместе, с исторической точки зрения, неграмотно.
— Почему, на ваш взгляд, украинское государственное руководство соглашается на это?
— Для нынешних руководителей Украина не замыкается тем сугубо украинским, что формирует нашу идентичность, что приводит к непониманию содержания и значимости некоторых исторических событий. Не знаю, кто актуализировал эту дату — Виктор Янукович даже покинул Давос и приехал на заседание.
— Вы отметили, что Владимирово крещение касалось именно Киева, однако Патриарх Филарет на днях заявил, что формат участия в отмечании годовщины Киевским патриархатом еще не определен.
— Разумеется, Московский Патриарх не потерпит, чтобы около него были патриархи Киевского патриархата, Автокефальной или Греко-католической церквей. Не приглашены и протестанты, которые также признают Киевское крещение. Однако отмечание будет промосковским и пройдет под эгидой одной церкви.
В идеале государство должно было дать право каждой церкви по-своему отметить этот праздник так, как она считает нужным.
— Известно, что на праздновании 1020-ой годовщины, во времена президентства Ющенко, центральной фигурой был Константинопольский Патриарх Варфоломей. Сейчас ключевой фигурой выступит Московский Патриарх. Сместились акценты?
— Причину следует искать еще в начале каденции Виктора Януковича. Тогда, чтобы благословить нового главу государства, в Киев приехал Патриарх Кирилл. Это засвидетельствовало, что мы являемся принадлежностью Московской православной церковной империи. Отмечание этого праздника на государственном уровне в присутствии Патриарха Кирилла говорит об одобрении колонизаторской политики по отношению к Украине.
— В последнее время Патриарх Кирилл достаточно часто приезжал в Украину. Имеют ли его призывы реальное влияние на верующих?
— Сейчас происходит определенный спад такой активности. Раньше визиты Московского Патриарха были связаны с желанием устранить Митрополита Киева и всей Украины Владимира из-за его болезни. Еще одной целью было навязывание идеи создания митрополий по русскому образцу. Однако такая инициатива не прижилась, в случае же успеха значение и значимость Киевской митрополии и статус Главы УПЦ существенно уменьшился бы.
Можно сделать вывод, что вышеупомянутые действия направлены на ликвидацию существующей автономии украинской церкви. Визиты Московского Патриарха должны засвидетельствовать, что именно Кирилл является главой Церкви, а Митрополит Владимир — один из низших руководителей.
— А как относительно влияния непосредственно на верующих? Известны примеры даже политической агитации.
— Проблема заключается в том, что околоцерковные структуры Московского патриархата работают активнее, чем в церквях Киевского патриархата или в Автокефальной церкви. Всевозможные братства УПЦ МП организовывают крестные ходы почти еженедельно в Киеве и за его пределами. Через такие опосредствованные звенья они в искаженном, неукраинском духе влияют на верующих: раздают разные пропагандистские книжечки, открытки, которым, к сожалению, люди доверяют. Они воспринимают Кирилла как единого Патриарха, а того же Филарета — как отступника.
— Российские журналисты написали, что в день празднования годовщины пройдет полгода, отведенные Россией для того, чтобы Украина определилась окончательно по поводу вступления в Таможенный союз. Двойной праздник для России?
— Разумеется, это все связано. И недавний приезд Жириновского, который рассказал, что Украина сама по себе ни на что не способна. И массовая агитация за Таможенный союз. И открытая пропаганда имперской идеологии: в Киеве проходят демонстрации с портретами царя Николая ІІ и российскими флагами, время от времени появляются билборды с надписями: «Прости, царь-батюшка». Служба Безопасности давно должна была обратить внимание на это.
Россия давно целеустремленно работает на то, чтобы отвернуть Украину от Европы и обратить к себе. В том числе нас пытаются духовно подчинить Москве. Многие считают, что такая тактика не работает, но в массах верующих формируется промосковское настроение.
— Где искать альтернативу и силы, чтобы противостоять этому наступлению?
— Я вижу альтернативу в активизации деятельности самих украинских церквей, в том числе — Греко-католической и Автокефальной. Они должны предъявить свои права на то, чтобы называться церквями Владимирской традиции. КП уже принял на одном из своих синодов решение сзывать в Киев своих священнослужителей, чтобы провести массовое шествие в день годовщины Крещения. Но нужно продумывать и другие мероприятия. Активизироваться могли бы и просветительские сообщества. Нужно вместе актуализировать тот момент, что это было Владимирово крещение, которое имело отношение к Киеву и киевлянам, а не крещение всей Руси. Кроме того, это крещение не было первым. Ранее христианство принял князь Аскольд, потом — княгиня Ольга и после Владимир. К раннему периоду относится также и крещение на Волыни. Можно было провести целый ряд акций.
В светском плане мы, безусловно, проведем научную конференцию, а как реагировать церквям — это их вопрос. Настаивать на чем-то мы не имеем права.
Выпуск газеты №:
№17, (2013)Section
Подробности