Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что будет с разведкой?

Игорь СМЕШКО: «Я не являюсь больше председателем комитета. Он ликвидирован формально, потому что он, как де-юре, так и де-факто, не был сформирован»
10 февраля, 12:43
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Российская агрессия заставила государственные службы срочно реформироваться. За годы режима Януковича обороноспособность Украины была, мягко говоря, подорвана. Само понятие разведки было искажено. Разведка, как разрозненная система, стала выполнять функции далекие от национальных интересов. Собрать ее в целостную, согласованную систему, которая должна была координироваться единым органом, стало одной из задач формирования в октябре 2014 года Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, председателем которого был назначен Игорь Смешко. Задача, учитывая множество личных интересов многих представителей властного и бизнесового Олимпа, крайне тяжелая. Но еще не успел этот Комитет полноценно заработать, лишь сформировав основные принципы, которые легли в основу Национальной разведывательной программы, он был ликвидирован через четыре месяца и создан новый, почти с таким же названием. Указом Президента от 30 января 2015 года «О совершенствовании системы обеспечения руководства, координации и контроля за деятельностью разведывательных органов Украины» был образован Объединенный комитет по вопросам разведывательной деятельности при Президенте Украины. Кто будет руководителем нового Объединенного Комитета и чем его функции отличаются от предыдущего органа? С этими вопросами мы обратились к Игорю СМЕШКО.

Игорь Петрович, согласно п.5 Указа Президента Украины №42 от 30 января с.г. Вас освободили с занимаемой должности председателя Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, а сам Комитет, который был образован лишь четыре месяца до этого, был ликвидирован. Этим же Указом новому председателю Комитета, в названии которого добавились лишь одно новое слово: «Объединенный» было поручено в месячный срок внести проект Положения и предложения относительно его персонального состава. С учетом того, что в Указе Президента есть два закрытых пункта, остались ли вы председателем этого нового Комитета? И, что случилось со старым Комитетом и почему его ликвидировали?

— Нет, я не являюсь более Председателем Комитета. Предыдущий Комитет ликвидирован чисто формально, потому что он, как де-юре, так и де-факто, не был еще сформирован. В Указе Президента Украины №760 от 7 октября 2014 года было лишь объявлено о намерении его создания, но ни его персональный состав, ни Положение о его деятельности, ни структура и штатное расписание аппарата обеспечения его деятельности так и не были утверждены.

Но почему же? И кто же тогда является председателем нового Комитета?

— Эта часть Указа Президента Украины, как вы сами отметили, является закрытой. Поэтому, я не могу ее комментировать.

Разве вы, в качестве председателя Комитета, не готовили этот новый Указ и предложения об очередной реорганизации Комитета? И почему решили сделать тайной фамилию нового его председателя?

— Нет, не готовил. Проект этого Указа был подготовлен в Аппарате СНБО Украины и представлен на подпись Президенту Украины от имени Секретаря СНБО Украины. Причина закрытой части Указа мне также неизвестна.

Неужели все дело только в новом названии? Ведь, подобный Комитет уже трижды был в нашей стране, начиная с 1992 года, когда его впервые возглавлял генерал Е.Марчук — и он ни разу не изменял своего старого названия. Кроме того, как известно, и в Постановлении Верховной Рады Украины от 31 июля в 2014 г. идет речь о возобновлении именно Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, а не Объединенного Комитета.

— Могу лишь повторить, что я не принимал участия в подготовке этого решения, потому мне трудно его комментировать. Со времени моего назначения 7 октября 2014 года на должность председателя Комитета, с учетом моего предыдущего опыта руководства работой спецслужб Украины и подобными Комитетами, мной были предложены три варианта возобновления его работы.

Первый вариант, в качестве отдельного вспомогательного органа при Президенте Украины с финансовым, материально-техническим и другими видами его обеспечения за счет сведенного бюджета разведывательных органов Украины. Исторический прецедент функционирования Комитета в таком формате — это Комитет по вопросам разведки образца 1995—1998 годов.

Второй вариант — это развертывание деятельности Комитета путем совмещения должности главы Службы внешней разведки Украины с должностью председателя Комитета для использования на начальном этапе бюджета, кадрового и материально-технического потенциала СВР Украины, со следующим отделением Комитета и его аппарата, в составе до 35 сотрудников, по первому варианту его построения. Исторический прецедент этого варианта, это совмещение должности председателя Комитета с должностью начальника Главного управления разведки Минобороны Украины в 1997—1998 годах и с должностью главы Службы безопасности Украины в 2004—2005 годах. 

Третий вариант, это возобновление деятельности Комитет в качестве вспомогательного органа при Президенте Украины, когда аппарат обеспечения его работы является отдельным структурным подразделением аппарата СНБО Украины. Исторический прецедент реализации этого варианта, это совмещение должности председателя Комитета с должностью первого заместителя Секретаря СНБО Украины в 1998—2001 годах.

Так какой из этих вариантов сейчас реализован?

— Из предложенных мной — ни один. Дело в том, что во исполнение статьи 4 Указа Президента Украины №760 от 7 октября 2014 г., мной был разработан и 21 октября 2014 года внесен на утверждение проект следующего Указа Президента, который должен был, как де-юре, так и де-факто, создать этот Комитет. Этим Указом предлагалось утвердить персональный состав Комитета, Положение о его деятельности, структуру аппарата Комитета и Положение о координации деятельности разведывательных органов Украины в особый период. Но проект этого Указа, состоянием на 30 января текущего года, так и не был подписан. А следовательно, Комитет, так и не был сформирован.

Почему?

— Простите, но это вопрос не ко мне.

Следовательно, вы оставили свою работу в Администрации Президента Украины?

— Нет. Я продолжаю заниматься тем же, что и делал до этого, — исполнять обязанности советника Президента Украины. Политика остается «искусством возможного». Президент Украины принял свое решение, одновременно предложив мне остаться его советником. Я — кадровый офицер! А наша страна — находится в состоянии необъявленной войны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать