Что определяет репутацию прессы?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001214/4230-4-8_0.jpg)
Лариса ИВШИНА: Сегодня в Украине газеты существуют в специфическом климате, который не дает им существовать как коммерческим проектам. Для того, чтобы пресса могла развиваться, должен быть запущен рыночный механизм выживания газеты, она должна зарабатывать на себя. Поэтому, когда мы ведем дебаты, должна ли газета быть независимой, то мы говорим о том, к чему мы еще должны прийти. Кстати, очень мало людей, фиксирующих это положение вещей. Это происходит потому, что мы сразу перескочили от одного уровня зависимости, бывшего в советское время, к другому. Сначала для нас был период больших надежд, быстро закончившийся с приходом новых финансовых реалий. Эти реалии диктуют не совсем совершенные отношения с учредителями (независимо от того, кто является учредителем — государство, частный собственник или коммерческая фирма) — так как они часто ждут от печати осуществления интереса «сегодня на сегодня». Такой подход не дает подняться газетам общенационального класса с репутацией, отстаивающим общие критерии и интересы, понятные для всех людей, независимо от того, хочется ли главному редактору, например, чтобы определенный завод купили его сторонники или нет. И читатели, даже если они не имеют большого выбора информации, все равно это ощущают. Отсюда — и уровень уважения, и тиражей. На другом полюсе этой проблемы — тот факт, что качественные СМИ, с их довольно интеллектуальными текстами не всегда бывают читателям нужны. Поэтому в своей журналистской среде мы часто обсуждаем, реальны ли наши, «Дня», планы, наша концепция развития, или они иллюзорны? Я лично в определенной мере считаю это «движение на опережение» оправданным.
Сейчас многие видят, как «усыхает» газетный рынок и как те газеты, которые раньше были толстыми, начинают «худеть». Но я убеждена, что это явление временное. И потому планку надо держать высоко. И здесь прессе без понимания людей, работающих со СМИ, не обойтись. Эту необходимость не всегда хорошо ощущают руководители, так как мало кто из них любит прессу, которая говорит тебе то, чего ты не хочешь слышать, или, например, то, что не совсем совпадает с твоим видением. Сформировать терпимость, понимание и контактность в отношениях между печатью и властью — задача пресс-служб. Если, конечно, при этом нет предубежденности, ведь мы являемся свидетелями многих примеров критики, направленной только на то, чтобы вывести человека из стабильного состояния. И в то же время своих оппонентов надо воспитывать. Если не работать с ними, то такой необходимый в нашем обществе диалог «медиа — власть» не будет происходить на надлежащем уровне. И поэтому мы бы хотели ближе познакомиться с вами.
Вам приходится тесно сотрудничать с журналистами у себя в областях. Нужна ли, по вашему мнению, сейчас обществу думающая пресса?
Наталья КУЗЬМЕНКО, советник председателя Запорожского областного совета народных депутатов:
— Нормальные контакты с печатью дают достаточно оснований, чтобы не навязывать журналистам свое мнение и при этом давать им максимум информации. Пресс-служба нужна, ведь от ее качественной работы зависит как имидж руководителя, так и интерес масс-медиа к нему. От того, насколько ты адекватно донесешь общественное мнение до своего руководителя, зависит и его соответствующее отношение к тем людям, которые ему доверили власть. Проблема в том, что сейчас в областных советах функция пресс-службы нивелирована. И с этим надо бороться... У меня к вам, Лариса Алексеевна, вопрос: ощущаете ли вы прессинг после публикаций острых материалов и были ли у вас судебные процессы?
Л. И. Не припомню, чтобы мне в случае, если критический материал был справедливый, кто-то позвонил по телефону и начал требовать его снятия. Что же касается судебных исков — это так, это для газеты обычное дело. В этом вопросе есть один такой момент — абсолютное отсутствие корпоративной солидарности. Не в том значении, что газеты не поддерживают друг друга вообще. Есть такая поддержка, которая ничего не стоит. Кому был нужен весь этот шум со львовскими тыквами? Казалось бы: пошумим, поговорим об ограничении верхнего предела исков против СМИ. Но давайте трезво обсудим, за что следует бороться: за то, чтобы наши или заграничные истцы нам выставляли не 1,5 млн., а 300 тысяч, или, может быть, следует бороться за независимость судебной власти? Чтобы было у нас законодательство, которое не разрешало бы иностранцам выставлять такие суммы? Эти абсолютно искаженные критерии. Почему редакторы многих изданий не поддерживают справедливые требования? Потому что они не стали общими. У любого есть своя корпоративная правда, с которой он прийдет к своему руководителю, поторгуется и что-то за нее получит. По таким правилам, конечно, жить легче.
А меня интересует, как изменились теперь настроения в региональных газетах? Многие из-за проблем, разочарования сами стараются уйти от острых проблем, или не совсем так? Как вы считаете, влиятельна ли пресса? И какая именно влиятельна? Прислушиваются ли к ней руководители? Как реагируют?
Татьяна ДОЛБНЯ, главный специалист по информационно-аналитическим вопросам, и.о. пресс-секретара Харьковского областного совета народных депутатов:
— По моему мнению, произошли изменения в отношении депутатов к масс-медиа. Если народные избранники раньше просились на экраны, газеты, то теперь их тяжело уговорить выступить. Появился какой-то барьер. Журналисты расставляют акценты таким образом (то ли по заказу редакции, то ли кого-то другого), что депутаты пожимают плечами: «Я говорил одно, а они подали по-другому». У нас, как, кстати, и везде, пользуется популярностью та пресса, которая объективно подает информацию. Всегда ощущается, кто стоит за изданием, но те газеты, которые при этом все-таки стараются держать марку объективности, всегда популярны.
К сожалению, руководители советов народных депутатов областного, районного уровня с печатью практически не общаются, поэтому в области складывается впечатление, что органы местного самоуправления отошли на второй план. В то время, как госадминистрации имеют свои пресс-службы, проводят пресс-конференции...
Л. И. — Вот еще одна очень интересная тема — она пока серьезно не отражена в прессе. Происходит совмещение должностей: иные губернаторы одновременно становятся председателями областных советов. Мы еще не видели ни одного квалифицированного материала с отображением этой необходимости, юридических последствий этого совмещения. Думаю, в регионах это вообще не обсуждается.
Т. Д. — Нет, конечно, хотя с точки зрения развития государства это, безусловно, интересно.
Л. И. — Очень часто региональные газеты имеют больший тираж, чем общеукраинские, — они нужнее. Они в деталях пишут о том, что жителям конкретного региона важно знать сегодня. У общенациональных же газет взгляд на проблемы регионов должен быть всеохватывающим.
Инна ТИТАРЕНКО, руководитель пресс-службы Черкасского областного совета народных депутатов:
— Я бы сказала, что наши руководители игнорируют некоторые газеты. К сожалению, наша местная печать не столь влиятельна...
Л. И. — У вас очень сложный регион, сначала были проблемы с губернатором, потом с мэром. Именно поэтому общеукраинская газета должна находить объективных и интересных журналистов, которым доверяют в регионах и которые могут увидеть проблему более масштабно, так как разобраться с точки зрения неместных интересов в том, что происходит, журналист, включенный в одну розетку, не сможет.
Я уверена, что сегодня читатели центральных изданий не скажут, какие показатели имеют в этом году области. Говорю не только о традиционных показателях сбора урожая, а, например, о том, как идет развитие частного сектора, как идут дела с банковской системой, где государственный сектор реанимировался после перетрясок, и пришли ли туда руководители с новым мышлением, где общественные организации действительно влияют на общественную жизнь, где фирмы работают на рынке новых технологий. Этой информации нет. Краски Украины сейчас намешаны, как в абстракционистской картине очень плохого исполнения. Думаю, что этот поиск подходов необходим, так как то, что мы делали раньше, мне кажется неинтересным, и те, кто хотят увидеть информацию на новом уровне, поблагодарили бы нас, если бы мы начали хотя бы немного изменяться.
Сергей КОСОЛАП, руководитель пресс-службы Днепропетровского областного совета народных депутатов:
— Могу назвать две газеты — «День» и «Зеркало недели», — которые сломали определенный психологический барьер: они подняли планку дозволености критики. Если раньше оппозиционные издания в нашем регионе позволяли себе какой-либо критический штрих, то сразу шел звонок сверху. А сейчас они позволяют себе критику по серьезным вопросам общественной жизни. Но иногда возникает местечковая оппозиционность, некорректная, на мой взгляд, и непонятная. Могут известного политического деятеля нарисовать в ванне...
Л. И. — Если хорошо нарисовать, то не проблема, но если плохо, то это неинтересно. Здесь даже стоит говорить не об этике, а о целесообразности и остроумии.
С. К. — А с другой точки зрения — надо просмотреть все информационное законодательство. Так как, если сейчас идет разговор об Интернете на заводах и фабриках, то для этого нужны средства. А для того, чтобы происходила трансформация мозга, особых средств не нужно.
Л. И. — Но для этой дешевой трансформации в мозгах нужны дорогие газеты.
С. К. — Безусловно. Этим невозможно пренебрегать и потому невозможно смириться с тем, чтобы в государстве не было своей бумаги. Таким образом, бумага превращается в стратегическое сырье.
Ирина ДУДКА, заведующая пресс-службой Полтавского областного совета народных депутатов:
— «День» у нас пользуется соответствующей репутацией, руководители доверяют ему, вашу газету в особенности активно читали во время предвыборной кампании. Сейчас интерес несколько угас, но качество материалов удовлетворяет. Что же касается свободы слова, то наша местная печать работает большей частью на заказчиков. Кое-кто на оппозиционности стал депутатом.
Л. И. — Уровень оппозиционности, которые сейчас демонстрируют газеты или политики, также не вызывает у людей адекватного доверия. У серьезных людей возникает ощущение, что что-то не так с этой оппозицией. И это не случайно, так как лишь одной остротой доверия не получишь. Надо, чтобы было понятно, что это у тебя не ситуативно, а что ты на самом деле широко и доказательно мыслишь, видишь. На мой взгляд, газеты всегда оппозиционны к власти. Оппозиционность означает ту или иную форму критики, осмысления, но надо, чтобы это было со знанием дела. Тем более, что есть время выборов и есть жизнь между выборами. И сейчас надо влиять на то, на что ты можешь влиять. А сколько этой самой критично-аналитической работы относительно того, что является старым и отсталым в мышлении! Но это многим кажется неинтересным, так как это продолжительный процесс. Вот в чем еще проблема.
И. Д. — Мне кажется, что люди устали от постоянной оппозиционности. Если из номера в номер неаргументированно требуют снять Президента, то это уже становится неинтересным. Но, по моему мнению, критика должна быть не только доказательной, но и поданной в красивой литературной форме, когда высказывания журналиста становятся крылатыми. Или же, к примеру, ваша рубрика «Дневник», которая дает место для сердца и действует на уровне сердца. Журналистская работа в аналитических изданиях может быть очень высокого класса.
Л. И. — Здесь есть еще одна проблема для журналистики. Ведь намного легче сказать что-то плохое о Президенте, который добывает второй срок, а вот выступить на защиту какого-то другого человека в ситуации острой и близкой тебе — проблематично. В каждом городе можно найти представителей власти, руководителей предприятий, которые действуют на свое усмотрение и себе на пользу, но никто не хочет ничего говорить, так как засветиться в борьбе с злоупотреблениями на таком уровне — это непрестижно. Эта борьба, неосвещенная софитами, может привести к более тяжелым последствиям для журналиста, ведь на местах реакция быстрая, жесткая и без славы. Поэтому не удивительно, что интересные региональные журналисты всегда писали в «День».
Тамара КАШИРИНА, главный специалист по информационно-аналитическим вопросам Херсонского областного совета народных депутатов:
— Сегодня местное самоуправление отошло на второй план и у нас тоже. Но я хочу в особенности подчеркнуть, что профессионализм всегда берет верх. Когда журналисты приходят в областной совет — неважно, было какое-то событие или нет, я не отпускаю никого с пустыми руками. Ведь через областной совет проходит столько важной информации — можно найти интересный факт не только для местных, но и для всеукраинских газет.
Виктория ЖЕЛЕЗНОВА, заместитель руководителя отдела пресс-службы Днепропетровского совета народных депутатов, собкор газеты «Заря»:
— По поводу влиятельности газеты: до тех пор, пока влиятельность будет определяться количеством фотографий руководителей области, которые вышли на протяжении недели на страницах газет, я считаю, далеко эта область не пойдет и влиятельность газеты на этом и закончится.
Л. И. — Экономика страны, конкретного региона, заказывает определенный уровень свободы слова. Нам нужно самим учиться делать деньги. Наша инертность — дополнительный налог на всех нас. Я все-таки считаю, что доброжелательность, ясность и твердость необходимы в отношениях прессы с руководителями всех уровней. Именно это дает журналистам уверенность в том, что ты можешь свою критику спокойно прочитать в глаза человеку и сказать: я считаю так-то, вы не согласны — приведите свои аргументы. Отношения пресс-служба — газета надо строить на принципах взаимопонимания во имя общего развития, поэтому мы и организовали эту встречу.