Перейти к основному содержанию

...Что бы сказал Иосиф Слипый?

«Думаю, он бы отнесся ко встрече Папы Римского и патриарха Кирилла резко негативно, ведь Москва до сих пор не покаялась за «собор 1946 года», который ликвидировал УГКЦ», — религиевед
12 февраля, 10:05

Сегодня в аэропорту на Кубе должна состояться первая в истории встреча Папы Римского Франциска и патриарха РПЦ Кирилла. Как передает агентство Reuters, встреча должна произойти во время поездки Франциска в Мексику. Как отмечает российская сторона, «религиозные лидеры должны обратиться относительно прекращения преследования и убийства христиан на Ближнем Востоке». Как говорится в сообщении, поскольку «президент России Владимир Путин тесно связывает себя с РПЦ, данная встреча является не только религиозным, но и политическим событием», «поскольку Россия имеет разногласия с Западом из-за Украины и Сирии».

Но на самом ли деле на Западе верят, что на позицию Кремля относительно Украины и Сирии можно повлиять через российского патриарха? Поскольку МП фактически является филиалом российского ФСБ, что подтвердилось, в частности, во время аннексии Россией Крыма и ее агрессии на Донбассе. Сегодня РПЦ является религиозным, политическим и информационным инструментом агрессивной политики Москвы. Поэтому встреча патриарха Кирилла с Папой Римским может стать основой для пропаганды и утверждения позиций РПЦ во время будущего Всеправославного Собора в июне 2016-го.

Показательно, что в последнее время мы были свидетелями встреч на политическом уровне госсекретаря США Джона Керри с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым или помощницы американского госсекретаря Виктории Нуланд с помощником президента России Владиславом Сурковым, на которых обсуждали украинские вопросы, но без представителей самой Украины. Нечто подобное мы наблюдаем и на уровне религиозных лидеров. Здесь не только встреча Франциска с Кириллом, но и подготовка к Всеправославному Собору, где фактически не будет представлен украинский интерес. Очевидно, это является и следствием слабости позиций украинского государства.

Встреча между папой Римским и российским патриархом долгое время не могла состояться из-за того, что РПЦ апеллировала к «проблеме» УГКЦ, которая находится в сопричастии с Папой Римским. «Каких-то особенных решений, перемен и последствий в вопросе изменения отношения Русской православной церкви к УГКЦ я не жду. Очень рад, что такая встреча состоится», — так оценил встречу руководитель Департамента информации Украинской греко-католической церкви Игорь Яцив. 

«Интересно, что бы сказал Иосиф Слипый о встрече Папы с Кириллом (Гундяевым)?.. На фоне агрессии России против Украины. И Алеппо...» — отреагировала главный редактор «Дня» на новость о встрече глав двух церквей на своей странице в Facebook.

Кардинал Иосиф СЛИПЫЙ (1892—1984 гг.) С 1918 года — доктор богословия. Рукоположенный на священнический сан 30 сентября 1917 года, с 1922 года — профессор греко-католической духовной семинарии во Львове, с 1926 года — ректор. В 1929 г. — ректор Львовской богословской академии, в 1930-м — действительный член Научного общества им. Шевченко. Поддержал Акт восстановления украинского государства от 30 июня 1941 года, был в оппозиции к немецкой оккупационной власти. 1 ноября 1944 года, после смерти митрополита Андрея Шептицкого, перебрал провод над Галицкой митрополией. 11 апреля 1945 года арестован органами НКВД, осужден на восемь лет исправительных работ. Отбрасывал советские предложения перехода на «каноническое» православие, управляемое из Москвы, за что было обещано немедленное освобождение. Был за это осужден в 1953-м, 1957-м и 1962 годах. Отбыл 18 лет ссылки в лагерях Сибири и Мордовии. После многолетних протестов мировой общественности и по личному ходатайству папы Иоанна ХХІІІ правительство Хрущева приняло решение об освобождении Иосифа Слипого. 9 февраля 1963 года его торжественно встречали в Риме. 25 января 1965 года Иосифа Слипого выбирают кардиналом Римо-Католической церкви. На протяжении лет добивался создания Украинского католического патриархата. Построил в Риме для украинских христиан Собор святой Софии, организовал Украинский католический университет им. святого Климента и Украинское богословское научное общество.

«ВАТИКАНСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЕТ СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ»

Мирослав МАРИНОВИЧ, член-основатель Украинской Хельсинской группы, вице-ректор Украинского Католического Университета:

— Во-первых, желание Москвы встретиться с Папой Римским, несмотря на вопрос УГКЦ, означает, что в России серьезные проблемы. Во-вторых, Папа не может отказаться от этой встречи, если ее инициировал Московский патриархат, потому что это желание было задекларировано ранее. Кроме того, встреча религиозных деятелей может быть полезной, если она имеет правильную ценностную основу. Скажем, я знаю, что Папа сыграл ключевую роль, когда шла речь об освобождении патриарха Иосифа Слипого. То есть теоретически можно представить, что эта встреча могла бы быть использована Папой Римским для важных шагов в мировой системе безопасности. Но будут ли они сделаны — это вопрос.

Религиозные деятели не являются политическими деятелями. Это к политикам можно применить логику «как он может встречаться в то время, когда погибают люди?». В случае с религиозными деятелями действует другая логика. Зато чего недостает — это ощущения, что ватиканская дипломатия правильно понимает ситуацию в Украине. В свое время я даже писал протест против странных ошибок дипломатии Ватикана. Поэтому для меня остается большой вопрос — не будет ли использована эта встреча просто в интересах Московского патриархата, что якобы они важны и с ними встречается Папа Римский. Есть много опасений и вопросительных знаков, но я все равно не принадлежу к тем, кто является кардинальным противником этой встречи.

Что же касается Всеправославного собора, то я ожидаю, что украинский вопрос будет «загнан» очень глубоко. Россия позаботится о том, чтобы ни одна православная делегация даже не произнесла слово «Украина». Всеправославная встреча важна для того, чтобы засвидетельствовать, насколько неконструктивной является позиция Москвы. В этом нужно убедиться всему православному миру. Во время встречи в Равенне несколько лет назад состоялось голосование по определенному вопросу, и все православные церкви, кроме Московского патриархата, голосовали так, как предлагали католики. Москва очень долго претендовала на то, чтобы быть координатором, представителем, решающей силой в судьбе православия. Но в православном мире вызревает понимание, что «третий Рим» не выполняет свои координационные функции, а только блокирует. Позиция православных церквей меняется. Например, есть Румынская православная церковь, которая хотела бы жить открытой диалогической жизнью. А вечные претензии и помпезные позы Московского патриархата становятся архаичными.

«ПАПА ДОЛЖЕН БЫЛ ОЗВУЧИТЬ КИРИЛЛУ, ЧТО МП ЗАНИМАЛСЯ ОФОРМЛЕНИЕМ АННЕКСИИ КРЫМА И РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ НА ДОНБАССЕ»

Александр САГАН, доктор философских наук, профессор Института философии им. Г.Сковороды:

— Тема Сирии и Украины отвлекает в переговорах Кирилла с Папой Римским. Основной проблематикой может стать снятие или не введение санкций против РФ. РПЦ — это один из последних козырей Путина в работе с Западом. А Папа Римский — это не только глава католической церкви, но и глава светского государства. Вторым вопросом может стать сохранение денег Московской патриархии, которые обесцениваются и попадают под санкции. Ватиканский банк — это одно из хороших мест для их сохранения.

Понятно, что Кирилл не упустит свой шанс и пожалуется на власть Украины, которая «лишает храмов верующих УПЦ МП». Но это неинтересная пластинка, и вряд ли Папа будет этим проникаться.

Это первая встреча между Папой Римским и московским патриархом, хотя сам Кирилл в качестве митрополита в 2007 году встречался с предыдущим Папой Бенедиктом XVI. Он принял благословение и даже поцеловал руку, что по католическим законам означает признание за Папой четвертой степени священничества — епископа епископов. Если же вспомнить биографию Кирилла, то он с 22 лет вместе с митрополитом Никодимом (Ротовым) ездил в Ватикан. Кирилл вообще является идеальной фигурой для Ватикана в качестве главы РПЦ, поскольку он — представитель течения «никодимовщины», которая в православии даже осуждалась из-за «католикофилии».

Что касается тезиса о том, что Кирилл сегодня является религиозным представителем страны-агрессора. Институт восточной политики им. А.Шептицкого в Канаде выработал несколько тезисов, которые, по их мнению, должен был озвучить Папа на этой встрече. Один из основных — что Московский патриархат занимался идеологическим оформлением аннексии Крыма и российской агрессии относительно Донбасса. Хотя вряд ли Папа будет пользоваться этими тезисами. Конечно, мы воспринимаем этот тезис больнее всего, а Европа и Мир видят эту ситуацию по-другому. Мы не знаем, какая декларация там будет подписываться между главами церквей — она может иметь даже какие-то тайные пункты. Понятно, что будет какой-то торг — недаром Кирилл решил поехать аж на Кубу, хотя Рим ближе. Думаю, епископ Иосиф Слипый отнесся бы к этой встрече резко негативно. Москва до сих пор не покаялась за свой «собор 1946 года» (созванный во Львове согласно плану КГБ по ликвидации УГКЦ. — Ред.) и считает, что тогда все было сделано правильно. МП закатывает истерику из-за того, что в 90-х гг. те общины, которые советская власть насильственно присоединила к Московской патриархии, отошли обратно к УГКЦ. Москва подчеркивает, что Украина — это ее каноническая территория, и с этой позиции начинает свой торг с Ватиканом. Понятно, что это неприкрытая ложь. Ведь томос Константинополя 1924 года, которым предоставлена автокефалия Польской православной церкви, говорит, что Киевская митрополия присоединена к Московской патриархии не по каноническим предписаниям — предоставлена в пользование, а не во владение. В 1990-м и 2005 гг. Константинополь подтвердил это. Исходя из этого, УГКЦ должно было поддержать православное движение на конституирование поместной православной церкви. В таком случае вопрос по оси Рим—Москва перенесся бы на ось Рим—Киев, и его было бы намного легче решить. Но на сегодняшний день мы видим подыгрывание греко-католиков московской патриархии. 

Что же касается Всеправославного собора, то в Константинополе давно решены любые нюансы. Константинопольский патриарх открыто заявил, что папские легаты будут присутствовать. Отношения между Константинополем и Апостольским престолом налажены еще с 1965 года. Поэтому попытка Москвы прикрыться Всеправославным собором выглядит местечковой на фоне глобальных проблем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать