Что такое конкурентоспособность в условиях глобализации
На днях Всемирный экономический форум и Гарвардский центр международного развития выпустили отчет по конкурентоспособности на мировом уровне за 2001 год. Среди 75 исследованных стран Финляндия, США и Канада заняли места с первого по третье, тогда как последние три места заняли Никарагуа, Нигерия и Зимбабве. (Полную ранжировку можно увидеть на сайте www.weforum.com). Меня, как одного из руководителей этого ежегодного исследования, часто спрашивают, что в действительности означает конкурентоспособность. Неужели страны на самом деле соревнуются в экономическом плане так же, как они это делают в военном отношении? И можно ли сказать, что Финляндия более конкурентоспособна, чем, скажем, Германия или Италия?
В нашем отчете мы даем точное определение конкурентоспособности, соответствующее целям наших исследований: это способность страны достичь устойчивого экономического роста в средние сроки, то есть за пять лет. Определяя таким образом конкурентоспособность, мы не заявляем, что конкурентоспособность одной страны означает неконкурентоспособность другой. Используя более удачные методы управления, все страны мира могли бы одновременно достичь более высокого экономического роста. И даже в этом случае имело бы смысл ранжировать страны по их способности достигать роста. Каждой стране интересно знать, насколько ее методы управления и учреждения выдерживают сравнение с методами управления и учреждениями других наций по способности достигать и поддерживать экономический рост.
Есть такие аспекты роста, которые похожи на схватку врукопашную, когда доходы одной страны или региона могут быть достигнуты за счет другой страны или региона. Страны состязаются за капитал, перемещающийся на международном уровне. Чем больше прямых иностранных инвестиций получает одна страна, тем меньше может получить другая. Это хорошо видно, когда страны соревнуются за индивидуальный инвестиционный проект. Когда компания Intel планирует строительство нового завода по производству полупроводников, она принимает заявки от многих стран. За получение этого проекта разворачивается жестокая борьба, которая обычно происходит путем снижения налоговых ставок, принятия обязательств по обеспечению инфраструктуры и даже обещаний ввести соответствующий инженерный курс обучения в местном университете.
В аранжировках этого года мы определяли конкурентоспособность стран (способность к экономическому росту) по трем обобщенным критериям: (1) технология; (2) государственные учреждения; и (3) стабильность макроэкономики. По каждой из этих категорий были рассчитаны индексы, которые затем были определенным образом усреднены для получения общего Индекса конкурентоспособности в области экономического роста.
Когда мы говорим о технологии, то имеем в виду способность страны стимулировать новые открытия, а также перенимать технологии, изобретенные в других странах. Некоторые страны, такие как США, Япония, Корея, Израиль и Швеция, делают крупные капиталовложения в научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы, и поэтому достигают более высоких показателей в области инноваций. Другие страны, такие как Аргентина и Бразилия, вкладывают меньше в НИОКР, и потому достигают меньших результатов в области изобретения новых продуктов и технологических процессов. В результате своих инноваций новаторы имеют более высокий уровень процветания. Поэтому США, Канада и Финляндия занимают здесь места с первого по третье.
Когда мы говорим о государственных учреждениях, мы имеем в виду качество управления. Как широко распространена коррупция? Являются ли суды честными и беспристрастными в своих суждениях? Можно ли ожидать, что правительство будет придерживаться взятых на себя обязательств? Страны, в которых государственные учреждения функционируют хорошо, достигают более высоких показателей экономического роста, чем это наблюдается в странах, где процветает коррупция и судьи продажны. Высокие этические стандарты способствуют достижению более высоких результатов в экономике. В этом отношении страны Северной Европы возглавляют список в следующем порядке — Финляндия, Исландия и Дания. Считается, что коррупции в них практически нет.
Когда мы говорим о макроэкономической стабильности, мы имеем в виду следующие факторы: отсутствие инфляции, сбалансированность бюджета, реалистичные курсы обмена валют, способность бизнеса и правительства получить рыночные займы и твердая уверенность в том, что правительственные финансовые обязательства будут выполняться. В прошлом десятилетии мы научились тому, что даже если бизнес обладает конкурентоспособностью по международным меркам, макроэкономический кризис все же может пустить под откос экономический рост, как это произошло в большинстве стран Азии в конце 90-х годов. Сингапур, Ирландия и Швейцария определены нами как три страны с самой стабильной макроэкономикой в мире.
Проводя наши исследования конкурентоспособности, мы заметили, что мировую экономику можно разделить на две категории стран — новаторы и неноваторы. Только около 20 стран в мире активно работают над изобретениями. Для этих стран, которые стремятся находиться среди богатейших стран мира, сохранение конкурентоспособности требует наличия превосходной системы создания технических новшеств.
Университеты должны быть на уровне, финансируемые правительством исследовательские лаборатории должны отвечать самым высоким мировым стандартам, правительство и промышленность должны делать значительные инвестиции в исследования и разработки. Основным определяющим фактором будущего экономического роста для всех этих стран с высокоразвитой экономикой является доля студентов, окончивших колледжи и поступивших в высшие учебные заведения. В США и Канаде на данный момент 80% студентов колледжей продолжают свое образование.
Для «неноваторов» технология остается важной, но в этих странах большинство новых технологий импортируется из-за рубежа, а не разрабатываются на родине. Некоторые из этих стан успешно импортируют новые технологии, а некоторые — нет. За последние десять лет или больше, основная часть технологического импорта поступала в виде прямых иностранных инвестиций. Когда американские компании делали большие инвестиции в экономику Мексики, или тайваньские компании — в экономику континентального Китая, то эти компании приносили с собой новые технологии, которые поднимали на новый, более высокий уровень эффективность производства страны-хозяина. Поэтому странам имеет смысл активно участвовать в конкурентной борьбе за привлечение таких иностранных инвесторов, так как они предлагают не только капитал, но также и новые технологии.
Сила и слабость нашего анализа конкурентоспособности заключается в том, что он предсказывает ход дел в среднесрочной перспективе, а не на следующий год или два. Выполненное нами ранжирование не может быть использовано для оценки кратковременных циклических состояний в экономике, но оно действительно дает понимание долгосрочных перспектив, которые есть у стран, лидирующих в экономическом плане. И таким образом, есть какая-то доля иронии в том, что многие из лидеров этого года такие, как США и Сингапур, по показателям конкурентоспособности сейчас находятся в рецессии, в то время как страны, идущие дальше по списку, как, например, занимающий 39 место Китай, не попадут в захватывающую весь мир рецессию.
Отчасти этот спад связан с террористическими атаками 11 сентября, но становится очевидным, что американская экономика, также как и экономики других стран, связанных с США торговыми и производственными отношениями, скатывались в рецессию еще до сентября.
Джеффри Д. САКС, профессор, директор Центра международного развития при Гарвардском университете.
Выпуск газеты №:
№203, (2001)Section
Подробности