«Чтобы не упустить третий Шанс»
Зачем Вадим ТРЮХАН с единомышленниками стал инициатором Ассамблеи национального согласия![](/sites/default/files/main/articles/19122013/kan_0633_0.jpg)
С экспертом по евроинтеграции, международному и европейскому праву Вадимом Трюханом мы познакомилась на семинаре для журналистов от Лаборатории законодательных инициатив в ноябре, накануне Вильнюсского саммита. Темой семинара было Соглашение об ассоциации с ЕС.
А уже 2 декабря государственный служащий Вадим Трюхан уволился с должности директора департамента внешнеэкономических связей Минагрополитики. Причиной ухода из министерского кабинета стало несогласие с решениями руководства государства отказаться от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и силовой разгон участников мирного протеста на Майдане.
Сейчас он принимает активное участие в мероприятиях общественного Евромайдана и организации конкретных действий гражданского общественного движения.
— Пан Вадим, как оцениваете нынешнюю ситуацию в Украине?
— Имеем глубокий кризис. Назревал он давно, а поводом стал отказ Президента Януковича от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе. Применение же чрезмерной силы при так называемой зачистке спецподразделениями МВД Майдана Независимости стало катализатором.
Можно по-разному оценивать природу этого кризиса. Некоторые считают его чисто политическим, другие — конституционным. С этим трудно не согласиться, ведь речь идет о том, что политики не способны прийти к консенсусу относительно путей развития страны, а Конституция не дает ответа, как найти развязку законным способом. В то же время, это и кризис доверия, ведь народ тотально не доверяет политикам. Не только из Партии регионов, представители которой занимают все без исключения наивысшие должности в государстве как на центральном, так и на местном уровни. Но и из трех парламентских оппозиционных партий, — «Батьківщини», «УДАРа» и «Свободи», ведь они уже неоднократно показывали свою несостоятельность эффективно защищать права своих избирателей и довольно неоднозначно проявляют себя в эти дни.
— Как вы считаете, нужно ли власти и оппозиции искать консенсус?
— Не знаю как относительно консенсуса, а вот искать компромисс необходимо непременно. Однако такой, который бы удовлетворил украинскую нацию, а не кучку украинских политиков, которые к тому же сменяют друг друга у власти. В резолюции Европейского парламента, которая была принята на минувшей неделе, впервые гражданское общество в Украине признано равноправным субъектом процесса урегулирования кризиса. Кроме того, европейцы решили создать посредническую миссию наивысшего политического уровня. Таким образом, именно эти три субъекта — власть, парламентская оппозиция и гражданское общество при посредничестве, или, скорее, фасилитации международного сообщества (ЕС, ОБСЕ, СЕ, возможно, США и Россия) должны садиться за стол переговоров и искать приемлемый для всех выход из ситуации.
— Вы с единомышленниками инициировали создание Ассамблеи национального согласия, с какими идеями вы обратились к гражданскому обществу?
— 9 декабря мы вместе с единомышленниками подписали Обращение представителей гражданского общества к Президенту, Правительству и ведущим политическим силам. В нем определено три предпосылки для начала переговоров в формате четырех упомянутых субъектов, — освобождение всех незаконно задержанных активистов, привлечение лиц, виновных в чрезмерном применении силы против мирных демонстрантов и формирование технического Правительства. Их выполнение властью позволило бы созвать Ассамблею национального согласия (или круглый стол), результатом работы которой должно стать принятие Декларации национального согласия с четким перечнем тактических и стратегических задач, которые необходимо решить, чтобы выйти из нынешнего кризиса и создать условия для неповторения аналогичных событий в будущем. Украине нужна не только смена отдельных лиц во власти, а системные изменения(!). Революция на граните и Оранжевая революция к этому не привели из-за того, что народ не был субъектом переговоров между властью и оппозицией. В третий раз Украина своего исторического шанса потерять не должна!
— Эта инициатива находит общественную поддержку? Кто ее поддерживает, есть ли обратная связь, интересные дополнения?
— Пока что под обращением поставили свои подписи более 200 представителей гражданского общества. Это известные эксперты, экономисты, аналитики, художники, журналисты, адвокаты со всех уголков Украины. Мы не ставим себе целью объединить всех вокруг себя. Напротив, и я лично, и большинство моих коллег, принимаем участие во многих дискуссиях в рамках разных инициативных групп представителей Майдана и гражданского общества в широком контексте.
14 декабря, например, была создана Общественная Рада Майдана, в которой согласилось принимать участие большинство инициаторов Майдана, а также самые мощные аналитические центры и другие общественные организации. Во время подготовки проекта документа, который содержит предпосылки к диалогу с властью и парламентской оппозицией, а также его тактические и стратегические цели, наша Декларация, в сущности, была взята за основу вместе с документом под названием «Задачи 5/12», который подготовила другая инициативная группа. Скоро должны выйти на Манифест, с которым обратимся к власти, парламентской оппозиции и международному сообществу. В нем будут содержаться цели, которых мы будем предлагать достичь в процессе урегулирования нынешнего кризиса.
Должен признать, что гражданское общество как таковое очень неоднородное. Поэтому важно уметь отказываться от собственных узких амбиций и объединяться ради общей цели. Нужна мощная коалиция представителей гражданского общества. Лишь в таком случае наш голос услышит и власть, и парламентская оппозиция, и международное сообщество. Иначе получим ситуацию, которая уже имела место во время так называемого «круглого стола» при участии Президента Януковича, на заседании которого приняли участие так называемые «представители» общественности, которые никого в действительности не представляют и не действуют в интересах Майдана, гражданского общества и в конце концов всего народа Украины.
«ЦЕЛЕСООБРАЗНО СОЗДАТЬ ВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО»
— Вы предлагаете управленческую перезагрузку: замену действующего Кабинета Министров техническим правительством. Кто может сформировать новый кабинет? Как это может выглядеть юридически?
— Нынешний Кабмин утратил доверие большинства украинского народа. Заявления правительственных чиновников, которые звучат со сцен «майданов», разных ток-шоу или прямо из теплых кабинетных кресел ничего, кроме возмущения или саркастического смеха не вызывают. Требования об отставке звучат из уст практически всех представителей Майданов. В то же время и оппозиционные парламентские партии своими действиями или бездеятельностью вызывают много вопросов у простых граждан и экспертов. Кроме того, непонятно — имеет ли кто-то сейчас большинство в Верховной Раде?
В этой ситуации целесообразно создать временное техническое правительство, сформированное из специалистов, которые были бы равноудаленными от всех парламентских политических партий. В нем должна быть введена должность первого вице-премьер-министра по европейской интеграции и реформам. Кандидатов в Украине достаточно. При наличии политической воли всех сторон конфликта, для согласования персонального состава понадобится не больше 2-3 дней. Юридически же следует действовать в соответствии с п.9 и п.10 ст.106 действующей Конституции Украины. Президент Украины имеет полномочия в любой момент своим решением отправить в отставку нынешний Кабинет Министров, назначить при согласии Верховной Рады Украины следующего премьер-министра и по его представлению — членов правительства.
— Ваши прогнозы на развитие событий в Украине и будущее Соглашения об ассоциации.
— По моему мнению, выход непременно будет найден. В пользу этого свидетельствуют несколько фактов.
Во-первых, в течение последних четырех недель люди приезжают на Майдан Незалежности со всей Украины сотнями тысяч. При этом с каждой неделей для этого нужно все меньше агитации. Нация настроена на системные перемены, никакие призывы политиков разойтись по домам уже не подействуют.
Во-вторых, так называемый «антимайдан» на Европейской площади, который смогла собрать в субботу и воскресенье власть выглядел скорее как карикатура. Ведь люди стояли там исключительно за деньги и под охраной милиции и при первой возможности убегали к своим побратимам на Евромайдан.
В-третьих, международное сообщество начало занимать очень активную позицию в отношении официального Киева, в частности давая понять, что санкции «не за горами», а переговоры уже не имеют смысла, поскольку, как заявил комиссар Фюле 15 декабря с.г. «слова и действия Президента и Правительства относительно Соглашения об ассоциации расходятся все глубже». Тот факт, что со сцены Майдана Незалежности в поддержку требований протестующих выступают самые влиятельные политики США и ЕС, говорит сам за себя.
В-четвертых, самые богатые олигархи начинают вслух заявлять о своей позиции относительно событий в Украине, которая не совпадает с оценками власти.
И последнее — отстранение Президентом Януковичем от должности лиц, которые были причастны к событиям кровавой ночи 30 ноября, показывает, что ситуация очень быстро меняется. В сущности, сейчас идет подготовка к продуктивному диалогу.
Однако есть три принципиальных условия, которые следует учесть всем заинтересованным сторонам.
1) Очень важно обеспечить исключительно мирный характер урегулирования согласно действующей Конституции и законам Украины пути достижения в том числе политических договоренностей.
2) В выработке Декларации национального согласия или другого документа, направленного на выход из кризиса во время Ассамблеи или круглого стола (название здесь не суть важно), должны принять участие все привлеченные субъекты — власть, парламентская оппозиция, гражданское общество и международное сообщество — на паритетных основах.
3) Решения относительно участия в урегулировании должны приниматься всеми сторонами немедленно. Иначе Украине не избежать серьезных политических, финансово-экономических и социальных катаклизмов.
Выпуск газеты №:
№233, (2013)Section
Подробности