Перейти к основному содержанию

Даосизм и украинские реалии

Безразличие общества к выборам растет
29 мая, 12:14

Чем ближе парламентские выборы-2012, тем больший процент людей отказывается голосовать. Согласно данным опроса Центра Разумкова, 55% электората не решили, придут ли они отдать свой голос. Безразличные к избранию власти аргументируют свою позицию отсутствием кандидатов или партий, за которые бы стоило голосовать. Трагедия заключается еще и в том, что теми немногими, кто придет голосовать, руководит не только общественный долг, но и страх, что голос будет украден (45% и 33% соответственно).

Апатия одолевает не только рядовых украинцев, но и народных избранников. А точнее страх перед народной апатией. Залихватские мажоритарщики уже завоевывают электорат безотказным способом — традиционным продпайком. Партия регионов в который раз достала из предвыборного кармана свою главную тему — закон о языках (в результате, драка в Раде). А плакаты Королевской не намозолили глаза лишь слепому. Однако народ отмалчивается. Рефлектировать, например, по поводу языкового закона провластной партии в Киеве пришло около тысячи людей.

История украинского безразличия, как ни странно, началась одновременно с получением независимости. С того времени, как междоусобицы постигли и разрушили Киевскую Русь, украинский народ боролся с захватчиками — как внешними, так и внутренними. Наши пращуры пронесли сквозь века украинский язык, самобытную культуру и стойкую ментальность. Наша история изобилует примерами национально-освободительных войн, гражданской борьбы и легенд о несокрушимости национального характера. Даже во время коммунистической чумы украинцы не отказались от идеи взлелеянного в мечтах государства. Точно известно, что борьба украинцев против советского строя продолжалась свыше десяти лет после победы во Второй мировой войне. Дальше на поприщах нашей страны и всего бывшего Союза развернулись события, которые ознаменовали логическое падение империи. Казалось, наконец, мы добились своего. Однако складывается впечатление, что динамика борьбы и демонстрации национального характера с 24 августа 1991 года идет на спад. Навеянная враждебной идеологией виктимная линия поведения вынуждает так называемых патриотов оросить слезой воспоминание о Майдане 2004 года и продолжать прятать сугубо украинский запал в одиночных раковинах, словно в гробу. Безразличие — это своеобразный индикатор упадка общества.

Сегодня больше всего новостей, связанных с мятежами, забастовками и бойкотами касаются, в первую очередь... европейских, благополучных, на наш взгляд, стран! Почему немецкие студенты могут выйти на улицу и в борьбе добыть себе право на бесплатное образование? Почему греческие пенсионеры бастуют из-за того, что им не обещают повысить пенсию по причине общей экономии? Неужели они плохо живут? Нет, секрет в том, что они живут нормально и понимают, чего они стоят. А не сидят голодные и боятся подобрать брошенную государством крошку: может, то не про их честь, не для них. Бедность — не порок, бедность — мать всех пороков, самым страшным из которых, по мнению булгаковского героя, является страх. Страх сказать свое слово, сформулировать свою позицию.

Говорят, кто не гнется — тот ломается. Однако Э. Хемингуэй считал, что мы становимся крепче в месте перелома. Так, может быть, уже хватит гнуться неизвестно ради чего? Героями считают тех, кто страдал за свою идею. А тех, кто страдал за чужую — считают рабами. Мы постоянно ищем себе поводыря, но вряд ли готовы блуждать сорок лет в пустыне. Так, может, пришло время научиться нести индивидуальную ответственность как за свои поступки, так и за собственную бездеятельность. Наступило время качественного переворота осознания себя и своей роли в системе государства. Власть находится в руках народа двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю, а не только во время выборов. Все, что было до сих пор и случится в дальнейшем — наших рук дело. Такие оправдания как «эти руки галочек не ставили, эти ноги на избирательный участок не ходили» — не действуют.

Возвращаясь к названию, хотелось бы провести интересную параллель между характером поведения украинцев и поверхностным обзором одного из китайских религиозных учений. Как говорят, думайте сами, решайте сами. Согласно основным положениям даосизма, жизнь приверженца этой религии, которая является в то же время и философией, должна проходить путем наименьшего сопротивления. Ревностный даос не должен иметь каких-либо амбиций и страстей. Для того чтобы предотвратить последние, вышеупомянутый культ предлагает бросить учебу и отречься от образования. Следует полностью отказаться в свей жизни от рационального и дать возможность подсознательному в виде спонтанности и простоты взять верх. Мыслить же нужно тремя категориями: опознаваемым Дао, что не может быть выраженным, Где, как путем познания Дао и У-вей — философией невмешательства. Смысл У-вея заключается в том, что самое лучшее действие — бездеятельность. К чему подобная модель поведения привела Китай, мы знаем, пугает другое — молчаливое согласие украинцев с подобными принципами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать