Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Децентрализация в Бессарабии: какие угрозы?

«Существенным источником напряжения в регионе является высокий уровень коррупции и этнический фактор», – эксперт
09 июня, 10:21
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

В Украине, по данным переписи 15-летней давности, проживают представители 134 национальностей, а в Одесской области – 133-х. Обычно этот факт выглядит преимуществом украинского Юга, который позиционируют как край мультикультурализма, толерантности и терпимости. Впрочем, и в этой бочке многонационального меда есть своя ложка горького дегтя, которая обычно остается незамеченной.

«МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ВЛАСТЬ НАС УСЛЫШАЛА»

Зал Дома культуры в селе Каменское Арцизского района на юге Одесской области едва освещается несколькими светильниками и тонет в сумраке. Невзирая на теплую весеннюю погоду, здесь холодно и мрачно: электричество уже давно нормально не работает, а присматривать как следует за огромным сооружением в стиле соцреализма нет средств. Сюда корреспондент «Дня» приехал вместе с экспертами Офиса реформ по вопросам децентрализации в Одесской области на собрание сельского актива – собрались, чтобы обсудить создание объединенного территориальной громады в этом месте. В прошлом году перспективный план создания громад в Одесской области так и не смогли утвердить в полном объеме, в частности из-за противостояния львиной доли депутатского корпуса Одесского областного совета и этнического вопроса. Еще тогда местные политики заявили, что в Бессарабии общества следует создавать не по тем самым правилам, как во всей Украине – мол, объединять соседние, но разнонациональные села нельзя. Поэтому сейчас в области все еще продолжается согласование с местными жителями и политиками плана создания таких общин, ведь времени до завершения административно-территориальной реформы остается не так много: самое большое – до конца 2017 года.

Впрочем, в селах на Юге реформа встречает серьезное сопротивление, в первую очередь, со стороны политиков и местных лидеров.

«Мы – Молдова, и живем здесь давно. Центром общины, если уже так нужно ее создать, должно быть именно наше село, Каменское. Когда-то, еще в тридцатых годах, здесь был наибольший в области базар, к нам даже из Одессы приезжали. Так что и не думайте, что центром станет соседняя Виноградовка. Знаете, почему? Потому что мы, Молдова, никогда «под болгарами» не будем, а Виноградовка – болгарское село», – немолодой человек немного нервничает, комкая заготовленную заранее бумажку с записями. Его выступление встречают аплодисментами, но – лишь половина зала.

Через некоторое время становится понятно, почему: в другой половине сидят жители этого же села, но – болгары.

«Мы не знаем, кто там что объединит нам, но вы себе зарубите на носу: болгары «под Молдовой ходить» не будут», – выступление другого мужчины, с этой стороны зала, было не менее острым. И опять – аплодисменты лишь половины собравшихся...

В другом селе этого же района – Холмском – обитатели настроены не менее решительно, и своими достижениями гордятся не меньше, чем их соседи из Каменского: «Мы ремонтируем Дом культуры, у нас скоро – общерайонный фестиваль. Изменения в бюджетной политике дали нам немало дополнительных средств. И мы в настоящее время хотим, чтобы вы, власть, нас услышали: не будет болгарин «под Молдовой», – утверждает сельский председатель Николай Пельтек.

Его односельчане высказали еще более радикальные мнения: «Мы здесь живем более двухсот лет, мы сделали эту землю цветущей и богатой, у нас – самые большие села, мы сами хотим здесь решать свои дела», – заявил крестьянин в зале.

«В нашем селе живут только болгары, потому о случаях каких-то конфликтов между разными народами именно у нас я не знаю. Но чего греха таить: все знают, что болгары не могут простить Молдове времен, когда нами руководили румыны. Мама не раз рассказывала мне, как румыны издевались, били крестьян, заставляли тяжело работать. Обида за это остается до сих пор. По-видимому, и Молдове есть за что обижаться на болгар. Никто об этом не говорит вслух, но я бы сказал, что определенные неприятельские отношения есть. Да, конечно, молодые люди женятся между собой, и разница как будто стирается. Но, как говорят, проблема остается. Что там говорить. Вот какой болгарин из Бессарабии вам не подтвердит, что у нас напряженные отношения с гагаузами? Если вам кто-то скажет, что это неправда, то он солжет. Болгары гагаузов не любят, как и гагаузы «взаимно» не любят нас. И если где-то кто-то выпьет лишнее, то драка до крови между гагаузом и болгарином – достаточно частое явление. Конечно, это не носит массовый характер. Но вопрос есть», – рассказывает житель одного из сел Болградского района.

ЗНАЮТ ЛИ О ПРОБЛЕМЕ ЧИНОВНИКИ?

Рассказ корреспондента «Дня» об этой ситуации стал неожиданностью для руководителя отдела национальностей и религий Управления культуры, национальностей, религий и охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации Ярославы Резниковой:

«На самом деле я впервые слышу об этом от вас. Я спросила у некоторых наших экспертов и сотрудников, и они подтвердили, что такие ситуации действительно имели место, но в то же время объяснили, что все-таки здесь наблюдается не столько межэтническая проблема, сколько просто традиционное нежелание людей что-то менять и желание сделать центром родной населенный пункт. Знаете, это такая человеческая особенность: если уже делать центр чего-то, то почему не у меня дома? Но я вам благодарна за информацию, мы обязательно над этим поработаем в дальнейшем. Каких-то специальных механизмов по такому делу нет, нужно просто встречаться с людьми», – объяснила чиновница.

А вот местные чиновники в неофициальных разговорах все же сознаются: проблема есть. «Просто об этом не привыкли говорить. Знаете, как у нас повторяют любимую мантру: «В нашем живописном крае издавна живут в мире и согласии разные народы, которые выращивают хлеб и виноград, отдавая дань своим традициям». С одной стороны, это красивый посыл для туристов и правильно, чтобы демонстрировать государственную политику: никаких этнических конфликтов государство не допустит, ведь для него нет лучших народов и худших. Но, к сожалению, это может стать самоуспокоением, которое еще никогда ни к чему хорошему не приводило. Чем может закончиться нежелание обращать внимание на проблемы, мы хорошо видим за последние два года. Проблему нужно изучать всесторонне. Как ее может изучить обычный областной чиновник, у которого, как это заведено, нет средств? Сложно сказать. Но у нас областные чиновники общаются с официальными представителями культурных, общественных национальных организаций, а так проблему не увидишь. Конечно, нагнетать не нужно, теперь ситуация в украинской Бессарабии явно не угрожающая. Но и закрывать глаза на очевидные вещи – ошибка», – рассказал «Дню» сотрудник одной из райгосадминистраций на юге области.

КУДА ЗАВЕДЕТ ПОЛИТИКА?

В конце апреля в Одессе в очередной раз говорили о децентрализации – с председателями всех сельских, поселковых и городских советов области, то есть с руководителями свыше 400 объединений. Кроме рабочих вопросов, которые обсуждались на совещании, был и один политический, который поднял народный депутат Украины, избранный от одного из мажоритарных округов области, президент Ассоциации болгар Украины и лидер партии «Наш край» Антон Киссе. Раскритиковав процесс децентрализации, который, по его словам, не учитывает этнический вопрос, нардеп, в частности, позволил себе и такую фразу: «Болгарское село Кирнички, скажем, за 24 часа поглотит молдавское село Покровка. Подумайте об этом», – заявил депутат.

Кстати, незадолго до этого его пресс-служба распространила информацию об иске политика в Минрегион, в котором он требует учесть в методике создание объединенных общин этнический вопрос. «Никогда Молдова не будет «под болгарином» жить и наоборот», – в этот раз тезис, который раньше озвучивали крестьяне, использовал и политик.

Отметим, что о роли Антона Киссе в социально-политической жизни юга Одесской области нужно помнить. Он неоднократно избирался народным депутатом от этой местности, много лет возглавляет Ассоциацию болгар и является авторитетом для болгарской диаспоры. Есть ли реакция жителей южных сел на реформу по децентрализации результатов деятельности этого политика, однозначно сказать нельзя, но и сомнительно, что одинаковость цитируемых суждений является случайным совпадением.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАВМА И МАНИПУЛЯЦИИ

Ситуация в украинской Бессарабии, конечно, не является уникальной и имеет научные объяснения.

«Мы имеем дело с исторической травмой, – рассказывает «Дню» психолог Андрей Гусев. – Это такое событие, память о котором передается внутри этноса годами, особенно если это замкнутое общество, например, диаспора. Травм в истории немало, любой народ может пожаловаться на другой народ, особенно на «обиды» от соседей. Желание вспомнить их очень опасное. Исторические обиды, наряду с национальным вопросом, являются частью фундамента для запуска «дегуманизации» – процесса «выведения» группы людей из поля тех лиц, относительно которых мы испытываем сострадание и уважение, что, в свою очередь, дает психологическое «разрешение» на применение к этим людям насилия. К тому же не следует забывать, что в стране сегодня продолжается война, уровень дискуссий – очень эмоционален. И то, что в мирное время не вызывает особой обеспокоенности, в современной ситуации может обернуться серьезными проблемами. Что я имею в виду? Есть так называемое «привычное насилие». Ну, например, это когда представители одной группы время от времени бьют где-то в баре после какого-то празднования представителей другой национальности. Это есть, об этом все знают, воспринимают это как норму и особенно серьезных последствий это вроде бы и не имеет. Но если это наложить на ситуацию в стране, тяжелое экономическое положение, войну, то это может провоцировать более серьезную агрессию к соседу. Фактически происходит «перенесение агрессии» – людей беспокоит то, что их уровень жизни является слишком неудовлетворительным, накапливается недовольство, а центральная власть, к которой есть немало претензий, далеко. А близко оказывается другой объект, на котором можно «привычно» отыграться, – сосед другой национальности».

По его словам, существует целый ряд маркеров, по которым специалисты могут распознать зарождение межэтнического конфликта, чтобы государство могло его предотвратить: «Здесь роль принадлежит конфликтологам и другим специалистам, которые могут проводить достаточно точные анализы. А роль власти – привлечь этих специалистов. Роль СМИ – рассказать об этом. Озвученная проблема перестает быть такой опасной, как умалчиваемая», – уверен он.

ИСТОЧНИКИ НАПРЯЖЕНИЯ

Предостерегают против искусственной эскалации и политологи: «Теперь видимых причин для обеспокоенности нет. Имеющиеся дискуссии быстрее в плоскости распределения местных ресурсов в процессе децентрализации, чем в конфликте на национальной почве. Однако заявления об этнических конфликтах в настолько исторически многонациональном регионе как Бессарабия возможны только со стороны провокаторов и политиков, заинтересованных в этих конфликтах. И речь идет в данном случае не о политических дивидендах на выборах, а о прямой реализации плана внешних агрессоров. Центральной власти необходимо уделить внимание этим вопросам, которые скорее находятся в плоскости государственной безопасности», – считает руководитель аналитического центра «Институт политической информации» Павел Колотвин.

К тому же, по данным мониторингов, в украинской Бессарабии, как и раньше, фактически не работают украинские и областные телеканалы из-за отсутствия необходимого количества ретрансляторов. Согласно опросам, местное население отдает предпочтение спутниковому телевидению, выбирая при этом российские телевидение, а также настраивает свои антенны на приднестровские телеканалы, которые, со своей стороны, ретранслируют запрещенные в Украине российские.

Впрочем, по мнению Колотвина, в настоящий момент единственным существенным источником напряжения в регионе является высокий уровень коррупции. «При этом коррупция действительно может повлиять на процесс децентрализации, и некоторые ресурсы на региональном уровне могут быть несправедливо распределены между разными обществами. В этом и кроется основная опасность во время этого процесса. Областной власти необходимо найти выход из этой ситуации и провести реформу максимально справедливо и прозрачно», – считает политолог.

А директор Офиса реформ в Одесской области Юлия Молодожен успокаивает: «На самом деле процесс так называемого «поглощения» одними населенными пунктами других или одних диаспор другими, о чем мы сегодня слышим, абсолютно невозможен в рамках децентрализации, поскольку в любом случае речь не идет о физическом слиянии территорий населенных пунктов. Реформа заключается в изменении системы управления ими. В результате объединения обществ ликвидируется орган местного самоуправления в лице сельского совета, а вместо него вводится должность старосты. Также интересы сел, которые войдут в объединенную общину, будут представлять депутаты, избираемые жителями этих сел. Староста будет избираться жителями населенных пунктов и отвечать за выдачу всех справок и ряда документов, необходимых людям. То есть бабушкам, дедушкам, немощным и обездоленным не придется ехать в райцентр и даже в будущий центр объединенной общины, потому что староста будет иметь печать, доступ к государственным реестрам и выступать связующим звеном между жителями и органом власти. И это, безусловно, никоим образом не повлияет на этнические вопросы», – объясняет директор.

Сейчас в области продолжается обсуждение процесса создания моделей объединенных территориальных обществ, и у местных жителей еще есть время для наработки собственных предложений. Главными факторами в разработке этих моделей являются экономические, финансовые и географические факторы: центр общества должен выполнять ряд управленческих функций, быть равноудаленным от других населенных пунктов (на расстоянии не более 20-25 км), а бюджет будущей общины должен удовлетворять ее потребности.

В завершение отметим, что суждение о том, будто в украинской Бессарабии никогда не бывает межэтнических конфликтов, не соответствует действительности, хотя бы учитывая ситуацию, сложившуюся в Измаиле относительно недавно. В начале 2015 года здесь в одном из местных баров произошел конфликт при участии ромов. Невзирая на то, что конфликт вначале не имел этнической почвы, после того, как сотрудники милиции отпустили подозреваемых в совершенных преступлений, город забурлил. Местные жители тогда выходили на акции протеста, требуя наказать виновных. Звучали обвинения ромов в торговле наркотиками, а милиционеров обвиняли в сотрудничестве с преступниками. Тогда же особенно горячие головы предлагали «выселить ромов в течение 24-х часов». В ситуацию вмешался Кабмин, чьи представители срочно выехали в город. Тогда же был уволен руководитель местной милиции, а местная ромская община попросила стражей порядка наказать виновных и не ассоциировать преступников с представителями всего ромского населения. К сожалению, ситуация не разрешилась до сих пор – несколько месяцев тому назад измаильчане снова выходили на улицы, поскольку правосудие по этому делу не состоялось.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать