Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Деформированные реформы

19 апреля, 00:00

Вопрос об ответственности правительства может быть решен голосованием не раньше 26 апреля и не позднее 17 мая, заявил представитель Президента Украины в Верховной Раде Роман Бессмертный во вторник после того, как премьер попросил перенести решение этого вопроса на пять пленарных дней. По итогам рассмотрения вопроса об ответственности правительства может быть принята резолюция недоверия Кабинету Министров. В случае, если такое произойдет, премьер- министр обязан направить Президенту Украины просьбу об отставке. Глава государства, в свою очередь, должен или удовлетворить эту отставку, или не принять ее. «Ситуация на сегодня выглядит таким образом, что в хронологических рамках решение этой проблемы оттягивается на перспективу», — сказал Р.Бессмертный.

Виктор Ющенко убежден, что по итогам рассмотрения вопроса об ответственности правительства народные депутаты проголосуют за курс, который Кабинет Министров начал реализовывать в 2000 году. «Я хотел бы, чтобы народные избранники проголосовали за тот курс, который они тем или иным образом поддерживали в 2000 году», — подчеркнул премьер. Однако большинство фракций, поддержавших в прошлом году правительство, и после отчета премьера убеждено: Кабинету Ющенко не удалось реализовать программу в жизнь.

В. Ющенко заявил, что «в целом удовлетворен» отчетом. При этом он выразил сожаление, что «на экономический разговор» по итогам деятельности правительства в 2000 году «наложилась политизация». В то же время, по мнению премьера, «все стороны, стремившиеся объективно оценить процессы в экономике и социальной жизни» за прошлый год, «серьезно приблизились к общему пониманию, что 2000 год Украина все же прожила недаром».

Что ж, если брать во внимание тот факт, что украинцы расстались еще с одним мифом (о чем свидетельствует падение рейтинга Ющенко), тогда премьер, безусловно, прав. Но у критиков правительства достаточно и экономических аргументов и среди них — далеко не только одни политики.

Сегодня слово «реформы» находит неоднозначный отклик у большинства населения. За девять лет независимости это слово было нивелировано обещаниями многочисленных правительств.

Надеялись на перемены в 2000 году. Новое правительство, возглавляемое Виктором Ющенко, пообещало восстановить уважение к этому, хорошо замусоленному слову.

Правительственная программа действий имела многообещающее название «Реформы ради благосостояния». Безусловно, она была лучше предыдущих, но это была программа, которая определяла направления деятельности.

Помню, как с трибуны Верховной Рады звучали такие панегирики в адрес этой программы: «реалистичная», «новаторская». По поводу первого: намерения и декларации. По поводу второго: новаторскими могут быть идеи, а не программы.

Кроме красивых слов, написанных на бумаге и изложенных в программе, все мы надеялись на более действенные меры для улучшения экономической ситуации в Украине, которая побуждала к принятию и проведению в жизнь неадекватных решений.

Миновал год. Правительство с трибуны Верховной Рады могло бы подвести итоги. Но насколько они утешительны в реальной жизни?

Промышленностью произведено за 2000 год продукции на 144,4 млрд. грн., или на 12,9% больше, чем в 1999 году. Позитивное явление? Да, заявляет правительство. Но, если взять процент инфляции, то, простите, не + 12,9, а –10,4. Как мы можем говорить о каком-то росте и «оживлении», когда в топливной промышленности объемы сократились на 4,1%, в стройиндустрии на 0,4%. А отмеченный рост в других отраслях никакого отношения к правительству не имеет.

Правительство радуется по поводу того, что выросли реальные доходы населения. Выросли ли? Реально? Статистика свидетельствует, что среднемесячный денежный доход на душу населения в 2000 году составлял 234 грн., что на 29% больше, чем в 1999 году. Небольшие расчеты. Инфляция выросла на такой же процент, как @TT и заработная плата. Как было, так все и осталось.

О каких реальных доходах может идти речь, когда рост цен на мясо, птицу, сахар, хлеб и хлебобулочные изделия составляет 69,3–47,8%, на колбасные изделия и копчености, макаронные изделия, животные жиры на 38,3–29,5%, на 23,1–18,8% — алкогольные напитки, яйца. Среди непродовольственных товаров подорожали: топливо и бензин (на 25,5% и 24,3%), строительные материалы, медикаменты, печатная продукция, бумага, перевязочные материалы (на 14,6–10,2%). Больше всего повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, услуги связи (на 39,2 и 31,6%). На 25,5 % выросли цены на санаторно-курортное лечение, на содержание детей в дошкольных заведениях. Подорожали ритуальные услуги, химчистка, ремонт обуви, услуги бань, прачечных, парикмахерских (на 25,8–14,9%).

В среднем цены производителей промышленной продукции выросли на 20,8% (в 1999 году — на 15,7%). Больше всего цены выросли в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (на 57,2%), продукция топливной, пищевой — на 35,5%. Продукция легкой, стеклянной, фарфоро-фаянсовой промышленности, строительных материалов и машиностроения выросла на 22,6 –18,1%. Так о чем речь? Никаких позитивных сдвигов не произошло. Ситуация ухудшилась. Значительно. Когда мы уже перестанем говорить неправду? Я понимаю, что отучиться трудно. Это в нас заложено: чисто патологическое советское извращение. Врали верхи, врали верхам. Министры директорам заводов, директора начальникам цехов, ... и в обратном порядке. В нашем случае неправда от чистого сердца: от желания украсить действительность, выставить себя в лучшем свете. Это характерно для всех правительств. Последнее — не исключение.

Главную проблему — заложить фундамент для длительного роста — правительство не решило.

Когда-то мы достижения Советского Союза сравнивали с 1913 годом. Была методология. А ныне мы все сравниваем с предыдущим. А может сравнивать с 1991 годом? И в двух измерениях: физических единицах и в сопоставимых ценах. Предприятие в 1991 году выпускало 100 условных станков. В 1992-м — 50, 1993-м — 30, 1994- м —20, 1995-м — 15, 1996-м — 1, в 1996—1999 гг. — вообще не выпускало, а в 2000 году выпустило 2 верстака. Радость! Предприятие увеличило объемы производства на 200%.

Мы идем к 10-й годовщине Независимости. Экономическая политика за этот период претерпела существенные изменения, однако серьезных сдвигов экономического климата не произошло. Избранная схема реформ (а реформ ли?) привела страну к критическому состоянию.

Трансформация экономической системы, создание эффективной инфраструктуры, формирование благодатной среды для построения рыночного хозяйства проходит очень медленно, с отступлениями, с остановками, с топтанием на месте и, главное, без действенной координации этих процессов со стороны государства. Все положительные достижения на этом пути — не при помощи государства, а наоборот, вопреки его деятельности. Слова о рыночном курсе нашей экономики — это только слова. Пустые слова. То, что мы сегодня имеем, называется «базар».

Причины нынешнего состояния Украины:

- выход на мировые цены без изменений в оплате труда;

- неготовность руководства работать в новых экономических условиях;

- подорожание энергоносителей;

перекосы в реформировании промышленного производства и сельского хозяйства...

Главная же причина специалистам-экономистам хорошо известна — инфляция, которая привела к нынешней бедности. Практика эта продолжается. Нынешнее правительство, чтобы «показать» свою работу и выполнить обещание — погасить задолженности, опять прибегло к опробованному методу — печатному станку (1,4 млрд. грн.).

Необходима также государственная промышленная политика, которая предусматривала бы дифференцированный подход к предприятиям. Сегодня почти все крупные предприятия — банкроты. Но большинство из них не виноваты, что оказались в экстремальной ситуации. Выход один: нужна финансовая поддержка государства. Конечно, суть не в том, чтобы в рыночных условиях давать деньги просто так. Не заработанные — они исчезают быстрее, чем появляются. Здесь необходимо отработать соответствующие управленческие решения тактического и стратегического характера, законодательно их закрепить.

Предприниматели нуждаются в надежной и стабильной правовой базе, которая бы поддерживала их желание удовлетворить интересы потребителя. Времена «плановой стабильности» ушли в невозвратное прошлое. Сегодня выстоять могут только те предприятия, которые в условиях рынка способны генерировать наработанные ценности.

Приватизация и акционирование в том виде, в каком они проводились и проводятся, не более чем смена вывески. Нет целостного законодательства, соответствующих правовых основ. К тому же мы то в одном месте, то в другом натыкаемся на частокол искусственно созданных проблем. Иногда пытаешься понять, что является причиной их появления: невежество, глупость, равнодушие, корысть?

Когда в России подняли цены и повысили заработную плату, а мы все оставили, как было. Что это? Неужели наши «ученые мужи» не могли спрогнозировать, чем это обернется для Украины? Или может правительство не прислушивалось к ним? Как следствие, из Украины были вывезены за бесценок огромные материальные ценности! Выходит, — это кому-то было нужно!

До 1993 года наши предприятия еще работали, выпускали продукцию, которая пользовалась стабильным спросом в странах СНГ и «экссоциалистическом лагере», дальнем зарубежье. Народ, чтобы выжить, скупал эти товары, вывозил в Польшу, Болгарию, Югославию, Румынию, Турцию, Россию, а оттуда ввозил валюту. Наибольшим спросом пользовались наши телевизоры, кухонные комбайны, электроинструменты, режущий инструмент, бытовая техника. Постоянный спрос был на продукты питания. Безусловно, это был не лучший вариант. Но... С одной стороны — предприятия работали, имели средства и на воссоздание производства, и на выплату заработной платы, а с другой — шло начальное накопление капитала. Этим путем пошли Польша, Румыния. Вчерашние «ляхи-спекулянты», которые заполнили в течение четырех лет рынки Украины, нынче открыли свои предприятия и более того, готовы инвестировать нашу экономику. Не только готовы, но и инвестируют.

Наше правительство перед отечественными «коробейниками» поставило частокол всех возможных и невозможных препятствий, что привело к резкому спаду производства, к росту безработицы, к безденежью предприятий и населения, к невозможности накопить сбережения честным путем.

Впоследствии «коробейников» сменили «челноки». И начали инвестировать те же Польшу, Турцию, Китай и еще Бог знает кого. Шел такой себе деньгооборот со знаком «минус», вернее, вывоз валюты из Украины. За национальную валюту скупались доллары, в вышеназванных странах скупались третьесортные товары, продавались на наших рынках, национальная валюта опять превращалась в доллары. А почему не наоборот? Получается, это кому- то было очень нужно?

А введение новых акцизов на табачно-водочные изделия? На заводах остатки водки в апреле 1998 года в 4 раза превосходили ее месячное производство, в мае — в 9 раз, в июле — в 33. В августе линии по розливу водочных изделий были остановлены: резко упал спрос. Расчеты показывают, что с введением новой ставки акциза торговлю «затопила» теневая (контрабандная и подпольная) водка. Вы же помните, как в апреле — июле того года нежданно-негаданно вырос спрос на стеклотару, в основном водочную. Скупали, вывозили. Куда, кто? Неужели «компетентным» органам тяжело было догадаться, чем вызвана волна этого вида «предпринимательства»? А происходило это именно перед повышением ставки водочного акцизного сбора. Не наталкивает ли это на вывод: кому-то это очень было нужно!?

Когда была повышена ввозная пошлина на автомобили иностранного производства, а через три месяца снижена, то разве было непонятно, что кто-то «пролоббировал» это постановление правительства с целью собственной наживы. В каждом государстве вывозные и ввозные пошлины устанавливаются с целью защиты собственного товаропроизводителя. Понимать это требуется таким образом, что если товар в достаточном количестве и соответствующего качества производится в Украине, то ввозная пошлина на соответствующий импортный повышается. Но если товара производится недостаточно, низкого качества, то ввозная пошлина устанавливается минимальной или совсем отменяется, чтобы наполнить собственный рынок. У нас все наоборот. На свои табачно-водочные изделия мы устанавливаем такой акциз, что импорт становится на одну треть дешевле. Анекдот!

Вывозная пошлина для экспортеров должна быть «нулевой». В нормальных экономиках за экспорт доплачивают! Наши же властные чиновники опять действуют со знаком «наоборот».

Разве это не парадокс: в магазинах выбор товаров и промышленного назначения, и продуктов питания — явно недостаточный, и цены высоковатые, на рынке же их — широкий ассортимент и к тому же на 30% дешевле. Государство с этого «черного» рынка ничегошеньки не получает и вынуждено восполнять эту утрату, переводя бремя на государственные, коммунальные, акционерные, частные законопослушные предприятия. Учитывая, что, по очень приближенным данным, в «тени» работает около 50% промышленно-торгового потенциала, бремя налогов становится непосильным для законопослушного товаропроизводителя, душит его, загоняет в «тень».

Украинские предприниматели способны насытить рынок какими угодно товарами, но без содействия государства, взвешенной налоговой, таможенной, кредитно-банковской политики они не обойдутся. Не открою большого секрета, напомнив, что 70% импорта производится на наших легальных, полулегальных и подпольных фабриках. И дизайн, и качество намного выше действительно импортных. Необходимо создать условия, чтобы они шли в легальный бизнес!

Одно дело, когда трудности объективные, что характерно для переходного периода, другое, когда носят искусственный, субъективный характер. От этого нет пользы ни государству, ни народу, ни гражданину, желающему работать: будь-то директор промышленного, сельскохозяйственного предприятия, частный предприниматель, фермер или рабочий. Побороть надуманные, искусственно созданные препятствия очень тяжело. Это забирает много времени, умственной и физической энергии, средств. Сколько за это время можно было бы сделать полезного!

Нужны законы долгосрочного действия, обоснованные налоги и таможенные сборы, которые бы стимулировали, а не душили предпринимательство. Для этого нужен профессиональный парламент. Не потому ли сегодня выживают только те, кто пользуется льготами (на законных основаниях полученные или нет!), тогда, как должны быть созданы для всех равные условия не только для выживания, но и для развития. Что же это за государство, которое не в состоянии обеспечить своему народу выживание?

Мы уже так далеко зашли не туда, что неизвестно, сколько понадобится времени, чтобы выбраться на дорогу, которой давно идет уже весь цивилизованный мир. Напрашиваются вопросы: кому нужны такие реформы, кто их разрабатывает, планирует, стимулирует и регулирует нашими «реформаторами»?

Для Украины вообще характерно деформированное реформирование экономики. Отсюда спад объемов промышленной продукции, введение особого режима энергосбережения, переход на 2 3 дневную рабочую неделю, предоставление бессрочных отпусков... И это не единичные случаи, а системное явление. Кроме объективных причин (разрыв хозяйственных связей, отсутствие оборотных средств, потеря потребителя, низкая технологическая и трудовая дисциплина), почти все предприятия ощущают свою ненадобность: государство в авральном порядке акционировало предприятия и... бросило их на произвол судьбы. То что сделали с нашей промышленностью, это преступление перед народом Украины!

Мы только провозглашаем с высоких трибун о радикальном реформировании экономики, а если честно и откровенно, еще и не подступали к нему. Причина банальная. У руля экономики оказалось немало дилетантов и людей, которые используют свои высокие должности с целью личного обогащения. К тому же политика брала верх над экономикой, а это никогда не приводило к успеху.

Основной причиной падения объемов производства является неспособность граждан и предприятий купить произведенную продукцию в полном объеме производства, а как результат — на каждой новой стадии производится продукции меньше, чем на предыдущей, а покупается меньше, чем производится (авансовой и невыплаченной или частично и несвоевременно оплаченным трудом). Объемы незаконченного производства достигают объемов внутреннего продукта (ВВП).

Объяснить падение экономики объективными причинами невозможно:

ни резким сокращением основных фондов;

ни отсутствием высококвалифицированных кадров;

ни уменьшением потребности в потреблении;

ни дефицитом материальных ресурсов;

ни отсутствием средств;

недопотребление товаров и услуг в Украине постоянно растет.

Это результат искусственно заниженных пенсий в угоду монетаристам, хронической задержки с выплатой заработной платы в бюджетной сфере, в промышленности, сельском хозяйстве, отсутствии нетрадиционных источников заработка.

Проблему можно решить в кратчайшие сроки — провести реструктуризацию крупных промышленных предприятий и создать на их базе десятки тысяч новых малых и средних предприятий, передав им безоплатно основные фонды, освободив на определенный срок от уплаты налогов. Это экономически целесообразно: основные фонды будут сохранены, сократится безработица, повысится уровень жизни, бюджет будет иметь дополнительные поступления.

В нашей экономике отсутствуют объективные причины падения экономики и резкого снижения уровня жизни, т.е. отсутствуют факторы, которые не зависят от воли людей, а зависят от результатов деятельности органов власти и лиц, которые принимают управленческие решения.

Кто виноват?

Объективные причины падения промышленного производства:

сумма полученной заработной платы и других доходов населением Украины меньше объемов предложенной к продаже продукции, произведенной в Украине и импортированной из-за границы;

низкая покупательная способность населения является следствием фискальной направленности налоговой политики, благодаря которой каждый работающий получает 49% сумм затрат производства, ложащихся на заработную плату;

цены на продукцию украинского производства являются недоступными для нашего населения и существенно превышают мировые цены из-за:

а) высоких налогов;

б) государственной поддержки монополий, что позволяет необоснованно устанавливать высокие цены на коммунальные услуги, на энергоносители, газ, воду (холодную и теплую), услуги связи;

в) недозагрузкой мощностей предприятий, что приводит к необеспечению платежеспособного спроса на их продукцию из-за высокой цены;

г) низкого уровня производительности труда, что, с одной стороны, сдерживается нелепой налоговой и таможенной политикой, а с другой — отсутствием технологической и трудовой дисциплины;

цена рабочей силы существенно

отстает от мировых цен на нее;

покупательная несостоятельность предприятий является следствием отсутствия оборотных средств.

Постоянное падение экономики порождено лишь субъективными факторами, т.е. несовершенным управлением макроэкономическими регуляторами (бюджетная, налоговая, таможенная, лицензионная политика, политика субвенций, санкций, льгот, бюджетных кредитов, цен на продукцию монополистов) со стороны законодательной и исполнительной властей. Улучшения можно достичь только за счет экономических реформ. Определение же путей реформирования зависит от видения самих реформ! Необходимо радикально изменить производственные отношения в обществе и полностью разрушить социалистическую систему ведения хозяйства, при сохранении основ социальной защиты населения.

Выход из кризиса в промышленности — в целеустремленной реструктуризации, т.е. создании новых самостоятельных предприятий, способных привлечь инвестиционный капитал, преобразовании крупных малорентабельных, высокозатратных производств в большое количество малых и средних предприятий, отвечающих требованиям рынка.

Реформирование экономики тесно связано с обеспечением регулирующих функций цен, производственных и внепроизводственных расходов, процентных ставок в системе рынка и действенной денежной и стабилизационной политики. Это требует создания соответствующих стимулов и санкций для руководства, в первую очередь, государственных предприятий (от смены вывески на ОАО суть не изменилась) или с долей государственного имущества более 25%.

Стабильность цен зависит от конкуренции на рынке товаров и услуг. В Украине такие рынки практически отсутствуют. На 90% у нас господствует монополия, поэтому ни ценовые, ни банковские процентные механизмы поощрений не имеют положительного влияния. В этих условиях необходимо более жестко применять антимонопольное законодательство.

Многочисленные правительства, две предыдущие и новоизбранная Верховная Рада демонстрируют свою полную неспособность построить мощную национальную экономику, заложить фундамент духовного возрождения украинской нации. Сегодняшние заботы наших соотечественников: как и чем завтра накормить детей, престарелых родителей. Большинство граждан не осознают нынешних проблем и потеряли веру в возможность их решения, которое привело к состоянию обреченности, безнадежности.

И еще. Общество должно иметь объединительную идею, общенациональную, которая удовлетворила бы и восток, и запад, и север, и юг Украины. Такой объединительной идеей могла бы стать идея зажиточной жизни всех граждан нашего государства.

Можно ли возлагать сегодня надежду на Верховную Раду?

Политические «баталии» вокруг «кассетного» дела в сессионном зале приводят к мысли — надежду на парламент возлагать не стоит. Можно ли возлагать сегодня надежду на правительство? Сколько можно «тасовать» одну и ту же колоду карт?! Она давно уже «засвечена». Карты «крапленые». Отработанные. Надежда сегодня на Президента. У него достаточно полномочий, но он ими пользуется не в полном объеме.

Имеем ли сегодня достаточно оснований обвинять законодательную власть в отсутствии программы и стратегии реформ, в умышленной проволочке с подготовкой законодательных актов, выработке долгосрочных «правил игры»? Без сомнения!

Имеем ли сегодня достаточно оснований обвинять исполнительную власть в отсутствии стратегических планов реформирования экономики, за нежелание и неумение проводить реформы, за политическую безответственность, за непринятие решений, за полную бездеятельность? Без всякого сомнения!

Программы, которые декларировались и декларируются на наивысших ступенях власти, должны воплощаться в конкретные планы действий всех ветвей власти. Должны! Программа должна быть долгосрочной: на первое, второе десятилетия и на далее. За ее исполнение должны нести ответственность правительства. Независимо от того, кто их возглавляет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать