Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Декоммунизация – в головах

Пять лет назад вступили в силу законы, которые призваны избавиться от наследия большевистского режима и почтить память миллионов убитых украинцев
26 мая, 19:57

«Не дадим украинским фашистам издеваться над историей...». Такие истерические призывы российских чиновников, политиков и пропагандистов предшествовали принятию нашим парламентом законов, направленных на возрождение национальной памяти и справедливости. Шум, поднятый в Москве, подхватили и некоторые политики и «общественные активисты» в Украине. Но, как говорят на востоке, собаки лают, а караван идет: 9 апреля 2015 Закона Украины «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в ХХ веке», «Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939 — 1945»» О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 — 1991 годов «, а также « Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики» были приняты, а с 21 мая вступили в силу ...

«ЛЮДИ НАКОНЕЦ БУДУТ ЗНАТЬ ПРАВДУ ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКА ...»

Название Закона «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917 — 1991 годов» говорит само за себя. Говоря другими словами, с его принятием каждый гражданин может ознакомиться с деятельностью «верных слуг» коммунистического режима ВЧК-ГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, на чьих штыках он и держался.

«Со дня принятия закона в областных архивах, а также в нашем побывали сотни тысяч человек, — говорит руководитель архива СБУ Андрей КОГУТ. — Приходят разные люди, в частности, родственники репрессированных, пытаясь узнать, где они закончили свой жизненный путь, историки, журналисты. В том числе и российские...»

Именно этот закон и вызвал наибольшую истерику среди российских политиков и их верных слуг — придворных пропагандистов. Объяснение простое: открыв архивы, Украина дала возможность миллионам граждан узнать о тех ужасах, которые творила компартия руками чекистов не только в Украине, но и на просторах всего СССР. В Москве понимали, что к украинским архивам могут потянуться и немало россиян — выходцев из Украины, которые потеряли в те времена своих родных. И не только они, но и те историки, журналисты, которые не верят кремлевским пропагандонам.

Нашлись, к сожалению, и у нас такие, кто счел, что «не нужно ворошить прошлое», мол, «это уже не вернет жизнь замученным и расстрелянным, а нужно смотреть в будущее». Напоминаю всем, так думающим: чтобы смотреть в будущее, да еще и уверенно, нужно знать прошлое. Хотя бы немного.

С теми, кто недалек, все понятно. Но есть и другая категория противников открытия архивов. Иначе, как отбросами общества, язык не поворачивается их назвать. Имею в виду политиков, так называемых общественных активистов и даже коллег-журналистов, которые прекрасно знакомы с нашим страшным прошлым. Но против того, чтобы все мы знали правду. Почему? Ответ прост: это так называемая «пятая колонна», церберы Кремля, которые пытаются всячески прислуживать московитам. Поэтому и закричали, мол, этого не следует делать — цитирую выступление одного из нардепов — «люди будут подвергаться опасности». Под «людьми», он, видимо, понимал старых чекистов, которые отправили на тот свет тысячи украинцев. Однако зря он так волновался: закон не предусматривает никакого уголовного преследования «ребят с чистыми руками и горячими сердцами»,  как их называл Феликс Дзержинский — основатель и первый руководитель ВЧК. Разве что моральное осуждение: за 5 лет, прошедших со времени принятия этого закона, никого и нигде не только не судили, но даже в суд не вызывали. Впрочем, а сколько их, этих негодяев осталось? ..

ВМЕСТО ЛЕНИНА И ДЗЕРЖИНСКОГО — БАНДЕРА И ШУХЕВИЧ

Немало шума вызвал и Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». Прежде всего потому, что он предусматривал восстановление исторических названий тысяч городов и сел, улиц, которые за время господства «верных ленинцев» были переименованы в честь «выдающихся революционеров, борцов за советскую власть». Тот факт, что у этих «борцов» руки по локоть в украинской (и не только) крови, во внимание, конечно, не принимался. «Не замечают» его и нынешние российские власти и даже большинство историков. Более того, сегодня в путинской России даже рядовые граждане склоняются к мысли, что «тогда были тяжелые времена и Сталин вынужден был идти на подобные шаги».

«Если россиянам нравится жить в городах и селах, которые носят имена палачей, уничтожавших их предков, то пусть живут, — говорит львовский историк Руслан ЗАБИЛЫЙ. — Если им нравится ходить по улицам, названным в честь тех, по указаниям кого расстреливали на Соловках, то тоже пусть ходят: я не против. Но мы, украинцы, этого не хотим. По крайней мере абсолютное большинство, как показывают социологические опросы».

Нонсенс, но и в этом случае все украинцы с пониманием восприняли переименование городов, сел, улиц, носивших имена палачей нашего народа. Особенно остро реагировали на него граждане пожилого возраста, воспитанные на «коммунистических ценностях». Сложилась довольно парадоксальная ситуация: многие, не из книг и телевизоров знавшие об ужасах прошлого, не одобряли действий украинской власти. Больше апологетов советского прошлого оказалось, конечно, среди бывших партфункционеров, ветеранов КГБ и других силовых структур. Доходило до того, что в некоторых населенных пунктах сторонники Ильича объединялись для его защиты и даже круглосуточно охраняли памятники! Но «пролетарского терпения» у них хватило ненадолго ...

От тоталитарных названий избавились 51 493 объектов топонимики. Из них почти 70 принадлежат к культурному наследию коренных народов и наций, которые давно жили на украинской земле: крымских татар, крымчаков, караимов. Не могут «старшие братья» спокойно воспринимать и переименование нескольких населенных пунктов в честь событий 1917 — 1921 года, что вошли в историю как Украинская революция, которая ставила свой целью построение Украинской Народной Республики — самостоятельного государства, которое они утопили в реках украинской крови.

На время принятия законов,  ставших эпохальным событием в истории Украины, украинско-российская война была в разгаре, отобрав жизнь у сотен украинских воинов. И, к чести руководителей местных органов власти и самоуправления, некоторые населенные пункты были переименованы в честь украинских воинов,  отдавших свои жизни за Украину. Россияне, а также и некоторые украинские политики утверждали, что декоммунизация является ничем другим как «издевательством над миллионами украинцев, а переименование городов, сел и улиц — надругательством над светлой памятью лучших сыновей украинского народа». Иначе, как лицемерием и ложью подобную болтовню трудно назвать.

«Ненаказанное зло растет. Осудить преступления — это не вопрос мести, это вопрос справедливости. Поэтому европейские страны,  пережившие тоталитаризм, приняли законы, которыми утвердили: новообразованное государство обязывается никогда не повторять тоталитарные практики», — сказал, обращаясь к парламентариям тогдашний руководитель Украинского  института национальной  памяти, а в настоящее время народный депутат Владимир ВЯТРОВИЧ.

То ли эмоциональное выступление пана Владимира или желание нардепов войти в  новейшую историю Украины, но они проголосовали за данные законы. Абсолютным большинством голосов.

Уверен: когда бы законы, о которых идет речь, были приняты в начале 90-х, то есть с первых дней существования независимого Украинского государства, многих неурядиц мы бы избежали. В первую очередь, хочется верить, событий на Донбассе. Ведь за этих почти 30 лет выросло бы целое поколение молодых людей. Российскому ТВ и даже их родителям и дедам — тем, что с ностальгией вспоминают дешевую колбасу и дешевую водку, что для них символизируют советские времена, было бы значительно сложнее их зомбировать. И тогда бы на площадях, около памятников Ленину собиралось бы гораздо меньше обманутых, как это было в начале 2014-го. А Путин, зная настроения украинцев юго-восточных регионов вряд ли начал бы реализовывать свой проект «Новороссия».

«ДЕКОММУНИЗАЦИЯ НЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ»

Владимир ВЯТРОВИЧ, народный депутат, бывший руководитель Украинского института национальной памяти:

— Как нация, которая столько настрадалась от коммунистического режима, потеряв миллионы лучших сыновей и дочерей, мы давно должны были вычеркнуть из своей повседневной жизни имена тех, чьи руки по локти в украинской крови. Но из-за непоследовательности в действиях власти до 2014-го, нежелания портить отношения с Россией, это не было сделано. Поэтому и жили украинцы в городах и селах, названных в честь палачей нашего народа, потому и ходили по улицам и отдыхали в скверах, которые тоже носили их имена. Я не представляю, как чувствовали себя потомки тех, кого сослали на Колыму, и там они нашли последний свой покой, умерли голодной смертью в начале 30-х, проживая на улицах Дзержинского, Чубаря, Петровского.            

Но декоммунизация не завершилась. И не только потому, что кое-где загораются споры вокруг переименования тех или других населенных пунктов, целесообразности демонтажа памятников идолам большевистского режима. Нужно доносить  обществу всю правду о преступлениях советской власти и ее карательных органов, аргументировано опровергать мифы, которые нам до сих пор  пытается навязывать российское ТВ, пресса.

«К ДЕКОММУНИЗАЦИИ ОТНОШУСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНО»

Виктор ДОВГАНЬ, киевлянин:

— Я хорошо помню советские времена, поскольку значительная часть моей жизни прошла в те годы. К принятию упомянутых законов и самой декоммунизации отношусь в целом положительно. Однако, кажется, на сегодня не это является главным. Нужно больше думать, как нам закончить войну, которую не мы начинали, вернуть утраченные территории. И укрепить Украинское войско.

«МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ БЫЛИ УБИТЫ И ЗАМУЧЕНЫ БОЛЬШЕВИКАМИ»

Григорий КРЫМЧУК, писатель:

— Даже если не принимать во внимание других факторов, а лишь мой возраст, то и его достаточно, чтобы я высказался относительно этой проблемы. Более чем 70 лет все мы находились в большевистском иге. Сколько горя причинила нам та власть? Миллионы людей выморили голодом, в годы Второй мировой тоже погибло около 9 — 10 миллионов сыновей и дочерей нашего народа. А скольких украинцев отправили за это время в концлагеря? При этом тысячи улиц, городов и сел носили имена палачей, которые методически истребляли наш народ. Поэтому я приветствую принятие декоммунизационных законов и их реализацию. Но... Как по мне, легче всего демонтировать памятники и переименовать улицы и даже населенные пункты. Декоммунизация должна состояться еще и в головах людей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать