«Делайте же что-нибудь!»,
или Как «нарастить» харизму?
Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор центра социальных исследований «София»:
— Термин «харизма» связан с энергетикой человека, его природными данными, способностью влиять на массовое сознание или на отдельного человека. В этой связи хочу попытаться классифицировать типы политиков, которые были востребованы в Украине на протяжении последних лет.
В первые годы независимости наиболее яркими и успешными в массовом сознании были политики-символы, связанные с началом перемен, общественными формами типа Народного руха, олицетворявшего собой начало реформ и независимости. Пять-шесть лет назад на первое место выходили люди-ставленники власти, «хозяйственники» — это было популярно. Даже молодые политические кадры вынуждены были идти на какую-то хозяйственную работу или государственную службу, чтобы заработать себе репутацию политика времени. Кстати, приход олигархов на министерские и губернаторские посты весьма характерен для того времени.
Вызов нашего времени связан с тем, что сейчас, учитывая резкую политизацию массового сознания и социальный запрос на перемены, обществу необходим «поступковый» политик — способный совершать понятные и востребованные социальные действия и принимать эффективные политические решения. Будь то инициативы, оргмероприятия или своевременный и адекватный идеологический ответ на проблему, возникшую в обществе. Это является критерием и способом наращивания рейтинга. Чтобы «нарастить» харизму, нужно ПОСТУПАТЬ. Когда же политик рекомендует принимать решение, а реально участвует в альтернативном решении, он сам себя дискредитирует и разрушает имидж «человека слова».
90% украинских политиков, особенно связанных с властью, к сожалению, ведут себя как взвод. Некоторые даже начинают шутить, что они, мол, рядовые солдаты. Но в обществе сейчас наблюдается откат от восприятия политика как рядового исполнителя. Идет запрос не просто на яркую внешность или эпатаж, а на поступковую личность, которая совершает акты, результативные для общества. Интуитивно некоторые чувствуют это. Поэтому одни кидаются печатать новые деньги, другие проводят региональные форумы... Но это спонтанные вещи, отражающие интуитивное чувствование запроса общества. Экзамен с Тузлой и ЕЭП показал, что между поступком и эпатажем есть разница. Думаю, в 2004 году поступковый критерий будет определяющим в реакции массового сознания на кандидатов в президенты.
Виктор РЫБАЧЕНКО, вице-президент Ассоциации политических психологов Украины:
— Харизма — это то, что дано тебе господом Богом и судьбой, что порождено твоей биологической организацией. Она проявляется в том, насколько сильно личность того или иного человека запечатлевается в массовом сознании. Никакая тренировка не поможет харизме, но может быть околохаризматическое мастерство. Например, человек умеет говорить с толпой — но и бездарного можно научить ораторскому искусству, правда, там не будет полета. Божьей искре не научишь, но можно научить ремеслу. Составные части этого ремесла: психологически грамотно выстроенное общение, умелые модуляции голоса, выверенное жестикулирование, попытка быть заметным.
Однако здесь от великого до смешного — только шаг. Есть политики, которые очень хотят быть харизматичными. В конце концов они становятся смешными тем, что надоедают своим мелкотравчатым мельканием. Не чувствуется крупности и влиятельности. Человек просто начинает мельтешить и раздражать. Крупность политической личности тоже можно натренировать: человек должен заняться серьезными масштабными вопросами. И здесь человек неодаренный может быть похож на маленького Сизифа, пытающегося вкатить на гору слишком большой камень, который может впоследствии его раздавить. Можно нарастить ремесло, усовершенствовать манипулятивные техники, но нельзя нарастить таинственные и неуловимые стороны харизмы.
Великие харизматики, вошедшие в политическую историю, тоже тайно учились этому ремеслу. Втайне от всех можно пытаться это делать на какой-то частной телестудии. В окружении одного- двух тренеров можно научиться выразительности, попытке влиять, умению эффектно говорить. Никому не показывая свои жалкие попытки, следует работать, пока не проклюнется что-то настоящее. Человек может вырасти до уровня умелого политика, но если он не харизматичен от природы, вялый и безынициативный, если у него не горят глаза, в них нет сумасшедшего азарта, который прет изнутри, как гейзер из почвы, то все попытки нарастить харизму тщетны.
Только харизматическая личность делает историю, только личность, которая обладает полугипнотическим влиянием на массы, может зажечь народ. В харизму входит способность вызывать доверие, симпатию. Если ее нет, нет человеческой привлекательности, а за всем чувствуется злость, холодный расчет, желание эгоистично достичь политических целей, то люди такого политика не воспринимают. Харизматик — тот, кто, как величайший актер, либо чувствует, либо сумеет убедить толпу, что его ценности — это общие ценности, его главный интерес — это интерес народа. Если он сумеет это искренне представить, то его харизматичность увеличится. Политикам необходимо пытаться отойти от эгоизма, и стать альтруистами с огромной убежденностью.
Андрей КУРКОВ, писатель:
— Внешний вид наших нынешних политиков — дело второстепенное. Тем более, что они им все равно не занимаются. Харизма больше зависит от окружения политика («короля делает свита»), и от того, как он говорит. А как правило, политика окружают люди с совершенно отрицательной харизмой, независимо от того, являются они его телохранителями или спонсорами его избирательной кампании. Если у этих людей вид не интеллигентный, то тень упадет и на политика. Конечно, это люди, от которых нельзя избавиться, но нужно просить их иногда отходить в сторону или посоветовать им хотя бы позаботиться о своей внешности, научиться улыбаться и употреблять минимум грубых слов. Ну и, кроме того, у нас нет школы жестов. Наши политики почти все косноязычные. Если у нас появятся политики, которые научатся говорить законченными предложениями, а их жесты и мимика будут соответствовать сказанному, то это будет огромным плюсом. Это та же харизма, но более глубокого психологического действия, чем правильно подобранный галстук или волосок к волоску уложенная прическа.
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, художественный руководитель театра «Сузір’я»:
— Харизма — это то, чем Господь наделяет людей — своих посланников. Конечно, внешность и манеры в политических технологиях многое значат, но прямого отношения к харизме не имеют. Я думаю, что, на самом деле, многие политики уже нашли для себя свои образы. Мне, как режиссеру, понятнее другая сторона политических игр — это режиссирование своего пути к намеченной цели, которое включает в себя, прежде всего, поступки. То есть совершенные действия, которые являются определенными фактами биографии человека. А поскольку это политик, то это уже и факты истории страны. Думаю, поступки в первую очередь определяют харизму. А что касается внешнего вида и т.д., то, наверн ое, здесь есть и национальные особенности. Потому что, например, в России хорошо, когда политик выпил, запел, или сказал какие-то резкости. Мне кажется, хороший политик в нашем понимании — рассудительный и спокойный. И главное — не предлагающий каких-то революций. Украинцы революции боятся и всячески избегают резких движений. Кроме того, я думаю, что этот процесс двусторонний — один человек выстраивает свою линию поведения, а другие ее пытаются каким-то образом переосмыслить, и в своей оценке совершенно изменить цель, которую ставит перед собой оппонент. В этом смысле «гнані і голодні» — это все-таки идеал украинского человека. Как ни странно, у нас хочется помочь не слабым, а сильным. Сейчас я вижу ситуацию, когда противники того или иного политика создают ему гораздо большую рекламу, чем его друзья и он сам. Поэтому мне кажется, что это сложный, возможно, даже не всегда регулируемый и предсказуемый процесс. Быть может, нормальное, естественное, а значит, мудрое течение жизни оказывается сильнее всяких политтехнологий, результат действия которых в абсолютном большинстве случаев непредсказуем.
Конечно, хотелось бы, чтобы наши лидеры были людьми культурными, красивыми, элегантными, здоровыми. Но я вспоминаю французского президента Жоржа Помпиду, который много и тяжело болел. У него всегда были вздувшиеся нижние веки. И с ним всегда ездил художник по свету, — пресс- конференции проходили при очень сильном свете в лицо, который скрадывал эту деталь. Хорошее освещение — это элемент театра. Думаю, хорошее освещение — в прямом и переносном смысле — на сегодняшний день самое эффективное средство для создания харизмы лидера.