День большой крови
Девять погибших, семь раненых, один пленный. Как отреагировали украинские СМИ и общество?![](/sites/default/files/main/articles/20072017/1svecha.jpg)
20 июля был трагический день для Украины... И хотелось бы обратить внимание не просто на суть событий, а на то, как их освещали СМИ. Ведь именно от картинки и слов журналистов общество в основном видит и понимает, чем живет страна.
С самого утра в четверг журналисты, общественные активисты и отдельные политики собрались на перекрестке улиц Ивана Франко и Богдана Хмельницкого в Киеве. Год назад на этом месте был убит журналист Павел Шеремет. Потом они двинулись шествием к зданиям СБУ, АП и МВД. Участники требовали от власти расследовать преступление. В ответ правоохранители заявили, что следователи не дают разрешения раскрыть новую информацию относительно убийства и похвастаться наличием подозреваемых Нацполиция пока не может. Большое внимание к этой трагедии было не только со стороны украинцев, но и со стороны международного сообщества. Послы G7 настаивают на важности продолжения расследования убийства журналиста. Представительство ЕС в Украине призвало украинскую власть провести быстрое и прозрачное расследование. А в ОБСЕ, в свою очередь, призвали сделать все возможное, чтобы положить конец безнаказанности за нападения и убийства журналистов.
Пока продолжалась акция, на фронте, как оказался, произошла другая трагедия. Ночь на четверг выдалась для украинских бойцов тяжелой и кровопролитной. Российские войска и их наемники атаковали и обстреляли позиции сил АТО близ Красногоровки, Марьинки и Новгородского, использовав, в том числе, минометы, артиллерию, танки и установки «ГРАД-П». По словам пресс-секретаря Минобороны по вопросам АТО Андрея Лысенко, в целом погибли 9 украинских военных, в частности трое подорвались на мине, еще 7 ранены, один попал в плен. «Война идет постоянно, — комментирует «Дню» волонтер Юрий Касьянов. — Нас уже приучили к крови и смертям, и, к сожалению, большинство уже достаточно спокойно относится к тому, что ежесуточно погибают 2—3 бойца. Безусловно, сейчас противник делает разведку боем для того, чтобы проследить, насколько крепкая наша оборона. Причем проверяются не только слабые стороны по линии фронта, но и такие факторы, как боевые дух, логистика, разведка, коррекция огня и тому подобное. Существует большая вероятность и масштабного наступления, которое может быть даже более масштабным, чем наступление на Дебальцево. Эта вероятность повышается ежедневно, в частности потому, что впереди президентские выборы в РФ и Путину нужна яркая победа...».
Тем временем украинские СМИ продолжали в первую очередь рассказывать об убийстве Шеремета. Никто из телеканалов не внес правки в подачу новостей. Это не стало первой темой. Безусловно, нужно посочувствовать родным и близким Павла Шеремета, безусловно, об этом необходимо писать, тем более в день годовщины ужасного убийства журналиста (мы это сделали еще во вчерашнем номере «Дня» в статье «Убийство Шеремета: год спустя»), безусловно, всем нужно требовать расследования этого преступления. Но девять погибших за сутки — это требует совсем другого подхода в журналистике. И пока украинские СМИ не уточнят свои приоритеты, в частности, заявляя о борьбе с так называемым языком ненависти, сложно будет назвать их украинскими.