Депутатам-коммунистам – пожизненный иммунитет?
Председатель правления Крымского объединения защиты прав обманутых вкладчиков и акционеров Михаил Белых на справедливость уже не надеется: «подопечных», так и не получивших обратно свои кровные средства, у него только в Симферополе еще больше 20-ти т ысяч (а всего в Крыму насчитывалось больше 700 тысяч обманутых вкладчиков). Общая сумма долга нынешними деньгами превышает 200 миллионов гривен. Периодически люди еще беспокоят его, они организуют разные мероприятия, чтобы напомнить о себе — пишут письма в высокие инстанции с требованиями вернуть свои деньги, пикетируют здания, в которых заседают чиновники, в свое время перекрывали даже дороги. Ничего не помогло. «Сейчас мы надеемся на то, что парламент примет закон о возврате нам потерянных сбережений! Ждем его с нетерпением, — говорит он. — Но больше всего душа болит о вкладчиках бывшей компании «Крым-Оранта», ведь ее чиновники совершали махинации с целью обанкротить государственную (!) страховую организацию, не посчитались с тем, что в нее были вложены подчас последние деньги ветеранов, отложенные «на смерть». По данным Михаила Белых, в Крымской организации больше 50 тысяч человек, являющихся страхователями компании «Крым-Оранта», общая сумма задолженности превышает 1 миллион гривен…
Обратимся к этой истории. Попытаемся разобраться в хитросплетениях чиновничьей бюрократии и правовой казуистике.
Как свидетельствует Михаил Белых, «существует вроде бы две «Крым-Оранты». Та, которая «лопнула», отличалась, по его словам, «крайней недобросовестностью и безответственностью перед страхователями, а нынешняя, которая, не является ее правопреемницей, работает, по его словам, хорошо. «С ней отношения у страхователей нормальные, — рассказывает Белых, — с этой можно работать, а вот с прежней...», — говорит он. К нынешней «Крым- Оранте» не имеет претензий и Крымское управление по ценным бумагам и фондовому рынку: «Дела идут нормально, у нас претензий нет, жалоб тоже пока нет...», — сказали автору в Управлении.
Хочешь не хочешь, а возникает вопрос: а почему же дела «не пошли» у «прежней» компании? Оказалось, все объяснимо. Делами старой «Крым-Оранты», вернее, бывшего Госстраха, в свое время заинтересовалась и Крымская республиканская прокуратура. Еще в средине 1997 года прокурорские работники собрали толстую папку документов, повествующих о хищениях и злоупотреблениях, что дало основание для возбуждения уголовного дела в отношении бывшего председателя правления Республиканской страховой компании «Крым-Оранта» Николая Колисниченко. Он был арестован и долгое время находился в СИЗО.
В чем же он обвинялся? Процитируем интересный документ — «Представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности депутата Белогорского районного совета Колисниченко Николая Петровича», подписанный прокурором Крыма Владимиром Шубой.
Так вот, согласно прокурорскому расследованию, было установлено, что «Колисниченко Н.П. совершил хищения государственного имущества в особо крупных размерах путем растраты и злоупотребления должностного лица своим служебным положением на общую сумму… 438 тысяч 366 гривен 93 коп». В его деле насчитывается несколько десятков эпизодов. Перечислим их (суммы в современном исчислении): заключение фиктивных договоров поставок и подряда на капитальное строительство офиса и жилья на 371 тысячу 108 гривен 77 копеек, заключение незаконных договоров на строительство жилья на сумму 9 тысяч 900 гривен, которые оплачивались из денег страхователей, поставка лесоматериалов на 12 тысяч 980 гривен, поставка автомобилей КАМАЗ на сумму 50 тысяч гривень, железобетонных изделий на сумму 156 тысяч 244 гривни, поставки бензина на сумму 111 тысяч 383 гривни, снова железобетонных изделий на сумму 10 тысяч гривен, поставку отделочных материалов на 20 тысяч гривен, — все оплачено из средств страхователей.
Однажды с Николаем Петровичем в бытность главой правления РСК «Крым-Оранта» случилось несчастье — при невыясненных обстоятельствах была угнана его автомашина, однако он не приуныл. Как сказано в прокурорском документе, «...являясь должностным лицом, злоупотребляя своим служебным положением, вызвал к себе в компанию начальника и главного бухгалтера Симферопольского отделения и дал им указание оформить задним числом страховые документы на угнанную у него автомашину, что и было сделано. По незаконной страховке автомашины Колисниченко Н.П. получил 3 000 гривен, чем совершил хищение государственного имущества в особо крупных размерах путем злоупотребления должностного лица своим служебным положением…»
Дальше идут эпизоды с незаконной продажей юридическим и физическим лицам имущественных сертификатов — по подсчетам прокуратуры убыток составляет 1 миллион 784 тысячи 820 гривен. Причем, так Николай Петрович, оказывается, выполнял не что иное, а именно Указ Президента «О компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания денежных сбережений в учреждениях сбербанка и госстраха» и постановление Кабмина на ту же тему. С целью создания излишков сертификатов глава правления дал распоряжение руководителям отделений в городах и районах списывать сертификаты как выданные страхователям (тем же дедушкам и бабушкам!) в счет компенсации обесцененных вкладов, а сами сертификаты передавать в центральную контору с печатями отделений и подписями должностных лиц для реализации в своих целях. Получается, что в государственной организации был создан легальный синдикат, оформлявший подложные документы с государственными печатями и подписями…
Ниже в прокурорском документе описана незаконная валютная деятельность Николая Колисниченко. В структуре государственной организации, не имея на то официальной лицензии, председатель правления наравне с сертификатами использовал как средство платежа и доллары США, принимая их в качестве расчета от фирм- должников.
Так что же в этом документе, кроме, разумеется, изложенных в нем фактов, интересного? А то, что депутатом Белогорского районного Совета Николай Колисниченко был в предыдущем 21-ом созыве, то есть еще с марта 1990 по март 1995 года! А разрешения на привлечение его ответственности прокурор республики испрашивает у районного совета… в мае 1997 года, то есть когда уже три года работает новый, 22-й созыв. Может, прокурор подумал, что у нас в Украине существует пожизненная депутатская неприкосновенность? Но независимо от того, что он подумал, 20 мая 1997 года (номер 127/1-16) Председатель Белогорского районного Совета С.Маркевич ответил прокурору: «…Ваше представление не подлежит рассмотрению на сессии Белогорского районного Совета в связи с тем, что Колисниченко Н. М. не является депутатом районного совета 22-го созыва».
Ясно и просто. Но не тут-то было. Видимо, несмышленному председателю разъяснили, что прокуратура в созывах его совета разбирается не хуже, чем он сам, и раз у него спрашивают — так не зря. В августе того же года Маркевич представляет в прокуратуру уже Решение сессии от 19 августа, в котором сказано: «районный совет решил: «Отказать в даче согласия на привлечение к уголовной ответственности бывшего депутата Белогорского районного Совета 21-го созыва Колисниченко Николая Петровича». Причем Маркевич ничуть не покривил душой — в решении так и написано «бывшего». Позже на запрос Представителя Президента Украины в Крыму Василия Киселева председатель районной администрации Михаил Шевелев дал разъяснение, что «на момент обращения прокурора... Колисниченко Николай Петрович не являлся депутатом... Его полномочия закончились еще 25 июня 1995 года»... У нас вечная депутатская неприкосновенность?
Дальше и до сего времени дела тоже развивались и развиваются очень интересно. Через несколько месяцев после выхода из СИЗО (куда прокуратура препроводила «бывшего депутата» и без согласия Совета) Крымская Компартия включила Николая Колисниченко, который до того, как столь успешно возглавил «Крым-Оранту», служил секретарем Крымского республиканского комитета Компартии, в свой избирательный список одним из первых по счету. По этому списку он и был избран в состав депутатов Крымской Верховной Рады. При поддержке коллеги по партии Леонида Грача Николай Колисниченко назначается председателем комиссии по земельным вопросам и членом Президиума Верховной Рады, где успешно во благо Компартии работает и сейчас. Причем депутаты местных советов, в том числе и крымского Верховного, давно уже не имеют депутатского иммунитета, что дало возможность Крымскому ГУ МВД Украины в Крыму успешно ликвидировать самые знаменитые преступные группировки. Что же мешает прокуратуре довести до конца столь успешно начатое дело по компании «Крым-Оранта»?
Леонид Грач, глава крымских депутатов и крымских коммунистов, часто любит повторять слова о том, что «новоявленные буржуа» ограбили весь народ, в том числе пенсионеров. Как видим, «новоявленные буржуа» были в этом деле далеко не одиноки. На референдуме «ограбленный народ» проголосовал за то, чтобы депутатский иммунитет в стране был ликвидирован, однако он, видимо, не знал, что для коммунистов прокуратура изобрела уже пожизненный депутатский иммунитет? Так, может быть, изобретение стоит запатентовать? Или внести в нашу конституцию? Чтобы страхователи бывшей «Крым-Оранты» и не ждали зря своих сбережений...