Перейти к основному содержанию

«Десоветизация» и «декучмизация». Модернизация!

Без мощной армии украинская нация потеряет право на существование
09 декабря, 10:26
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Наконец хоть кто-то из правительственных чиновников сказал правду. А именно: что Украине необходимо проводить следующую волну частичной мобилизации и что нам необходима смешанная система комплектования Вооруженных Сил, то есть формирование армии на основе военнослужащих как срочной, так и контрактной службы. Этот мужественный шаг предпринял министр обороны генерал Степан Полторак, находясь в Чугуеве под Харьковом. «Мобилизация нужна, потому что нужно менять парней, которые уже полгода находятся на фронте. Она нужна, но ее необходимо проводить с учетом тех просчетов, которые были допущены до этого», — отметил министр и добавил, что после того как просчеты будут учтены и исправлены, президент Украины будет принимать решение о частичной мобилизации. В то же время генерал Полторак упомянул и термин «всеобщая мобилизация», однако выразил уверенность, что о ней сегодня говорить рано.

А еще министр сказал другую, не менее правдивую вещь: что «время, когда мы были не готовы к войне или когда мы были слабо готовы, проходит». Обратили внимание? Только «проходит», а не «прошло», и Украина готова на равных противостоять российской армии, как залихватски заявляют некоторые высокодолжностные лица, в то же время благословляя Леонида Кучму на новый тур переговоров с российскими агрессорами и донбассовскими террористами в Минске. Очевидно, о новых этапах «перемирия» и «прекращения огня», когда все равно практически ежедневно будут погибать украинские военные и гражданские люди, однако будет номинальное основание делать вид, что никакой войны нет, а есть только АТО.

Впрочем, в обстоятельствах, когда хватает любителей требовать, чтобы Украинское государство демонстрировало свое миролюбие, и военному, и тем более политическому руководству страны необходимо трезво оценить те ошибки в подготовке армии и проведении мобилизации, которые генерал Полторак довольно деликатно назвал «просчетами». Возможно, он не хотел подставлять своих предшественников и тех политиков, кто их назначал. А возможно, поставить точки над «і» по этому делу должны независимые эксперты, не связанные служебными инструкциями.

Поэтому посмотрим в недавнее прошлое — корень проблем армии именно там.

Когда-то Николай Михновский сказал: «Армия — это право нации на существование». Годы независимости должны были стать периодом построения мощной боеспособной украинской армии, наличие которой заставляло бы успокаиваться любого потенциального агрессора. Однако случилось иначе. Такие министры обороны, как Константин Морозов, Виталий Радецкий и Евгений Марчук, пытались в крайне неблагоприятных условиях хотя бы поддерживать на должном уровне боеспособность тех соединений и частей, которые остались Украине после распада СССР. Но за прошедшие десятилетия больше было других министров — которые занимались либо «дерибаном» военного имущества, либо бездумным сокращением ВСУ. А при режиме Януковича украинская армия вообще попала во власть российских генералов, главной задачей которых была ее ликвидация.

Между тем слабая армия — это прямое приглашение к агрессии, если твоя страна находится рядом с недемократическими государствами. А слабость ВСУ в последние годы была видна невооруженным глазом. Даже то, что было, существенно ослабили, а местами и уничтожили. Вместо модернизации армии фактом стала ее деградация. Что видели украинские военнослужащие под аккомпанемент бесконечных разговоров о реформах? Они видели сокращение, сокращение и еще раз сокращение под претекстом «оптимизации» и слышали обещания, что такая армия, которую сначала подвергли обрезанию, потом — кастрации, а при Януковиче — уже вивисекции, станет сильнее в качественном отношении. Этого не произошло. В 1992 году страна имела мощную группировку войск в количестве по меньшей мере 800 тысяч военнослужащих (для сравнения: самая большая по численности армия НАТО в Европе и на Ближнем Востоке — турецкая — имеет приблизительно 600 тысяч военнослужащих). Конечно, такая многочисленная армия в мирное время для Украины неподъемна, и определенное сокращение было необходимо, но не такое, какое стало фактом в последние годы.

При Януковиче объявили, что, мол, через год-два количественный состав ВСУ будет составлять 75 тысяч. Это было бы немногим больше, чем в Швейцарии с ее территорией 41 тысяча квадратных километров (в 15 раз меньше, чем Украина) и населением 7 миллионов (почти в семь раз меньше, чем в Украине). Но Швейцария является страной с международно признанным нейтралитетом со времен Наполеона ни с кем не воевала, а со всех сторон ее окружают страны — члены НАТО и нейтральная Австрия. В придачу ко всему, швейцарская армия традиционно хорошо вооружена и обучена, там фактически каждый взрослый мужчина умеет владеть оружием. И не случайно Гитлер в 1942 году, уже развернув на границах окруженной со всех сторон Швейцарии мощные войска, так и не осмелился дать приказ наступать — потому что швейцарская разведка раскрыла его планы, и страна за сутки провела всеобщую мобилизацию. В Украине же под разговоры о переходе к профессиональной армии произошел фактический развал системы военкоматов, которые в новых условиях, мол, перестанут быть нужными.

Существует объективная корреляция между территорией, населением, геополитическим расположением, протяженностью границ и необходимой численностью армии. Украину Партия регионов объявила внеблоковым государством (номинально этот статус до сих пор не отменен). Такому государству для надежной защиты нужно иметь в мирное время по меньшей мере 400 тысяч военнослужащих. Членство в НАТО дало бы возможность сократить армию до 150—170 тысяч, но никоим образом не до 75-ти.

А в придачу ко всему ВСУ вошли в 2014 год абсолютно недостаточными не только в количественном, но и в качественном измерении. Их вооружение являло собой музей периода «развитого социализма» (а спроектировано это оружие в своей массе было даже не в 1980-е годы, а значительно раньше). Едва ли не самом плохом состоянии находилась истребительная авиация ПВО и штурмовая авиация поля боя, в чем мы все и убедились во время боевых действий на Донбассе. А в современной войне такая авиация — это один из решающих факторов. Нет противоракетной обороны, а вся система ПВО — устарела. Оперативно-тактические ракетные комплексы «Сапсан», широко разрекламированные, не производились, вопреки всем обещаниям. Ничего не делалось для производства крылатых ракет, а это также очень важно в современных вооруженных конфликтах. Корвет современного типа для ВМС «застрял» на стадии проектирования, а новейшие танки «Оплот» поступили в армию в количестве одного десятка — для помпезных парадов.

С самого начала независимости власть финансировала оборону по остаточному принципу. Никогда не были достигнуты расходы на это на уровне принятого в НАТО стандарта — 2% ВВП. И хотя украинские депутаты в припадке показного патриотизма приняли даже высший индекс — 3% ВВП, он, как и многое другое, остался на бумаге. Во время российской вооруженной агрессии против Грузии в 2008 году Виктор Ющенко героически посетил Тбилиси, но было бы значительно полезнее, если бы он как Верховный Главнокомандующий приложил все усилия для резкого усиления обороны Украины. Но Ющенко тогда больше всего проникался внедрением в армии «национального военного шага». А Юлия Тимошенко, которая была тогда премьером, даже после событий в Грузии заявляла, что не видит военной угрозы нашей стране. Другими словами, вина за нынешние проблемы ВСУ лежит не только на Януковиче и его команде, не так ли?

Еще одним фактором, который подрывал боеспособность и моральное состояние ВСУ (его последствия чувствуются до сих пор) стало воспитание личного состава, особенно в последние годы, которое строилось на советско-российских традициях со всеми вытекающими отсюда последствиями. Красные флаги с символикой сталинских времен, двойная система нумерации частей и соединений (советская и украинская), культ маршала Жукова и «Великой Отечественной войны советского народа». Удивительно ли, что после такой идеологической обработки значительная часть солдат и офицеров некоторое время не могла воспринять российских агрессоров как врагов, а не «братьев по оружию»? Кроме того, советские традиции не могли не повлиять на военное мышление, на вещи доктринального характера, несовместимые и несоизмеримые с украинскими реалиями. В частности, Украина не имеет огромных человеческих ресурсов, которыми можно было бы «завалить» противника, на чем строилась стратегия сталинских маршалов и генералов.

В целом же, за последние десятилетия, а особенно в период Януковича, в ВСУ происходила «негативная селекция», то есть из армии «вымывался» наиболее патриотичный и энергичный командный состав, зато сформировалась целая генерация «паркетных генералов», коррумпированных полковников и майоров и неудачников-лейтенантов, ни на что не способных, кроме прозябания на жалкую зарплату в армии. Это чудо, что в ВСУ в этих обстоятельствах остались такие командиры, как генерал Сергей Кульчицкий и полковник Юлий Мамчур...

Поэтому сегодня — в условиях «гибридной войны» России против Украины — главными факторами построения ВСУ, на наш взгляд, является их модернизация, декучмизация и десоветизация. Первое состоит в организационно-технической перестройке и переоснащении армии в соответствии с современными критериями; в Украине хватает собственных производств и инженерно-конструкторских сил, чтобы на 75—80% обеспечить армию новой и модернизированной техникой. Остальное следует закупить за рубежом или добиться снабжения по ленд-лизу (соответствующий законопроект, кстати, уже зарегистрирован в Конгрессе США). Кроме того, следует задействовать собственные ресурсы для разработки перспективной техники. Второе — это решительное изгнание из армии «паркетных генералов» и коррумпированных полковников, «зачистка» от российской агентуры и идейных сторонников Путина, от некомпетентных лиц и разного рода халуев. Только не нужно превращать такую операцию в ту пародию на люстрацию, которая вылилась в изгнание из ВСУ адмирала Кабаненко и генерала Воробьева. Третье — это решительный отказ от советских символов (включительно с красными флагами уже несуществующих частей), от воспитания на образцах сталинской пропаганды, от названия учебных заведений в честь одиозных сталинских полководцев (что не исключает чествования достойных этого украинцев, которые воевали в Красной Армии, например маршал Малиновский, генерал Герасименко или летчики-асы Кожедуб и Бабак). А также отказ от стратегии и тактики по принципу «мы за ценой не постоим».

Что же касается частичной мобилизации и численного состава армии, то в зоне так называемой АТО (хотя на самом деле — на фронте) по оценкам постоянно находится не менее 50 тысяч армейцев и нацгвардейцев. Эта численность не может быть уменьшена даже в случае сведения боевых действий до минимума, потому что всегда возможен внезапный удар боевиков и российских войск. Для обеспечения плановой ротации, то есть отдыха и переформировки частей, нужны еще две смены — то есть в целом около 150 тысяч фронтового личного состава ВСУ и Нацгвардии. Еще 150 тысяч «штыков», без тыловиков и вольнонаемных, нужны для прикрытия других оперативных направлений. И не менее 40—50 тысяч пограничников. В целом речь идет о приблизительно 450 тысячах воинов в разного рода формированиях, предназначенных для отпора врагу.  — максимум, что Украина может себе позволить без проведения всеобщей мобилизации, ограничившись мобилизацией частичной, и это все равно требует предельного напряжения всего общества, ведь есть еще и внутренние войска, и подразделения СБУ, и государственная охрана и т.п. — и все это люди с оружием, которых стране нужно кормить, одевать, расселять, учить, лечить и достойно обеспечивать в случае инвалидности. Но — заметим — это все равно больше, чем выдержит экономика в условиях мира, следовательно, нужно либо вводить военное (чрезвычайное) положение или его элементы, либо нужно сдать Донбасс россиянам и признать их аннексию Крыма. Впрочем, это дало бы только временную передышку, ведь планы Путина включают захват всей Украины, — и только деморализовало бы общество и армию. Сейчас человек с оружием является лучшим гарантом успеха политических и экономических реформ, и политикам следует исходить именно из этого.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать