Дипломатам объяснили разницу
Парламентская ассамблея Совета Европы приняла решение о внеочередном рассмотрении — в четверг, 29 января — на зимней сессии вопроса о «конституционном кризисе» в Украине. Все аргументы в отношении того, что заинтересованная в таком рассмотрении оппозиция сгущает краски, тогда как на самом деле в Украине речь идет в лучшем случае о парламентском кризисе, на мониторинговый комитет ПАСЕ, очевидно, не произвели должного впечатления. Теперь ход и итоги обсуждения в значительной степени будут зависеть от того, смогут ли украинские политики, в частности, представители парламентского большинства, которое взяло на себя основную ответственность за судьбу политреформы, должным образом обосновать собственную позицию. Разъяснить позиции большинства в Верховной Раде о целях и путях проведения конституционной реформы было целью и инициируемой украинским МИД встречи послов государств-членов ЕС, государств, которые вступают в ЕС, а также США, Канады, Японии, Норвегии, Турции и Швейцарии с координатором парламентского большинства в ВР Степаном Гавришем. Выступая перед представителями дипломатического корпуса, господин Гавриш заявил, что конституционная реформа проводится в строгом соответствии с европейскими стандартами демократического общественного строя, в частности, ее основной идеей является переход к парламентско-президентской форме государственного правления. По его словам, речь идет о «максимальном опыте, почерпнутом из мировой истории: мы делаем такой законопроект, при котором узурпация власти будет невозможной». Руководитель парламентского большинства прибавил, что следствием этого должно быть возникновение нового типа демократии — согласовательного.
Анализируя ситуацию вокруг законопроекта № 4105 в отношении внесения изменений в действующую Конституцию, Степан Гавриш обратил внимание присутствующих, что упомянутый документ является компромиссом между Президентом Украины, политическим большинством парламента и оппозицией. При этом он заметил, что представители оппозиции внесли 23 поправки, 7 из которых были учтены в тексте документа. По словам Степана Гавриша, одобрение в первом чтении законопроекта № 4105 было легитимным и проведено в правовом поле. Способ голосования (поднятием рук) был избран как единственно возможный в условиях грубых нецивилизованных действий оппозиции, которая вывела из строя электронную систему голосования. Что касается некоторых замечаний Венецианской комиссии к этому документу, то координатор большинства напомнил, что 10- летнее ограничение срока избрания судей было предложено Блоком Юлии Тимошенко, а норма о невозможности перехода депутатов в другую фракцию (императивный мандат) существует в конституциях многих европейских стран.
Представители дипкорпуса высказали свое видение процесса политического реформирования в Украине в ходе дискуссии, которая состоялась после выступления лидера большинства украинского парламента. В частности, посол Италии в Украине И. Брунетти-Гетц, отметив близость моделей конституционной реформы в Украине и Италии, сообщила о существовании тенденции к изменению итальянской системы власти к тому, чтобы она управлялась премьер-министром или всенародно избранным президентом страны. Ссылаясь на неудачу проведения конституционной реформы в Италии, И. Брунетти подчеркнула желательность внесения изменений в Основной Закон Украины только в случае всенародной поддержки, или, во всяком случае, через нахождение разумного компромисса с оппозицией внутри Верховной Рады. Посол Канады Э. Робинсон заметил, что желание внести определенные изменения в конституцию своего государства является «вполне нормальным явлением», однако выразил обеспокоенность по поводу «возможного несоблюдения процедуры при рассмотрении законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, а также поспешности, с которой это происходит».
Подводя черту, Степан Гавриш высказал мысль, что дискуссия по этому случаю на Парламентской Ассамблее способна только обострить противостояние внутри Верховной Рады Украины и, соответственно, свести к минимуму шансы нахождения компромисса между большинством и оппозицией.
Выпуск газеты №:
№12, (2004)Section
Подробности