Днепропетровск — «колыбель революции»?
Ученые устанавливают связь между историей и современностью. В том числе и с помощью книг из «Библиотеки газеты «День»
Зимой 2004—2005 гг. «День» много писал о феномене Майдана. Было высказано немало интересных мнений — как в лаконичных репликах, так и в глубоких аналитических разработках (см., например, апрельский цикл публикаций известного историка Станислава Кульчицкого «Вызревание оранжевой революции»). Ответы на вопрос, «что же это было», наши авторы и эксперты продолжают давать и сегодня. Десять месяцев спустя в дискуссию на эту тему включились члены «ученого совета», состоявшегося на днях в Днепропетровске. Анализируя природу революций в целом, ученые, тем не менее так или иначе возвращались к событиям на Майдане. А также думали над тем, как помочь обществу научиться жить после революций...
«Революция и общество» — международная конференция под таким названием с участием ученых-обществоведов (историков, философов, политологов и социологов), представляющих вузы и академические центры Украины и зарубежья, состоялась в Днепропетровске на базе Института гуманитарных проблем Национально-горного университета. Открывая конференцию, директор Института, доктор исторических наук Виктор Пушкин отметил: хотя идея ее проведения первоначально появилась в связи с приближением «круглой» исторической даты — 100-летия революции 1905—1907 гг., бурные политические события в Украине — выборы президента и так называемая оранжевая революция — внесли в эти планы свои коррективы. Несмотря на то, что цель конференции осталась прежней — дать ретроспективный анализ революций как социального и исторического феномена, большинство ее участников, даже при обсуждении событий столетней давности, то и дело обращались к современности. Живая связь прошлого и настоящего особенно ощущалась во время дискуссий за круглым столом, когда ученые обсуждали роль Украины в первой русской революции, украинскую специфику революционного процесса, социокультурный феномен революции или его проявления в наши дни. «Актуальность данной проблематики, отметил профессор В.Пушкин, несомненно, — в обществе всегда существовали два пути его преобразования: реформа и революция. Реформы могут стать средством от революции, а могут оказаться и ее причиной. Начинать реформы всегда было опасно, но еще опасней их останавливать. Примеров в нашей истории более чем достаточно».
Между тем, как отмечалось на конференции, за последние полтора десятилетия, прошедшие со времени крушения Советского Союза, изучение революций как общественного явления отошло на задний план. Сам термин «революция» практически исчез из современных энциклопедических словарей, а там, где он встречается, его толкование слишком упрощено. Очевидно, неслучайно в украинском обществе существует немало заблуждений относительно того, что можно считать революцией. Дискуссии на эту тему в научных кругах начались лишь после известных событий на Майдане. Однако и теперь в вопросе о природе оранжевой революции в Украине нет единой точки зрения.
Профессор Юрий Сурмин из Академии государственного управления при Президенте Украины сосредоточил внимание на «цветных» революциях в странах Восточной Европы и СНГ, определив их как революции постмодернистского типа. Оценить подлинное значение этих событий, считает он, пока непросто — слишком мала историческая дистанция. Впрочем, что касается Украины, то, по мнению Ю.Сурмина, «оранжевая революция», скорее всего, была удачным избирательным пиар-проектом, а минувшие выборы несли на себе отпечаток конфликта поколений в украинском политикуме — между бывшими коммунистами и комсомольцами. «Комсомольцы» оказались более «продвинутыми» и с помощью массовых акций и мероприятий, умелой работы со СМИ смогли настроить общественное мнение в свою пользу, оттеснив от власти старое поколение постсоветской номенклатуры. Результаты этой победы ученый оценивает без энтузиазма, поскольку, по его словам, от комсомольцев, как и в прежние времена, «дела не будет, а будет постоянный разговор о деле». Интересно, что корни оранжевой революции Ю.Сурмин усматривает в ...Днепропетровске, откуда вышли не только многие представители старой номенклатуры от Брежнева до Кучмы, но и предприимчивая молодежь поколения Ю.Тимошенко. Ученый не исключает, что дальнейшее нагнетание революционных настроений в обществе (нечто вроде современного троцкизма) может иметь печальные результаты.
С выступлением своего коллеги во многом был согласен другой докладчик — доктор философских наук, заместитель директора Института социологии НАН Украины Николай Шульга. По его мнению, оранжевая революция была вызвана расколом в украинской элите и противоборством олигархических групп за обладание властью с применением современных политтехнологий, которые превратили событие на Майдане в сознании избирателей в настоящую революцию. В своем докладе «Внутриэлитный переворот или революция?» Н.Шульга обратил внимание на тот факт, что подлинной революцией на самом деле была горбачевская «перестройка», поскольку в результате распада СССР в Украине произошла не только смена политического режима, но и отношений собственности. В результате процесса приватизации, считает ученый, старая номенклатура слилась с теневым капиталом и образовалась номенклатурно-олигархическая элита. Борьба внутри нее за обладание собственностью дополнилась традиционным для Украины расколом по региональному, культурному и геополитическому признаку. Все это привело во время выборов к видимости революционного конфликта, который удачно «лег» на настроение «обворованного большинства населения». К моменту президентских выборов, по данным докладчика, неудовлетворенность своей жизнью испытывали 53% избирателей, а 69% из них ощущали бессилие перед произволом власти. В этой обстановке Майдан стал всплеском протестных настроений, которыми умело манипулировали политики, создав с помощью СМИ и прямых телетрансляций эффект сопричастности к историческим событиям.
Не считают событие на Майдане настоящей революцией и ряд других ученых, принимавших участие в конференции. «Революция — это коренной переворот в обществе, подчеркнул в своем выступлении кандидат исторических наук В.Британ, анализируя природу и особенности революций, происходивших за последние сто лет на территории Украины. По его мнению, оранжевая революция не привела к изменению общественного строя, хотя в ее поддержку и выступили миллионы избирателей, недовольных своей жизнью.
Кандидат философских наук, доцент Юридической академии МВД Украины Юрий Нарижной полагает, что событие на Майдане надо рассматривать как моральную революцию — явление, подобное появлению христианства или Реформации в Европе. Ее истоки он видит в движении «шестидесятников» и диссидентов. «Майдан, — сказал Ю.Нарижной, — это моральное восстание против цинизма, овладевшего нашим обществом».
Звучали на конференции и технократические оценки политической ситуации в Украине. Так, академик НАН Украины Владимир Присняков выступил с докладом «Математические модели революции», в котором с помощью графиков и формул объяснил процессы нарастания недовольства украинских избирателей и их поведение во время и после оранжевой революции. По математическим расчетам академика, взрыв в обществе наступает «при увеличении уровня несправедливости всего лишь на 30 процентов», а спрогнозировать можно не только конфликтные ситуации в обществе, но и поведение избирателей во время выборов. «По большому счету, — сказал В.Присняков, — уже сейчас можно составить модель будущих выборов. При этом сами выборы можно и не проводить — достаточно провести экзит-пол и узнать мнение избирателей с помощью интернета или по мобильным телефонам». «Я уверен, добавил академик, что в самом недалеком будущем выборы в их нынешнем виде уже не понадобятся». В прошлое, по его мнению, могут уйти социальные катаклизмы и революции. Правда, большинство ученых-обществоведов, присутствовавших на конференции, отнеслись к такому прогнозу с изрядной долей скепсиса.
Одновременно с конференцией «Революция и общество» в Национальном горном университете проходила книжная выставка-продажа научных и популярных изданий по гуманитарным отраслям знаний. На ней были представлены книги из «Библиотеки газеты «День», в том числе вышедшие недавно «День и Вечность Джеймса Мейса» и «Апокрифы Клары Гудзик». Официальная презентация этих изданий состоится в конце октября в Институте гуманитарных проблем Национального горного университета. Однако уже сейчас книги из «Библиотеки «Дня» нашли заинтересованного читателя и в Днепропетровске.
Сергей СВЕТИЕНКО, профессор, доктор исторических наук, декан исторического факультета Днепропетровского национального университета:
— С книгами из серии «Библиотека газеты «День» я впервые познакомился два года назад. Конечно, это издания, рассчитанные не на профессионального историка, а, скорее, на умного читателя. Хотя в этих книгах можно найти и немало статей известных в Украине и за ее пределами специалистов, которые высказывали свою точку зрения на страницах газеты «День».
Принято считать, что периодические издания «живут один день», однако часто в вашей газете попадаются очень интересные публикации, и потому это была хорошая идея — собрать их вместе, опубликовать и, таким образом, сохранить этот интеллектуальный капитал. Думаю, что книги из «Библиотеки газеты «День» должны особенно заинтересовать, например, школьных учителей, которым важно разбудить интерес учеников к истории Украины. Особенно это касается дискуссионных тем или так называемых белых пятен в отечественной истории. Не секрет, что история Украины во многом мифологизирована, а потому донести до школьников правду о жизни их предков, показать героическое прошлое — это по-настоящему благородная цель. Важно не говорить о любви к Украине, а изо дня в день делать будничную работу во благо и просвещение ее народа.
Анна ШВЫДЬКО, доктор исторических наук, профессор Национального горного университета:
— Кажется, совсем недавно в Национальном горном университете проходила презентация двух книг «Україна Іncognita» из серии «Библиотека газеты «День». А уже сегодня есть еще две книги из этой серии, вышедшие в свет в конце лета. Они разные по содержанию, но объединены силой правды журналистского слова, болью за многострадальную историческую и современную Украину.
«День і вічність Джеймса Мейса» — это книга, впечатляющая до потрясения.
Помню два выступления американского ученого и журналиста в Киеве на заре нашей независимости, потому что забыть это просто невозможно. Для украинской истории вклад Д. Мейса, как и вообще уникальность его личности, еще нужно детально проанализировать и оценить. Первый шаг к этому сделала газета «День», собрав под одной обложкой книги автобиографию Мейса, его статьи, заметки, выступления, а также воспоминания людей, знавших его. В результате вышел сгусток информации как об авторе, так и о проблемах, волновавших его, самое главное — исследованием Голодомора в Украине в 1932/1933 гг.
Книга «Апокрифи Клары Гудзик» — сборник разных по тематике статей, опубликованных в газете «День», — от древней истории до современности. Что-то нами прочитано в газете, что-то пропущено. В книге же собраны все публикации, они структурированы, а поэтому и восприятие их уже несколько иное. Как верно указывает в предисловии к книге редактор Лариса Ившина, статьи Клары Гудзик — это возвращение нашей истории, включение украинской культуры в широкий европейский контекст. Читая книгу, получаешь наслаждение от высокой интеллектуальности автора, от глубины размышлений, от красивого художественного стиля, от душевности слова. Такие книги нужны обществу, чтобы заставить его думать и действовать.
Выпуск газеты №:
№182, (2005)Section
Подробности