Перейти к основному содержанию

Долг платежом красен,

или Когда победит закон о ветеранах войны
08 апреля, 21:13

Память, как утверждали древние философы, — тяжелая работа. Особенно когда речь идет о войне и ее последствиях. Ведь у каждой семьи свои счеты к ней — за павших и пропавших без вести, за искалеченных, за вдовьи слезы и нерожденных детей.

Мое поколение — это дети, дети, в памяти которых первые, наиболее яркие жизненные восприятия связаны с войной, ярко, четко, прочно, почти на генетическом уровне. Никогда не забуду, как 10 апреля 1944 года к нам в квартиру на Молдаванку, где мы с мамой и братом жили во время оккупации Одессы фашистами, вбежала моя тетя с криком: «Все на улицу! Наши пришли! Наши!» Это «наши» запомнилось навсегда и до сих пор радостно и тревожно отзывается в памяти.

Мы с мамой выбежали на нашу улицу, забитую людьми, машинами, лошадьми и даже верблюдами, увиденными мною впервые. И среди всего этого хаоса лежали солдаты и спали. Они победили, и лучшей наградой им за это был сон.

А потом я увидел «наших» на одесских рынках на самодельных тележках, скрывавших культи ног, на костылях, без рук и слепых, многие из них просили подаяние и милостыню.

Эти два эпизода слились тогда для меня в еще не осмысленное, но неизгладимое восприятие войны и ее трагических признаков. С годами пришло глубоко осознанное убеждение, что мы навсегда останемся в долгу перед «нашими», теперь уже ветеранами Великой Отечественной войны. Что именно они являются основой нравственного богатства страны.

ДРУГ ОТ ДРУГА НАМ НЕЛЬЗЯ ОТРЕЧЬСЯ

Эти воспоминания ожили в памяти во время недавнего обсуждения в парламенте на Дне правительства вопроса о выполнении Кабинетом Министров законодательства Украины о социальном, медицинском и пенсионном обеспечении ветеранов войны. Возможно, содержательная часть отчетов членов нового правительства, а возможно, и то, что разговор на эту более чем важную тему нередко превращался в сугубо политическое противостояние, вызвало у меня ощущение нелогичности происходящего.

Убежден, что законы, касающиеся святого слова «ветеран войны», необходимо неукоснительно выполнять. Более того, невыполнение этих законов должно расцениваться обществом как преступление перед государством. И если исходить из такой логики, то у нас в стране происходит ежедневное, ежегодное преступление против государства, поскольку Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» в полном объеме не выполняется вот уже на протяжении 12-ти лет.

Несмотря на заверения всех без исключения правительств независимой Украины о постоянном усилении внимания к этим вопросам, в реальности все обстоит не так уж благополучно. Решение вопросов социальной защиты ветеранов войны, определенных законом и гарантированных статьей 22 Конституции Украины, продолжает быть нашей общей социальной болью. Болью, которая, к глубокому сожалению, временно и частично притупляется к политическим датам указами Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров. Именно к такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, которые со дня начала функционирования Палаты более 20 процентов своих контрольных мероприятий посвятили проверке использования бюджетных средств на решение социальных проблем, связанных прежде всего с реализацией законных прав ветеранов войны.

За последние два года цена выявленных нарушений (незаконного, нецелевого и неэффективного использования) составляет ни много ни мало — 1 миллиард 525 миллионов бюджетных гривен.

Иными словами, даже те средства, которые выделяются для социальной защиты определенных категорий населения, используются не по целевому назначению, неэффективно, а порой и с нарушением законодательства. И это, подчеркиваю особо, происходит на фоне постоянной нехватки денег для реализации социальных программ.

Среди проблем, рассмотренных Счетной палатой, — использование бюджетных средств на санаторное лечение и санаторно-курортное оздоровление инвалидов и ветеранов войны. По результатам проверки установлено, что коечный фонд санаториев Минтруда обеспечивает лечение только около 15% нуждающихся в нем и никаких мер не предусматривается по его увеличению. Более того, из года в год он ветшает и сокращается.

Сегодня предполагается приватизировать Киевский клинический санаторий «Победа», который пока еще принадлежит Минтруда. Счетной палатой также были выявлены факты инспирированной Государственным управлением делами «самоликвидации» уникальной системы здравниц Крыма, которые в недалеком прошлом были доступны всем нашим гражданам. А в это время Министерство труда и социальной политики вынуждено централизованно приобретать путевки в другие санатории, где цены на них значительно превышают стоимость ведомственных. Более того, нередко путевки в специализированные здравницы для ветеранов войны предоставлялись другим категориям населения, а площади лечебных учреждений сдавались в аренду организациям, не отвечающим их профилю. А компенсация стоимости неиспользованного и самостоятельного лечения инвалидов назначена в размере от 100 до 150 гривен, что в десять-пятнадцать раз ниже средней стоимости путевки.

Еще два года назад постановлением Кабинета Министров № 996 было предусмотрено проведение всеукраинской акции «Зрение», которая предполагала офтальмологическое обследование ветеранов войны, соответствующее лечение и, в случае необходимости, обеспечение очками. В январе нынешнего года принято решение продолжить эту акцию до 9 мая 2005 года. Правда, никто не знает, началась ли она. Однако в распоряжении Кабинета Министров от 12 марта «Мероприятия по усилению социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны» «рамки» ее были сужены только обследованием и лечением.

И если это, будем говорить, частные случаи, то какова судьба «Государственной комплексной программы социально-медицинского обеспечения ветеранов войны на период до 2005 года», утвержденной указом президента Украины в мае 2002 года? Кстати, действительно комплексной по направлениям решения этой важнейшей проблемы. Действует ли указ сегодня или отменен, каковы результаты его практической реализации? На этот, казалось бы, простой вопрос сегодня ответов нет. И это в канун великого праздника?!

Не прояснилась ситуация и после принятия Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год», в котором расходы госбюджета на реализацию программы «Централизованная закупка кардиостимуляторов, эндопротезов, отдельных изделий медицинского назначения» сокращены с 85,9 до 35, 9 миллиона гривен. Какая часть этих средств будет использована на акцию «Зрение», пока неизвестно. Нерешенными остаются и проблемы протезирования, обеспечения ветеранов бесплатными или по льготным ценам медикаментами. Как и ряд других стратегических направлений этой проблемы.

Еще один болезненный вопрос — бесплатное предоставление ветеранам войны автомобилей. Чтобы частично разрешить эту проблему, правительство предложило использовать традиционную схему проведения взаимозачетов — обеспечить инвалидов спецтранспортом в 2005 году в счет погашения налогового долга прошлых лет предприятий, поставляющих товары закрытому акционерному обществу «ЗАЗ» на сумму 243,3 миллиона гривен. Насколько реален этот источник, мы увидим в процессе исполнения бюджета. Пока уверенности нет. Не хотелось бы, чтобы эти благие намерения постигла судьба компенсационных выплат инвалидам войны на бензин и транспортное обслуживание, отсутствие индексации которых привело к уменьшению реального размера этих выплат по сравнению с 1996 годом более чем в три раза.

Как в этих случаях, так и в решении других поднятых выше проблем, связанных с удовлетворением насущных и, подчеркну особо, законных требований инвалидов и ветеранов войны, многое зависит от нового правительства и, конечно, парламента, призванного от имени народа контролировать выполнение принятых решений.

Мы не можем и не должны забывать о павших и ныне здравствующих участниках войны. Как образно заметил уже, к сожалению, покойный поэт-фронтовик, инвалид войны Булат Окуджава, «друг от друга нам уже никогда не отречься!». Мы на них смотрим с уважением, они на нас — с надеждой.

С ВОЙНОЙ НЕ ПОКОНЧИЛИ МЫ СЧЕТЫ

Возвращаясь к обсуждению проблемы ветеранов на Дне правительства, не могу разделить оптимизм тех выступающих, которые считали, что забота о них постоянно находится в центре внимания и ее необходимо только «улучшить» и «усилить».

С одной стороны, действительно, в канун 60-летия Победы ситуация с финансовым обеспечением социальных гарантий для ветеранов несколько улучшилась. А с другой — мы не вправе замалчивать и тот неоспоримый факт, что эта забота приурочивается, как правило, к юбилеям и, называя вещи своими именами, напоминает своеобразные подачки, некую спонсорскую помощь, а не выполнение закрепленных Конституцией Украины гарантий.

Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к Закону Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», обнародованному еще в 1993 году. Принятые на протяжении 1995— 2004 годов поправки к нему не внесли в этот закон существенных изменений. Прошло 12 лет, и вот что мы имеем.

Размеры повышений к пенсиям инвалидам, участникам боевых действий и другим ветеранам войны, а также единовременные выплаты им денежной помощи ко Дню Победы, согласно закону, должны определятся исходя из такого показателя, как минимальная пенсия по возрасту. Например, инвалиду 1 группы размер помощи ко Дню Победы должен быть выплачен в размере десяти минимальных пенсий по возрасту, второй — восьми, третьей — семи, а участникам боевых действий и членам семей погибших — пяти, участникам войны — трех минимальных пенсий по возрасту. К сожалению, эти требования не были соблюдены ни одним правительством с момента принятия этой нормы закона.

Чтобы быть последовательным, надо отметить, что объем расходов на выплату разовой денежной помощи ко Дню Победы в нынешнем году в сравнении с прошлым возрос в три раза. Впервые за счет государственного бюджета предусмотрена разовая помощь участникам войны. И все же, как это ни печально, размеры этой помощи не отвечают требованиям закона.

Такая же грустная ситуация и с повышением к пенсиям. Инвалиду 1 группы, например, размер повышения должен составлять 400% минимальной пенсии по возрасту. Вместо этого начиная с 2002 года для определения этих надбавок постановлением Кабинета Министров установленный законом показатель (минимальная пенсия) заменен абстрактным показателем 19 гривен 91 копейка. То есть повышение к пенсии инвалиду 1 группы составляется всего лишь 79 гривен 64 копейки, при том, что как минимум оно должно равняться 473-м гривням. Если исходить из требований закона «О пенсионном обеспечении» о том, что минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума для нетрудоспособных граждан, то возникает серьезная проблема определения размеров выплат, исчисляемых исходя из минимальной пенсии по возрасту, и, естественно, их финансового обеспечения.

Практика продолжительного игнорирования конституционных прав и действующего законодательства в отношении ветеранов войны не может быть оправдана отсутствием у государства необходимых средств. Они у нас есть. Надо только их по-хозяйски пустить в дело, а не в карманы казнокрадов. Выше мной были приведены факты нецелевого, неэффективного и даже незаконного использования бюджетных ассигнований на 1 миллиард 525 миллионов гривен. Это в системе Министерства труда и социальной политики и Министерства здравоохранения, чиновники которого закупали по завышенным ценам иностранные лекарства и оборудование, смотрели сквозь пальцы на явно необоснованно завышенные расценки на медикаменты, нежелание аптекарей отпускать их для ветеранов войны на льготной основе.

Все это и многое другое — результат разветвленной, непрозрачной и трудноконтролируемой системы управления бюджетными средствами, выделяемыми на социальную защиту ветеранов войны. Достаточно вспомнить хотя бы о достоверной актуализированной базе данных о контингентах получателей льгот, отсутствие которой приводит к необоснованному планированию расходов на их предоставление.

Назрела необходимость уточнения списков ветеранов войны, в частности, участников боевых действий, в отношении правомерности предоставления им этого статуса. Как показали проверки, удостоверения участников боевых действий Министерством обороны выдавались лицам, не являющимся военнослужащими, а также военнослужащим-артистам за пребывание в странах военных конфликтов в течение всего нескольких дней. Так, за два дня пребывания в служебной командировке на территории Боснии выдано удостоверение участника боевых действий журналисту и видеооператору Национальной телекомпании Украины. Военнослужащие-артисты за один-два дня пребывания в Югославии с концертным обслуживанием также получили статус участника боевых действий. А это не только удостоверения. Согласно законодательству, участникам боевых действий предоставляется 75-процентная скидка оплаты за жилье и коммунальные услуги, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, бесплатное получение лекарств, освобождение от уплаты подоходного налога со всех полученных ими доходов и т.д.

О всех нарушениях бюджетного законодательства и финансовой дисциплины мы постоянно, как это и предусмотрено статусом Счетной палаты, информируем парламент, правительство и общественность, показываем причинно-следственные связи тех или иных нарушений, предлагаем оптимальные пути их устранения. Но крайне медленное решение этой проблемы объясняется отсутствием средств в государственном бюджете.

Я говорил и говорю — это не так. Чтобы это понять, мы обязаны изменить психологию отношения общества и государства к незащищенным слоям населения и прежде всего — к ветеранам войны.

Всем нам необходимо постоянно помнить, что с каждым днем становится все меньше тех, о ком мы так «красноречиво» пытаемся заботиться, а нерешенные проблемы, как ни парадоксально, остаются незаживающей раной на теле нашего общества. Значит, как это ни печально признавать, с войной мы не покончили счеты.

Нужно твердо усвоить, что ветераны — богатство страны, а не просто объекты для государственной благотворительности. Это становой хребет духовности нашего общества. Поняв это, надо решать проблему сегодня, в 2005 году. Промедление в этом случае смерти подобно.

В доме должен быть порядок, который основывается на законе и праве, умении чтить и беречь накопленное столетиями народное богатство с тем, чтобы в центре государственной политики не на словах, а на деле стоял конкретный человек с достойным уровнем жизни, уважаемый не только в своей стране, но и признанный во всем мире.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать