Перейти к основному содержанию

Донбасс: «красные линии»

Как во власти видят разрешение ситуации на востоке Украины. И что думают эксперты
23 сентября, 18:46
ФОТО АННЫ ЧАПАЛЫ

Президент Владимир Зеленский отправился с рабочим визитом в Соединенные Штаты Америки, где примет участие в 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Важно, что в рамках поездки на полях саммита, наконец, состоится долгожданная встреча с президентом США Дональдом Трампом. Это не государственный визит и прием в Белом доме, однако это возможность наладить личный контакт, который позволит договориться о следующей встрече. А также — очертить ряд важный двусторонних вопросов и обсудить ситуацию по урегулированию ситуации на востоке Украины.

Тема переговоров по поводу Донбасса, в частности, так называемой «формулы Штайнмайера» является топ-темой последних дней. О ней, а также международных переговорах, активно пишут как в Украине, так и за границей, где можно прочитать много критики или позитивных отзывов, предположений, заявлений и данных всевозможных источников. На днях в столице состоялись две пресс-конференции, где известные эксперты и общественные деятели выразили свою обеспокоенность и предложения по данной тематике.

«Нынешняя украинская власть обязательно должна вернуть в повестку дня вопрос оккупированных территорий, учитывая Крымский полуостров, — говорит Президент Центра глобалистики «Стратегия ХХИ» Михаил ГОНЧАР. — Еще не утрачена возможность жестко настаивать на обсуждении вопроса Крыма. Почему? Видим, что путинский режим выдвинул свои предпосылки для встречи в Нормандском формате, украинская сторона должна также выдвигать свои условия: освобождение остальных политических заложников».

«Никаких причин, чтобы идти на какие-то уступки в Минских договоренностях нет, — считает народный депутат восьмого созыва Анна ГОПКО. — Ведь после освобождения  украинских моряков возникли иллюзии, что Путин способен идти на определенные шаги к примирению. Давайте сразу четко очертим некоторые вещи: в Приднестровье уже 27 лет находятся российские войска, которые должны были быть оттуда выведены, или ситуация в Абхазии и Южной Осетии. Поэтому для всех тех, кто хочет проводить какие-то выборы стоит отметить, что они если и должны состояться, то только в соответствии с национальным законодательством и международными практиками. Не нужно давать людям обещания о том, что войну с РФ можно выиграть быстро. Это является ловушкой, ведь Россия играет на наше истощение, играет на развал антипутинской коалиции, играет на снятие санкций. Когда в 2016 году к нам на закрытые встречи приезжал Штайнмайер вместе с министром иностранных дел Франции, и начинал разговоры о выборах, мы четко говорили: «сначала езжайте посмотрите, что происходит в Донецке. Если все в порядке, то проведите в Донецке Нормандскую четверку». Если говорить о стратегии, то у Кремля есть разные сценарии, которые могут быть воплощены: от эскалации до хаотизации. Возникает вопрос, есть ли у государства Украина вместе с западными партнерами стратегия по нейтрализации России как угрозы для Западной цивилизации?»

«Окончательной целью политики России является уничтожение Украины как нации, как независимого государства и геополитической реальности, — уверен профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины, экс-судья Международного уголовного трибунала  прежней Югославии Владимир ВАСИЛЕНКО. — Сегодня у власти, к сожалению, нет стратегии отношений и с собственным обществом. Хотя еще 8 января 2018 года ВР Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики относительно утверждения государственного суверенитета на временно оккупированных территориях». В данном законе выведены основные позиции нашей страны относительно отведения вооруженной агрессии России. Однако создается впечатление, что власть о данном законе забыла, а журналисты его совсем не читали! Тогда вдруг в СМИ говорят о наличии конфликта на востоке Украины, вместо вооруженной агрессии, о каких-то там боевиках, которые обстреливают украинские войска, хотя это регулярные формирования вооруженных сил РФ, которыми руководят офицеры РФ, говорят о каких-то «ЛНР» и «ДНР». Очень важно отметить, что сегодня Минские договоренности воспринимаются как нормальное соглашение, что может стать инструментом урегулирования. Эта картинка восприятия данного соглашения была целеустремленно навеяна российскими дипломатией и спецслужбами. С точки зрения международного права, это вообще не легитимный акт, ведь сам текст Минских договоренностей противоречит 52-й статье Венской конвенции о правах международных договоров, где четко сформулирован в общих чертах определенный международный обычай, а именно: соглашение навязано государству силой или угрозой применения силы, является недействительным с момента его подписания. Юридически недействительными Минские договоренности являются и с точки зрения Конституции Украины, потому что данный документ никогда даже не подавался на рассмотрение в Верховную Раду, и он до сих пор ею не ратифицирован. Это нужно было постоянно доказывать нашим западным коллегам, чтобы предотвратить всяческие «формулы Штайнмайера».

«Стоит помнить, что у нас асимметричный конфликт, где Россия является более сильной стороной, и по каждому пункту у нее существует несколько альтернативных решений, — говорит эксперт по внешней политике Елена СНИГИРЬ. — «Формула Штайнмайера», как ее прописывает Россия, предусматривает, что именно РФ будет контролировать проведение выборов, и, в конечном счете, это приведет к легализации этих уголовных субъектов в правовом поле Украины. Первая красная линия — не подписывать план, выгодный Москве. Вторая красная линия — ни в коем случае не садиться с преступниками из так называемых «ЛНР», «ДНР» за стол переговоров. Позиция предыдущей власти в этом направлении была достаточно четкой, и даже наши западные партнеры согласились, что для выборов должна быть безопасная среду».

«В последнее время мы созерцаем целеустремленную маргинализацию украинской журналистики, — отмечает журналистка Лариса ВОЛОШИНА. — Это дается нам в виде личного мнения определенных чиновников, речей о том, что, мол, современная власть не нуждается в посредниках. Однако я хочу напомнить, что журналисты являются теми, кто отображает общество, кто выражает мнение и ставит важные вопросы.  Каждому, кто работает в медийной сфере понятно, что существует несколько крайне раздражительных тезисов для украинского общества. Это вопрос Крыма, Донбасса, угроза олигархического господства, капитуляции власти, оккупации страны. Все эти вопросы вызывают тревогу. Любая тревога конвертируется в повышение уровня агрессии в массы. Средствами предупреждения такой агрессии является правильно построенная коммуникация между властью и народом. В настоящее время необходимо, чтобы каждый орган государственной власти проводил открытые пресс-брифинги для журналистов. Создание национальной пресс-карты для журналистов, о которых начинают говорить, является угрозой наступления на свободу слова. Мне не понятно, почему аппарат президента хочет решать: кто должен задавать им вопрос, а кто — нет. Это и является красной линией для общества».

«Альтернатива Минскому процессу — это нормы международного права, — считает юрист-криминолог, кандидат юридических наук Анна МАЛЯР. — Ведь Минские договоренности никудышные с точки зрения международного права. У нас нет законных переговоров с агрессором. В международном праве есть норма о том, что наш суверенитет признает весь мир. Россия нарушает неприкосновенность, потому переговоры должны идти именно по этому поводу. Мы можем отказаться от международного уголовного преследования агрессора, по всем остальным условиям нельзя торговаться».

«С моей точки зрения международное право умерло, ведь никто не спрашивал Сирию, Ливию и много других стран о нападении, — говорит политический аналитик Михаил ЧАПЛЫГА. — В реальной политике есть ТОП-страны, которые решают судьбу мира, это Китай, Россия, ЕС (Германия с Францией) и США. Я так понимаю, что эти страны пришли к определенному консенсусу: до конца Нового года правдой или неправдой должны быть решены вопросы по ОРДЛО и Приднестровье, а также фактически закрыть вопрос по Крыму. Вся беда заключается в том, что мы в свое время не назвали вещи своими именами, и это касается не только войны, очевидно, сейчас нам придется пройти везде болезненную дискуссию о том, готовы ли мы имплементировать ОРДЛО в государственный код Украины. На сегодняшний день переговоры хотят замкнуть на представителях ОРДЛО, что возможно, только предоставив определенный статус этим территориям. Как только появится легитимная сторона переговоров — вопрос Украины закроется для мира, ведь он станет внутренней проблемой».

Ответы на поставленные вопросы и определенные красные линии в понедельник дал помощник украинского президента Андрей ЕРМАК. О ходе переговоров и виденье урегулирования ситуации на востоке Украине он рассказал в интервью ukr.lb.ua. Ермак возглавлял украинскую группу во время переговоров по обмену людей, которые содержались в России и Украине. Сейчас переговоры по поводу дальнейшего обмена продолжаются, но круг вопросов, которые относятся к его компетенции, значительно шире.      

«Мы не собираемся уступать ни 1% наших интересов, — говорит Андрей Ермак. — Я бы так не формулировал вопрос «какую цену мы готовы заплатить». Потому что в действительности, если взять «Минские соглашения», в таком виде я бы их не подписывал. Я понимаю, что сейчас легче всего критиковать и что альтернативы им не появилось. Но мы собрали большое количество экспертов и, базируясь на том, что уже существует, выработали свою позицию. Она лежит в основе всего нашего переговорного процесса. Мы точно никогда не допустим федерализации нашей страны. Мы точно никогда не допустим потери наших территорий. Мы точно хотим прекратить войну. Мы точно хотим реинтегрировать Донбасс в Украине. Мы точно хотим, чтобы Украина была единой. И вот на этих основных принципах строится весь переговорный процесс. Думаю, выход, который мы найдем, удивит в хорошем смысле слова даже самых больших скептиков».

По поводу так называемой «Формулы Штайнмайера» помощник президента заявил: «Она предусматривает, что в 20:00 в день выборов вступает в силу закон, который регулирует особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сначала на временной основе, и только после того, как миссия ОБСЕ, которая является основным наблюдателем, выносит свой вердикт, что выборы состоялись и прошли в соответствии со всеми международными нормами и законодательством Украины, он вступает в силу как постоянный. Ничего больше. Все остальные вопросы будут урегулированы другими законами, которые будут вынесены на голосование в Верховную Раду с соблюдением всех необходимых процедур и, естественно, с возможностью публичного общественного обсуждения. Мы — открытые люди. Мы хотим честно представить нашу концепцию людям, в том числе, которые проживают на неподконтрольных территориях, потому что мы собираемся жить в одной с ними стране. Собираемся объединить нашу Украину. Потому что Украина — это и Донбасс, и Крым. Особый статус Л/ДНР не является предметом переговоров ни в Минске, ни в «нормандском» формате. Даже не обсуждается. Выборы на неподконтрольных территориях рассматриваются только в соответствии с украинскими законами. Исключительно. Мы заинтересованы в том, чтобы ситуация на Донбассе была урегулирована и выборы прошли как можно скорее».

Заговорили во власти и по поводу возможного большого международного договора, который может стать альтернативой Будапештскому меморандуму. «У нас есть идея — сейчас я говорю об этом впервые, — которая теперь звучит в разных переговорах, чтобы урегулирование ситуации закончилось подписанием масштабного международного договора, в котором бы приняли участие все самые большие игроки: Соединенные Штаты, Великобритания, Германия, Франция, Китай, которые зафиксировали бы на годы, а лучше на века, наш суверенитет, территориальную целостность, — рассказывает Андрей Ермак. — А поскольку у нас уже есть опыт неработающих документов и гарантий, под которые Украина сделала серьезные шаги, начиная с момента обретения независимости, я считаю, что как один из элементов гарантии в Украине должны появиться штаб-квартиры международных организаций. Пройдя тяжелый трагический путь, мы как страна понимаем, какое место в мировом содружестве должна занять Украина. Я считаю, это было бы огромным достижением и прорывом. Вопрос в том, чем мы наполним этот договор? Как юрист при заключении соглашения я всегда смотрел на пункты, которые дадут мне возможность отстаивать свои права, в том числе в суде. Вот если подходить к международному договору с такой позиции, а не для того, чтобы подписать красивый документ и выпить потом шампанского, тогда он будет работать».

Достаточно откровенные и четкие сигналы, хотя и не по всем вопросам, со стороны власти, которые нужно будет еще реализовать. Для этого нужны сильные союзники как внутри страны, так и за границей. Между тем упомянутые эксперты предложили некоторые свои советы власти: необходимо наращение санкций к России, в первую очередь — секторных; введение соглашений к уровню стандартов международного права; Украина должна стать мировым форпостом для поддержки идей международного права; максимально собирать и фиксировать доказательства преступлений, в частности по 437 статье Конституции (вооруженная агрессия); создание условий для эффективной информационной политики; Украина должна активизировать свою деятельность в Генеральной ассамблее ООН; отказаться от капитуляционных уступок, в частности — изменения Конституции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать