Две угрозы международным отношениям
«Если милитаризм опасен для физического существования человека, то популизм деформирует сознание», — Сергей УСТИЧОвеянная легендами профессия дипломата практически до недавнего времени была доступной исключительно «благонадежным» потомкам правящей верхушки, простому же смертному туда был путь заказан. В советские времена, неcмотря на попытки талантливых отчаянных земляков реализовать себя в международных делах, практически ни одному закарпатцу не удалось сделать заметную дипломатическую карьеру. Кардинальным образом ситуация изменилась только в годы независимости. За это время восемь закарпатцев стали чрезвычайными и полномочными послами Украины в разных странах мира. В этом ряду и Чрезвычайный и Полномочный Посол Сергей Устич, которому суждено было возглавлять посольства Украины в Чехии и Словакии.
После завершении дипломатической миссии Сергей Иванович погрузился в научную деятельность, к которой готовил себя еще со студенческих лет. Ныне он — первый и единственный на Закарпатье доктор социологии, профессор, заведующий кафедрой международных исследований и общественных коммуникаций УжНУ и свои обстоятельные теоретические знания и огромный личный практический опыт передает студентам — будущим полпредам Украины. О своем участии в важных и неординарных событиях международного становления Украины, значении человеческого фактора при решении межгосударственных вопросов С. Устич рассказал накануне Дня украинской дипломатии.
— Пан Сергей, вы пошли на дипломатическую службу, не будучи профессиональным дипломатом, однако имели большой опыт работы народным депутатом Украины, председателем Закарпатского областной рады и председателем ОГА. Как вам психологически давалась эта «перестройка»?
— Каких-то особых проблем не чувствовал, поскольку моя предыдущая работа была тесно связана с международными делами. Со времени избрания меня в 1990 году заместителем председателя облисполкома по гуманитарным вопросам и международной деятельности, инициировал создание первого в Украине областного управления внешнеэкономических связей. На то время выпала и перестройка пограничной инфраструктуры на Закарпатье. В 1996 году Президент назначил меня представителем Украины в Палате регионов Конгресса местных и региональных властей Совета Европы в Страсбурге. Так что с технологией и протоколом международного общения был знаком. Но атмосфера первого вручения верительных грамот Президенту Чехии В. Гавелу в Пражском граде, исполнение гимна и поднятие флагу Украины, прохождение почетного караула — запомнились на всю жизнь. Это было очень волнующе.
— С чего вы начали на должности руководителя посольства? Какие вопросы были приоритетными?
— В первую очередь — наладил тесные контакты с представителями государственного и политического руководства Чехии. Еще с вручения верительных грамот возникли теплые отношения с Президентом ЧР Вацлавом Гавелом — легендарной личностью не только чешской, но и мировой политики, писателем и гуманистом. В. Гавел с большим интересом расспрашивал об истории и культуре Украины, в частности Закарпатье, которое в период 1918—1938 годов входило в состав Чехословацкой Республики.
Дружеские отношения сложились еще с одним бывшим диссидентом — многолетним председателем Комитета по иностранным делам нижней палаты парламента Чехии Владимиром Лаштувкой, слово которого в формировании чешской внешней политики было весомым. И, конечно, с министрами иностранных дел Яном Каваном и Цирилом Свободой.
В то же время приходилось заниматься неотложными будничными проблемами — материально-технического обеспечения посольства. Еще одним важным аспектом обеспечения прав украинских граждан, в частности тех, которые работают в индустриальных центрах Чехии, стало начало работы Почетного консула Украины в г. Брно (им стал П. Камарит), а в дальнейшем и открытие в этом городе консульства Украины (его возглавил В.Буркало).
Когда я приступил к работе, настоящей проблемой был негатив, развернутый в средствах массовой информации об украинцах как главном факторе заострения криминогенной ситуации в Чехии. При этом все «русскоязычные преступники» квалифицировались как украинцы. Посольством был проведен и предоставлен МВД и СМИ соответствующий анализ, который убедительно показывал, что далеко не все правонарушители являются гражданами Украины. В результате оценки МВД и СМИ стали значительно более объективны.
— На время вашего пребывания Послом в Чехии выпало проведение пражского саммита НАТО в 2002 году. Реноме Украины в глазах западных партнеров было тогда не очень привлекательным, президент Кучма практически был «невыездным». Как вам удалось обеспечить его участие в саммите?
— Это было настоящим испытанием. Вокруг участия Президента Л.Кучми в саммите развернулась острая дипломатическая борьба. Влиятельные в блоке силы стремились не допустить его приезда, как и Президента Беларуси А. Лукашенко, и участия в роботе саммита, в результате чего Украину, как и восточную соседку, с высокой вероятностью, могла ждать дипломатическая изоляция. При этом использовались разного рода политические и протокольные приемы — попытки отказа в визовом обслуживании, порядок рассадки на мероприятиях форума, и тому подобное.
МИД Украины, в частности глава миссии Украины при НАТО В. Хандогий, делали все, чтобы не допустить такого сценария. Но для этого была очень важна позиция Чехии как страны-хозяина. Через своих друзей я попросил о личной встрече с президентом Чехии В. Гавелом. Во время неофициальной встречи я рассказал ему, что речь идет не о персоне Президента Л.Кучмы, а о цивилизационном выборе Украины. Если Украина не примет участия в саммите, то будет отброшена на десятилетие, станет изгнанницей международного содружества, как Беларусь. Он коротко ответил: «Я не думал, что все так серьезно». В. Гавел ничего не обещал, только когда прощались, похлопал по плечу и с улыбкой сказал: «Как же я могу не прислушиваться к губернатору бывшей Подкарпатской Руси?».
Авторитет В. Гавела был очень весомым в мире. И это в очередной раз продемонстрировали дальнейшие события. Прибытие делегации Украины во главе с Президентом Л. Кучмой стало для многих неожиданностью. «Украинский лидер вдруг появляется на саммите, чтобы испортить всем веселье» — статью под таким заголовком посвятило влиятельное британское издание «Таймс» прибытию украинского Президента Кучмы на саммит НАТО в Праге. Ее авторы отмечали, что «целая эскадрилья из пятнадцати американских истребителей, включая систему авианаблюдения АВАКС, не смогла остановить прибытие в Прагу нежелательного гостя. Несмотря на предупреждение западных дипломатов держаться в стороне от саммита НАТО в Праге, Президент Украины Л. Кучма таки прибыл в чешскую столицу», — констатировало издание. Однако оно было убеждено: Кучме в Праге руки никто не подаст и за столом с ним не будет сидеть. Несмотря на эти заявления, изолировать делегацию Украины не удалось. И это в значительной степени связано с последовательной поддержкой Украины Чехией.
— После завершения дипломатической миссии вы вернулись к научной работе и не потеряли интерес к практической деятельности, в частности в сфере трансграничного сотрудничества.
— Конечно. Вместе со своими друзьями — академиком, директором Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Юрием Пахомовым, профессором Закарпатского госуниверситета Александром Передрием и земляком-закарпатцем, американским бизнесменом и ученым, нынешним Почетным консулом Украины в г. Сегед (Венгрия) Алексом Ровтом создали научно-консультационное учреждение по международным отношениям — Институт трансграничного сотрудничества в Ужгороде. По заказу Брюссельского центра по безопасности Нью-йоркского Института «Восток-Запад», советником которого я был в 2007 году, нами разработана Концепция развития трансграничного сотрудничества после расширения Европейского Союза на восток.
Институтом трансграничного сотрудничества, вместе со своими зарубежными партнерами, реализовано немало проектов по Программе ENPI Европейского Союза, Международного Вышеградского Фонда, Норвежского финансового механизма, «Відродження» и др. Разработанная экспертами Института Система индексации и мониторинга трансграничных процессов рекомендована Мониторинговой миссией Программы ENPI для использования по всему периметру внешних границ ЕС.
— Какие глобальные угрозы и вызовы существуют в сегодняшней международной политике?
— Наибольшей угрозой международным отношениям, с тех пор, как они существуют, был милитаризм. Сейчас этому явлению реальную конкуренцию составляет популизм. Если милитаризм является угрозой физическому существованию человека, то популизм деформирует сознание человека и делает его поведение неадекватным. Не только отечественная, но и мировая политика не успевают за развитием этих крайне опасных монстров современного информационного общества. Поэтому ответы на глобальные вызовы, в основном запоздалые и недостаточно эффективные.
— Что следует делать, чтобы наши европейские соседи были не врагами, а союзниками?
— Мой отец — сельский учитель, учил меня в раннем детстве, что жизнь может сложиться так, что с дальними родственниками не всегда могут быть хорошие отношения, однако с соседями, при всех обстоятельствах, нужно жить в дружбе. Жаль, конечно, что сейчас возникли осложнения в отношениях Украины с некоторыми нашими соседями. Однако я уверен, что они временные. Толерантность и готовность к компромиссам помогут их нивелировать.
— Сейчас вам приходится общаться не только с влиятельными людьми, которые диктуют и делают политику, но и с романтичной молодежью. Спокойны ли вы за будущее нашего государства, мира?
— В свете тех угроз и вызовов, о которых шла речь, тяжело быть спокойным за личное будущее или будущее мирового сообщества. Уинстон Черчилль говорил: «Ищите человека в его глазах». Каждый год, знакомясь с новыми студентами, не выпытываю их знания. В первую очередь — всматриваюсь в глаза молодых людей. Светятся ли они, есть ли в них искорки небезразличия? Ведь, известно, что мир творят небезразличные. Очень хочу, чтобы таких небезразличных глаз было и в нашем университете, и в Украине в целом, значительно больше.
Выпуск газеты №:
№233-234, (2018)Section
Подробности