Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Экс-губернатор Винниччины Николай ЧУМАК: «При нынешней власти я на государственную работу не пойду»

20 октября, 00:00

Бывший председатель Винницкой облгосадминистрации Николай Чумак опубликовал открытое письмо к руководителю правительства Валерию Пустовойтенко. Выражая обеспокоенность опасной ситуацией в аграрном комплексе области, экс- губернатор просит премьера повлиять на нее, а также «остановить методы руководства, применяющиеся в нашем регионе, которые напоминают сталинские методы террора». Резонансная публикация и стала предлогом для разговора с Н.Чумаком корреспондента «Дня», в которой отразились и обычаи внутри теперешней власти, когда опытного руководителя после «пользования» могут запросто выбросить за ненадобностью, и прозрение, к которому болезненно подходит Народно-демократическая партия (надеемся, не запоздалое).

— Николай Федорович, три месяца назад ваша отставка с должности председателя областной государственной администрации оказалась неожиданной для всех — особенно после того, как Леонид Данилович во время апрельского визита в Винницу сказал, что вопрос об этом «даже не стоит». Скажите, для вас она также была неожиданностью?

— Не скажу, что новость застала меня совсем врасплох. Что-то я уже ощущал. Когда Анатолий Матвиенко заявил о своем отношении к Леониду Кучме и к выдвижению его на второй срок, в области достаточно серьезную работу начали соответствующие структуры, пытавшиеся найти компромат на Анатолия Сергеевича и его окружение. Тогда мне, как руководителю региона, было очень непросто. Начали искать проблемы со взаимозачетами, недостатки в работе Винницкого ликероводочного завода. Конечно, если там были виновные люди, то они должны бы отвечать, но массовые проверки в первую очередь парализовали в области схему взаимозачетов, по которой работали все предприятия Украины. Лишь потому регион не выполнил планов производства. Я уже не буду говорить об энергетике, составляющей ощутимую частицу в экономике области, но влияние на нее со стороны руководства региона ограничено — ведь Ладыжинская ТЭС контролируется генерирующей компанией «Западэнерго», которая находится в Львове.

И все ж таки указ о моем увольнении появился неожиданно, свалившись, как снег на голову, и даже немного повлиял на состояние здоровья. Конечно, обидно было, что так могут поступить, ибо даже в компартийные времена ничего подобного не позволяли по отношению к людям, работавшим хотя бы на уровне районов. Их приглашали, с ними разговаривали, предлагали другие должности.

Я понимаю, тут был чисто политический вопрос, так как меня считали человеком Матвиенко.

Что касается назначения Дмитрия Дворкиса, то, откровенно говоря, худшего шага для региона просто уже нельзя было придумать. Для сельскохозяйственного производства это просто трагедия. Утеряны определенные наработки, доверие к региону, потому что здесь — постоянная кутерьма. О какой наследственности, о каком конструктиве может идти речь? Иногда я сам себя спрашиваю: ну почему Бог так немилостиво относится к Виннитчине? Где же это видано, чтобы в течение пяти лет здесь уже в четвертый раз назначалось первое должностное лицо? И я убежден, что это еще не окончательно.

— Предлагали ли вам какую-то работу после увольнения?

— К сожалению, Президент не счел нужным не только что-нибудь объяснить, но и просто встретиться. Меня приглашал Валерий Павлович Пустовойтенко и предлагал варианты работы на выбор: на уровне региона, на уровне Киева — в Министерстве сельского хозяйства. Я долго над этим вопросом думал и пришел к выводу, что при нынешней власти на государственную работу просто не пойду.

— Почему?

— Знаете, я не могу сказать, что в правительстве нет понимания ситуации или что там не работают. Однако у меня такое впечатление, что мы постоянно работаем над латанием дыр, что мы не видим перспектив и кардинально не решаем вопросов. Сегодня просто поражает, что чиновники шагу не ступят при решении общегосударственных интересов без удовлетворения интереса собственного. Можно привести десятки, сотни примеров такого разврата на уровне чиновничьих кабинетов. Это зло, словно ржавчина, разъело мораль государственного служащего. Все ж таки должно быть какое-то человеческое достоинство, должно быть переживание о деле, какая-то ответственность за то, что ты делаешь. Правда, и среди служащих работает много порядочных людей, являющихся чудесными профессионалами, однако упомянутое зло серьезно поразило властные структуры.

Я считаю, что сельскохозяйственное производство для такого государства, как Украина, должно быть одним из приоритетных. В регионе много делалось, чтобы реформировать внутрихозяйственные отношения в предприятиях, для подготовки кадров и так далее, но ведь это должно решаться не на уровне регионов — должна быть общегосударственная политика, которая зависит от первых лиц. Во всяком случае, такие вещи Президент должен понимать или хотя бы немножко разбираться в них. К сожалению, этого нет — он, по-видимому, по своему характеру не хочет слушать о проблемах, которые есть в сельском хозяйстве. Из-за этого столько наших усилий идет, образно говоря, в свисток. Вот я и спрашиваю: какая перспектива, если ныне действующий Президент опять будет избран? Будет ли конструктивная работа, если он заявляет, например, что разгонит Верховную Раду?

— Ваше открытое письмо к Пустовойтенко — это крик души. Но почему письмо именно к Премьеру, а не к Леониду Кучме? Все ж таки первое лицо — Президент...

— Я адресовал письмо Валерию Павловичу из чисто человеческих симпатий к этому человеку. Во время моего последнего общения с ним я увидел, насколько ему непросто, ведь он не ощущает полного доверия к себе — и из-за кулуарных игр, и из-за сильного кланового влияния на первое лицо государства. Я потому и обратился к нему, чтобы как-то поддержать. Во-вторых, я сознательно не писал письма — не имел даже подобного желания — Президенту, назначившему главой администрации такого человека, как Дмитрий Дворкис. Та база, которая заложена на Виннитчине под урожай 2000-го года, — катастрофическая, а нынешний председатель областной государственной администрации говорит только о своей персоне. Мол, пришел он — и сразу улучшились дела...

Сейчас в нашем государстве, особенно на уровне областном, столько сплетен, столько грязи, столько времени нужно тратить на неизвестно что — только не на задания, требующие первоочередного внимания. И так не только в Виннице. Это еще одна причина, почему я не хочу идти на работу в структуры нынешней власти.

— В вашей отставке и в назначении Дворкиса прослеживается явление значительно более глубокое: в управление государством приходит новое кадровое поколение, и мы видим, какие это кадры. Мне кажется, что НДП — при всех претензиях к ней — оказалась слишком интеллигентной для режима, который сегодня устанавливается форсированными темпами. Как вы думаете, не подтверждает ли правоту Анатолия Матвиенко развитие ситуации, которое мы наблюдаем в течение последних месяцев? — Подтверждает, и это однозначно. Анатолий Матвиенко резко критикует Валерия Пустовойтенко за то, что ему сегодня не хватает характера и принципиальности, за то, что есть вещи, о которых он как председатель партии должен говорить Президенту прямо, откровенно и принципиально. То, что случилось на Виннитчине, показало слабость нынешнего руководителя Народно-демократической партии.

— Если вы теперь признаете, что Матвиенко был прав, то, очевидно, критически относитесь к решению съезда, принятому в мае?

— Тогда необходимо было найти мужество сказать правду, и я отдаю должное Анатолию Сергеевичу. То была грань, когда партию действительно хотели сделать карманной, и так оно в конечном счете случилось. Валерий Павлович еще должен все оценить серьезно. На съезде винницкая делегация все сделала, чтобы поддержать Пустовойтенко, и Матвиенко было чрезвычайно больно, что винничане не поддержали его линию. По отношению к Матвиенко мы поступили, мягко говоря, не по-товарищески, по существу, предав его. Мне больно говорить, но это правда. Если бы наша позиция была другой, если бы Матвиенко сегодня был руководителем партии, то и ситуация была бы другой. Такие вопросы задают себе многие члены НДП, так как наша партийная организация — одна из самых сильных в Украине.

Беспринципная позиция и Валерия Павловича, и членов политсовета не имеет перспективы. Однако я убежден, что перспективу имеет та идея, которая объединяла членов Народно-демократической партии, и многие члены НДП переосмысливают свою тогдашнюю позицию. Я думаю, что вскоре партия трансформируется в серьезную политическую силу. Этому будет содействовать и «Открытая политика», созданная Анатолием Матвиенко.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать