«Это должно быть работой всех на разных уровнях»
В 2020 году в Украине пройдет весенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО«Весомая и невероятно хорошая новость! Постоянный комитет ПА НАТО удовлетворил заявку Украины на проведение весенней сессии ПА НАТО в Киеве!!! Нам предоставили это право в 2020 году... Сегодня уже есть совершенно четкое осознание того, что Украина — демократическое государство, которое стоит на защите восточного фланга Альянса свободы!» — это заметка в FB народного депутата, председателя парламентской делегации в ПА НАТО Ирины Фриз.
Как раз в эти дни в Бухаресте проходит заседание Парламентской ассамблеи НАТО, где присутствует и украинская делегация. Народный депутат Оксана Юринец — также в составе делегации. От нее узнаем последние подробности: «Для нас это большая победа. Мы имели возможность быть на этом мероприятии весной этого года в Грузии. Тогда уже было заявлено о том, что мы должны получить право провести Парламентскую ассамблею Альянса в Киеве. В воскресенье мы получили окончательное подтверждение этого. Президент Парламентской ассамблеи НАТО Паоло Алли в этом плане сделал очень хорошую работу. Италия и Литва очень посодействовали такому решению. Сегодня начали разговор Енс Столтенберг и Паоло Алли, на котором от представителей Литвы, Латвии, Эстонии и Канады Украина получила полную поддержку. Она заявили, что Бухарест в 2008-м и 2017-м годах дает большие надежды Украине. Механизм подготовки к Парламентской ассамблее НАТО будет длиться три года. Получить прием в Киеве — это серьезный вызов, который мы должны использовать, чтобы продемонстрировать свои реформы в направлении стандартов Альянса. Убеждена, что мы еще услышим заявления поддержки от представителей и других государств».
В то же время Генеральный секретарь НАТО Енс Столтенберг, отвечая на вопросы участников сессии ПА НАТО в Бухаресте, заявил, что Украина и Грузия «рано или поздно» могут стать членами НАТО, но сегодня нужно сосредоточиться на проведении реформ (ukrinform.ua). «Сейчас Украина и Грузия должны сосредоточиться на реформах. Эти реформы важны независимо от того, станут ли они членами — рано или поздно, а также независимо от того, что они думают о членстве», — сказал генсек Альянса.
Тем не менее Оксана Юринец уверена, что «для Украины существует возможность получить ПДЧ». «Мы должны приветствовать все предложения, которые бы усиливали наш путь к НАТО, в частности это касается и возможного референдума относительно вступления в Альянс, — говорит она. — Чувствуется, что продолжается конкретная подготовка ряда шагов в этом плане уже до 2020 года. Мы очень ждем получения ПДЧ. Такой мощный генерал и специалист, как Евгений Марчук — это тот человек, который знает эту тему и много чего сделал, чтобы приблизить Украину к НАТО. У нас в частности были встречи с паном Марчуком в Верховной Раде. Опыт Евгения Марчука поможет ускорить процесс интеграции в Альянс и получение тех вещей, которые мы хотим. Мы имеем статистику поддержки населением такого пути. Скажу, что есть страны, которые уже стали членами НАТО, но при этом не имели такой поддержки своего населения, которую сейчас имеет Украина. Это должно быть работой всех на разных уровнях».
Символично, что с Бухарестом и НАТО у украинцев есть свои воспоминания. Именно в столице Румынии на саммите Альянса в 2008 году Россия через Германию и Францию заблокировала предоставление ПДЧ Украине и Грузии. И, чтобы окончательно привязать к себе эти две страны, она в том же году напала на Грузию, а в 2014-м — на Украину, оккупировав часть их территорий.
Кроме шанса в 2008-м, Украина имела еще один шанс на пути к НАТО, который можно было использовать еще раньше. Благодаря секретарю СНБО Евгению Марчуку в начале 2000-х годов была полностью подготовлена законодательная база для вступления в НАТО. В 2003 г. даже Партия регионов проголосовала за Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины», в котором речь шла о том, что во внешнеполитической сфере Украина осуществляет активную международную политику с целью «...обретения членства в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора...»
Более конкретно намерения Украины относительно присоединения к НАТО были изложены в новой редакции «Военной доктрины Украины», которая была одобрена СНБО и вступила в силу после указа президента от 15 июня 2004 года. Но буквально через некоторое время тот же президент Кучма после встречи с российским президентом Путиным, приехав в Киев, дал указание изъять упоминание о сотрудничестве с НАТО... Далее, придя к власти, команда Януковича изъяла эту формулу через парламент и из упомянутого Закона «Об основах национальной безопасности Украины».
Казалось бы, ситуация должна кардинально измениться после Евромайдана. Она и изменилась, но развивается с определенным скрипом. Прежде чем возобновить четкую формулу о приобретении членства Украины в НАТО в законе (речь идет не о достижении критериев) после того, как сбежал Янукович, должно было пройти три с половиной года. Главы же миссии Украины при НАТО (речь идет не об исполняющем обязанности) не было два года. И это все при новой власти. Сегодня вроде бы уже определились, и посол наконец доехал до Брюсселя, но учитывая скорость движения власти в этом направлении, нужен постоянный контроль и давление со стороны общества. «Весной 2020 года Украина будет принимать Парламентскую ассамблею НАТО. Для нас это крайне мощный сигнал солидарности и поддержки в борьбе за суверенитет и территориальную целостность от стран Альянса», — отреагировал на новость Президент Украины Петр Порошенко.
Итак, что означает этот сигнал для Украины?
«Украинскими политиками относительно будущей Парламентской ассамблеи НАТО в Украине озвучены вполне правильные вещи, так как это важное событие не только для стран НАТО, но и для стран-партнеров, — комментирует «Дню» бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко. — Вспомним парламентскую ассамблею, которая заседала в Грузии. Это стало мощным инструментом привлечения внимания грузинского общества к тому, что такое НАТО и почему оно нужно. Это придало большей мотивации в достижении критериев этой структуры. 2020 год как раз совпадает с нашими внутренними планами, ведь на этот год мы по меньшей мере задекларировали свое желание достичь критериев соответствия стандартам НАТО. На этом фоне проведение парламентской ассамблеи НАТО является чрезвычайно позитивным моментом. Это может стать еще одним очень серьезным политическим фундаментом нашего стратегического курса в направлении Альянса. Имею надежду, что до этого времени наши планы относительно упомянутого соответствия будут воплощены в жизнь. Тогда бы это могло быть очень серьезной политической манифестацией всей Парламентской ассамблеи в поддержку планов Украины стать членом Альянса. Нам этот момент нужно использовать для того, чтобы окончательно и бесповоротно убедить как кое-кого из западных партнеров, которые еще имеют сомнение относительно ценности Украины для НАТО, так и некоторую часть нашего украинского общества, которая до сих пор колеблется и пока скептически относится к тому, что НАТО — это единственный возможный путь укрепления как общеевропейской безопасности, так и Украины».
«Безусловно, НАТО протягивает нам руку, и мы должны сделать все, чтобы сделать шаг навстречу, — продолжает Владимир Огрызко. — Мы должны продемонстрировать решительность и готовность направляться к НАТО. Надеюсь, что до этого времени в Украине состоится общенациональный референдум по поводу обретения Украиной членства в этой структуре. Такой шаг стал бы очень серьезным дополнительным аргументом с нашей стороны в стремлении к упомянутому членству. Я все время сравниваю будущий референдум относительно членства в НАТО с референдумом о независимости 1991 года. Тогда тоже были скептики относительно независимости, но когда народ сказал «да», то дискуссии по поводу того, быть или не быть Украине независимой, отпали. Точно так же и здесь будет идти речь не о решении того или иного правительства, которое может измениться, а о воле народа, который является сувереном и носителем власти. В апреле 2008 года НАТО приняло политическое решение, в котором отмечается, что и Грузия, и Украина станут членами Альянса. Это решение никто не отменял, а следовательно — оно действует. Когда же мы говорим о стандартах НАТО, то речь идет о двух вещах: военная совместимость и борьба с коррупцией. Через ужасный опыт мы на сегодняшний день не являемся только потребителями безопасности, но и контрибьютором этой безопасности. На сегодняшний день украинская армия является единственной, которая имеет практический опыт борьбы с российским агрессором, который, как известно, является угрозой безопасности в глобальном масштабе. Поэтому мы являемся теми, кто может реально укрепить безопасность в Европе».
Выпуск газеты №:
№180, (2017)Section
Подробности