Перейти к основному содержанию

«Это грустно...»

О «большой политической реформе» как методе борьбы за власть
17 октября, 18:44

Тысячи митингующих и тысячи стражей порядка. Все они во вторник были сконцентрированы в правительственном квартале украинской столицы. Ряд общественных организаций, политических партий и отдельных депутатов провели раньше анонсированную акцию протеста около стен Верховной Рады с тремя требованиями: отмена депутатской неприкосновенности, изменение избирательного законодательства (открытые списки), создание Антикоррупционного суда. И все это названо «большой политической реформой». Даже создан отдельный сайт с соответствующим названием. 

По одному из требований Президент попробовал сыграть на опережение и с самого утра представил в парламент законопроект о внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов). «Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету», — именно так должен быть изложен новый вариант ст. 80. В случае принятия предложения Петра Порошенко, данный закон вступит в силу с 1 января 2020 года. 

Однако такое предложение не удовлетворило отдельных народных депутатов, которые требовали на заседании Согласительного совета ВР рассмотреть законопроекты с соответствующими требованиями. Их требования рассмотрели, но не удовлетворили, в результате заседания было сорвано. Позже, уже во время заседания Верховной Рады спикер парламента Андрей Парубий заявил: «Даю поручение, чтобы было обнародовано недельное расписание пленарных заседаний и в нем предусмотреть, что после вопросов медицинской реформы поставить два вопроса: о снятии неприкосновенности — двух законопроектов, — а после них — законопроекты, которые касаются избирательной реформы». 

Интересно, что представительство депутатов, которые требовали поставить на голосование необходимые законопроекты, абсолютно разное, включая членов фракции «Блок Петра Порошенко». Вообще ситуация в некоторой степени выглядит даже трагикомически. Рассмотрим ее в двух плоскостях. 

ВЛАСТЬ  

Есть ли основания сегодня требовать от власти изменений? Конечно. Тем более, часть требований протестующих — это обещания Президента, которые в частности прописаны в его предвыборной программе. «Сначала они три года не выполняют собственные предвыборные обещания (снятие неприкосновенности и открытые списки), а когда мы приходим мирно им об этом напомнить — прячутся за щитами Нацгвардии, — пишет у себя в ФБ один из организаторов акции, глава правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин. — Это ответ на вопрос, почему я не верю, что Порошенко по доброй воле внесет закон об Антикоррупционном суде...» 

Чего только стоит ситуация относительно нежелания реформировать избирательное законодательство, в частности в Украине до сих пор функционирует старая Центральная избирательная комиссия, которую избирали еще во времена Януковича и срок действия которой давно истек. Несмотря на неоднократные обнадеживания Петра Порошенко, вопрос относительно ЦИК остается без изменений. Депутатская неприкосновенность — вообще «вечная тема», которую эксплуатируют все политические силы. Антикоррупционный суд — отдельная история. 

«Вот в который раз удивляюсь неадекватному пафосу и нарциссизму политиков, — пишет в ФБ народный депутат IV—VIII созывов Николай Томенко. — Провластные рассказывают о том, что провели 144 реформы и «спасли Государство», оппозиционные — тем, что придумали «Большую» политическую реформу. У меня вопрос: в чем ВЕЛИЧИЕ  трех очевидных требований нынешней акции, о которых молчали все «оппозиционные» депутаты из БПП последних два года. Настоящая политическая реформа в Украине должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение эффективной деятельности всех институтов власти. Напомню: до сих пор действует нелегитимный ЦИК Януковича — Охендовского; несколько лет как закончился срок полномочий Счетной палаты; в правительстве нет трех министров; в парламенте семь и.о. глав Комитетов; в составе Конституционного Суда до сих пор работают судьи, которые обосновали «узурпацию власти Януковичем», а КС в 2017 не принял ни одного решения; медиарынок монополизирован несколькими финансово-политическими группами; энергетический, металлургический, аграрный рынок монополизирован несколькими олигархическими группами; в системе власти тысячи исполнителей обязанности: от налоговой до главных государственных корпораций». 

Какие настроения у митингующих? Среди них встречаем законодателя Геннадия Друзенко. «Центром принятия стратегических решений должен быть парламент, — говорит он «Дню». — Но все видят, что парламент работает тогда, когда на это есть воля Президента. Поэтому эти требования выдвигают к власти как такой. Очень многие люди сюда пришли не за Антикоррупционный суд, не за открытые списки и не  для снятия неприкосновенности с депутатов, а для того, чтобы выразить свое недовольство тем, что мы имеем на четвертом году после Революции Достоинства. Если расспросить многих участников этой акции, то многие из них не объяснят, чем Антикоррупционный суд отличается от другого. В действительности упомянутые требования — это красиво сформулированная повестка. Но мы хотим, чтобы Порошенко осуществил то, что сам и обещал, ведь эти требования есть его предвыборными обещаниями. Формально — это вообще акция поддержки инициатив Президента, которые он не реализовал. А де-факто народ вышел, потому что не доволен действиями власти. За красивыми фразами главы государства нет практических шагов, которые бы обнадеживали народ».

ПРОТИВНИКИ 

А теперь следующий вопрос — обнадежат ли народ те, кто позиционирует себя альтернативой, так называемые «антикоррупционеры» и «еврооптимисты»? Не превратилась ли в Украине антикоррупционная деятельность в своего рода инструмент борьбы за власть? «Если до конца дня не будут выполнены наши требования, мы начинаем протест всего с одним требованием — отставка Порошенко!» — заявил во время выступления возле парламента Михеил Саакашвили.   

«Уровень пиара акции 17 октября намного превысил тот результат, которого они достигли этим митингом, — дает комментарий «Дню» журналист Сергей Щербина. — По моим впечатлениям на акцию вышло около 5 тысяч человек. Подавляющее большинство из них — это партийный актив. Причем актив очень разношерстный. То есть чувствуется искусственность мероприятия. Я вообще не могу понять, как могут совместно действовать представители либерального общественного общества вместе со «Свободой» и «Национальным корпусом». По моему мнению — это взаимоисключающие параграфы. В конечном итоге это отразилось и на качестве самой акции. Требования их полностью абстрактные. Как бы это ни звучало смешно, самое конкретное требование было у Саакашвили — отставка Президента. Но, насколько я понимаю, его политические партнеры не очень разделяют такие намерения. По крайней мере «Национальный корпус» открыто заявил, что риторику Саакашвили они не разделяют».    

Что касается разношерстной публики. «Утром узнал, что уважаемый мной Евгений Уткин (написал в соцсети, что требования организаторов хоть и второстепенны, но на митинг он пойдет, чтобы поддержать своих товарищей. — Ред.) идет-таки на акцию, — пишет в FB Антон Пугач. — Вот мой ответ на такой «поход»: «Кажется, сейчас наступает важный момент: Киев, столичная интеллигенция, жители города опять в союзе с политиканами, национал-аферистами и просто негодяями или имеет свою пока еще не партию, но хотя бы позицию? Мой ответ — нет, я рядом с этими НЕ стану, против каких бы негодяев они ни были. Мы должны дать принципиальное «нет» этим всем. Равно так же, как и тем, против кого они. Или у вас такое впечатление, что нас слишком мало? У меня нет такого впечатления». 

Немного истории. На днях народный депутат Мустафа Найем как один из организаторов активно призывал людей выйти под стены Верховной Рады на протест. Так же, четыре года назад, с его известного поста-призыва в «Фейсбуке» начались протесты, которые переросли в Евромайдан. Каков результат? Более сотни убитых людей в центре Киева, агрессия России, аннексия территорий и тысячи убитых людей. Все ли мы знаем об этих событиях? Доведено ли до конца расследование? В СМИ все время обсуждают какую-то «закулису». 

«Есть у немалой части нашего народа особенная черта. Я называю ее «преступный романтизм, — пишет у себя на странице главный редактор «Дня» Лариса Ившина. — Неумение мыслить рационально, неумение делать политические выводы и помнить. Предлагаю ответить на «детский» вопрос: как так произошло, что человек, против которого восстал первый Майдан, после второго — в «шоколаде?..». 

«К величайшему сожалению, подобные акции не изменят Украину к лучшему, — дает комментарий «Дню» бывший глава Луганской ОГА Алексей Данилов. — Соглашаюсь с той мыслью, что тот человек, против которого выходил помаранчевый Майдан, а это был Кучма, теперь реинкарнирован и, что ужасно, даже представляет наше государство на международном уровне. Это печально. Ведь выходит, что благодаря определенным технологиям в стране не меняется порочная сущность. Так мы еще долго будем ждать позитивных перемен. Отдельно отмечу, что такие протесты, которые активно раскручиваются в российских СМИ, выгодны внешнему врагу».   

Не по спискам ли БПП Найем и его товарищи (Лещенко, Залищук) стали народными депутатами? Более того, несмотря на открытую критику Президента, они до сих пор остаются членами президентского блока. Неплохая закладка лоббистов «еврооптимистов» в политической силе Президента.   

*  *  *

Подытожим.   

Из негативного: «Для меня это борьба «старых» и «молодых» кучмистов, — дает комментарий «Дню» народный депутат II и III созывов Александр Ельяшкевич. — Допустим, что все три требования участников акции выполнены. И что кардинально изменится? Эти несистемные и второстепенные требования не критичны для «системы Кучмы-Януковича». Системы олигархических монополий в экономике и политике, где функция президента — это функция гаранта коррупции. Где даже так называемые «антикоррупционеры» страдают преднамеренной (и щедро оплачиваемой) многолетней амнезией на преступления Кучмы — крестного отца украинской коррупции и заказчика убийства Гонгадзе. Именно с этого и нужно начинать очистку страны».   

Из позитивного: 1) Акция, за исключением отдельных столкновений, прошла более-менее мирно (правда, пушки в центре Киева стреляли, но это в честь приезда президента Мальты в Украину); 2) Это точно не «большая политическая реформа», но требования могут иметь место, особенно это касается избирательного законодательства; 3) По реакции в соцсетях можно сказать, что общество начинает взрослеть: когда власть и оппозиция не удовлетворяют, общественность начинает давать более трезвую оценку событиям и задумываться над альтернативой.   

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать