«Это их психологическая проблема»
Немецкое общество не поддерживает санкций в отношении России в связи с Крымом, так как считает оккупацию исторически оправданной, — журналистка Die ZeitКорреспондент газеты Die Zeit в Москве Алис БОТА считает, что историческая ностальгия немцев по России влияет на политику Германии в отношении временно оккупированного Крыма.
Такое мнение она высказала во время онлайн-презентации немецкоязычного перевода книги влиятельной в экспертных кругах украинской журналистки-международницы Натали Гуменюк «Загублений острів».
Немецкая журналистка рассказала, как три недели назад она написала статью на первой странице своей газеты — на тему санкций, которые ЕС ввел в связи с отравлением российского оппозиционера Алексея Навального. В ней Бота развивает дискуссию о том, почему эти санкции оправданы и почему они действенны.
«В одном месте я вспомнила, что Россия оккупировала Крым, и это спровоцировало большое количество читательских писем в редакцию. До сих пор, спустя более чем шесть лет, словосочетание «аннексия Крыма» у немецкой общественности вызывает раздражение. Некоторые читатели были откровенно возмущены, некоторые выразили недовольное удивление по поводу формулировки в предложении. Итак, в 99% писем читатели пишут об отношениях с Россией, а не о Крыме», — рассуждает Алис Бота.
«Когда я общаюсь с людьми и отвечаю на письма, то порой — это сложно. Мне говорят о референдуме как волеизъявлении народа на полуострове. Я объясняю, что была тогда в Крыму и видела людей в масках и с оружием, даже вопрос на том «референдуме был сформулирован каким-то странным образом». Но мои слова как будто не доходят до людей. Часто приводят в ответ какие-то аргументы об исторических отношениях Германии и России, а также об ответственности за Вторую мировую войну. Поэтому санкции за Навального или Крым выглядят для них с учетом исторического прошлого неубедительными», — добавила она.
Она поделилась впечатлением, что восприятие оккупации Крыма среди немецких читателей, которые ей пишут, напоминает ситуацию, когда некоторые люди отрицают реальность коронавируса.
«Неважно, сколько аргументов было приведено. Объясняй не объясняй — все равно не убедишь», — прокомментировала она.
В то же время Алис Бота объяснила, почему немецкие СМИ пока уделяют мало внимания крымским вопросам:
«Невозможно постоянно привлекать внимание немецких СМИ к крымским темам. Усиление внимания происходит, когда возникают кризисы. С точки зрения зарубежных СМИ Крым является территорией, на которой ничего не происходит, поэтому редакции не отправляют своих корреспондентов на годовщину так называемого референдума или в случае ареста одного из крымских татар».
Впрочем, журналистка призвала проводить и в дальнейшем разъяснительную работу, не терять терпения и не прибегать к риторике сторонников оккупации Крыма.
Доктор философии и старший эксперт Украинского института будущего в Киеве Андреас УМЛАНД согласился с существованием закостенелых мифов в немецком обществе, которые невозможно опровергнуть рациональными аргументами: «Очень часто и сегодня утверждают, что Крым является российским. Только 32 года он входил в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а перед тем было Крымское ханство, которое было больше, чем сам Крым, ведь выходило на материковую Украину. Этот сегодняшний дискурс не имеет ничего общего с реальностью, в которой мы живем. Украина — в сложной ситуации, так как многие участники дискуссии не хотят видеть реальность. Они ее отрицают. Это их психологическая проблема, когда они постоянно утверждают, что Крым принадлежит к России», — добавил он.
Наталья Гуменюк считает, что Realpolitik Германии должна основываться исключительно на международном законодательстве:
«Эмоции, дискуссии о том, украинский или не украинский полуостров, история — на все это не стоит уже сегодня надеяться. За семь лет эти дискуссии не показали особой эффективности. Есть международное законодательство, согласно которому нельзя аннексировать территорию другого государства, нельзя нарушать права человека, арестовывать без причины людей и лишать свободы без доказательств вины; нельзя держать в СИЗО мирных граждан, которые не совершили никакого преступления, больных, людей старшего возраста во время коронавирусной пандемии. На этом должна основываться Realpolitik Германии».
Выпуск газеты №:
№223, (2020)Section
Подробности