ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО «ЭЛЕКТОРАТ»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20001221/4235-4-1_0.jpg)
МЫ ВЫБИРАЕМ, НАС ВЫБИРАЮТ, КАК ЭТО ЧАСТО НЕ СОВПАДАЕТ…
Партии пересчитывают свои ряды в предвкушении выборов, словно птички, чистящие свои перышки перед брачными играми. Казалось бы, партий так много, что можно удовлетворить любой вкус. Но партий оказывается очень мало, когда приходит время реального выбора. В свое время на подобном безрыбье выскочили «зеленые», о которых мало кто слышал до этого и мало кто слышит сегодня. Возможно, часть молодых избирателей голосовали за них, понимая под зелеными просто денежные знаки одного из стратегических партнеров. Но в любом случае звездный час зеленых на тех парламентских выборах в Украине свершился (второй раз после времен батьки Махно). Вряд ли в этот раз избиратели двинутся снова таким путем.
Сложность сегодняшнего партийного существования заключается в том, что партии оказались мало кому нужны, поскольку жили долго и напряженно автономно от своих избирателей. По сути беды и радости избирателей обходят их стороной, пока не наступает время «Ч» — время выборов. Теперь партии оказываются загнанными в «пятый угол» (не путать с экс-программой В. Пиховшека). Им приходится рассказывать своим избирателям, как самозабвенно они их любят, как готовы решить все его проблемы, если избиратель отдаст им свой кошелек, то есть голос.
В связи с этим партии вступили в период брачных объединений. Они собираются вместе, чтобы было сподручнее ловить избирателей. Сильные партии рассчитывают только на свои силы, но и остальным ведь тоже хочется поучаствовать в этой «охоте», поэтому они и сбиваются в стаи для ловли избирателей. Устраивают засады, пытаясь обвести избирателя вокруг пальца, дескать, это уже не мы, не те, которые на прошлых выборах провалились, мы совершенно новые и хорошие.
Большая часть партий ставит серьезные проблемы перед избирателем, поскольку он ничего о них не знает. Ему нужно долго тереть лоб, чтобы вспомнить об эпохальных прожектах, которые стоят за каждой из них. Партии готовы на все, лишь бы получить в руки избирателя. Складывается такое нехорошее чувство, что партии у нас очень складные, только избиратель попался какой-то не такой. И привередливый. И сомневающийся. И памятливый.
Посмотрим на некоторые типы наших избирателей с точки зрения партий, поскольку так на них никто не смотрит.
РАЗОЧАРОВАННЫЕ. Это достаточно частотный класс. Он помнит, как много ему обещали. Он знает, что его все равно обманут, как обманывали вчера и позавчера. В период перестройки он ходил на все митинги, слушал всех выступающих. Сегодня он вдруг понял, что из митингующих ораторов вновь родилось новое племя номенклатуры, для которых он неинтересен. Он готов еще раз рискнуть, поскольку у него сохранилось рудиментное чувство своей причастности к политическим процессам. Это чувство партии постараются разбудить, но этот избиратель уже не готов поверить новым словам, а только новым людям.
ПРОТЕСТУЮЩИЕ. Этот избиратель не будет верить ни новым словам, ни новым людям. Он перешел физиологически порог выживания, живя на минимальную зарплату или пенсию, и реально не может понять, почему его выкинули за порог. Всю жизнь он работал, всю жизнь он думал о том, что завтра станет лучше. Но сейчас он вдруг увидел, что этого завтра уже не будет. Любой представитель власти для этого избирателя враг. Этого избирателя уже очень трудно вернуть в другое состояние. Поэтому и партии, и лидеров он любит специфические.
ИНТЕРЕСУЮЩИЕСЯ. Это больше молодое поколение, которое готово послушать партийных лидеров. Оно готово услышать и новые слова, и новых людей. Но молодежь обычно любит людей успеха, поэтому партии протестного типа не для них. Молодежи нужна конкретика будущего, необходимо, если хотите, модная модель будущего. Если предложить им партию «любителей черных очков», они будут готовы пойти за ней, если в нее запишется достаточное количество модной тусовки. А еще лучше, если каждый обладатель членского билета будет получать черные очки впридачу.
АКТИВНЫЕ. Такие сторонники есть у всех партий. Они похожи на фэнов поп-певцов. Что бы ни говорили или не делали их любимые партийные лидеры, все воспринимается хорошо. Активные сторонники несут идеи партии в массы: они будут говорит о них в троллейбусах, с соседями, с родственниками. Партии везет, если она имеет такую качественную подпитку.
СОМНЕВАЮЩИЕСЯ. Это основной объект партийного внимания . Это те, кто никак не примут решения. Часто они не делают этого даже перед самими выборами. Это самый большой класс избирателей. И самый выгодный для партий. Поскольку их задачей становится утащить к себе именно эту прослойку, получив ее раньше других.
Число партий уже перевалило через сотню и все увеличивается, в то время как число избирателей падает из-за чисто демографических причин. И не дай Бог, чтобы они когда-нибудь сошлись в количестве.
ПОКУПАЙТЕ УКРАИНСКИЕ … ПАРТИИ
Партия не будет партией, если не постарается забрать избирателей у другой партии. Чужие избиратели всегда слаще. Кроме того, за период после выборов партии активно теряют своих сторонников. Ведь элемент виртуального умопомрачения рассеивается по мере перехода от одних выборов к другим. Поэтому на сегодня все партии занялись политической рекламой. Не имея под собой почвы реальной, партии лихорадочно вкладывают деньги в рекламные бюджеты, т.е. в почву виртуальную, пытаясь найти свое спасение именно там. Не успев поговорить с избирателем реальным, они пытаются настроить на нужную волну избирателя виртуального, поскольку общаются с так называемым обобщенным избирателем только сквозь телевизионный экран.
При этом создатели рекламы часто вступают в противоречие между тем, что говорится и от имени кого это говорится. Можно привести такие примеры. Шахтерскую тему эксплуатирует «Батькiвщина», оппозиционную — «Демократический союз». И это странно, поскольку руководят ими «газовая принцесса» в одном случае и советник Президента — в другом, которые как бы находятся в совершенно противоположном лагере по отношению к содержанию того, что декларируется в собственной политрекламе.
Если посмотреть на суть роликов, то заметен явный повтор законов коммерческой рекламы. В этом случае какой-то один несущественный с точки зрения объекта признак, но важный для аудитории становится определяющим. Например, реклама жевательной резинки строится на том, что она помогает заводить знакомства. Важная для молодежи потребность знакомиться с противоположным полом загоняется в образ жевательной резинки.
Идеально в этом плане работал Остап Бендер, которого следует считать родоначальником РR-а на территории бывшего СССР: он продает Эллочке все, что требуется, нажимая на затаенные кнопки в ее душе. При этом простое ситечко становится знаком принадлежности к высшему обществу, что и хочет услышать данный клиент.
Остап Бендер придумывал новые ходы, а партии идут проверенными путями. Полностью повторяет идеологию коммерческих роликов российского банка Империал реклама партии «Реформы и порядок». Они вытаскивают историческую фигуру, к которой естественно не имеют никакого отношения, и пытаются привязаться к ней в ролике. Зритель вздрагивает, но проглатывает, хотя национально-ориентированной партии следовало уж заимствовать ролики у других стратегических партнеров Украины, а не у России.
СДПУ(о) пошла по другому пути, создав целую серию программ «Правовой всеобуч», которые действительно помогают зрителям в реальной жизни, отвечая на массу юридических вопросов. При этом она завершает эти программы ледоколом с названием своей партии, который уничтожает льдины с надписями Кризис, Коррупция, Преступность. Идеология этой политической рекламы органично входит в тематику создаваемых передач, а не провисает сама по себе.
Обычная же политическая реклама на экране пытается сыграть на форме, а не на стоящем за ней содержании. Форма может быть как угодно эффективной или неэффективной. Партия может даже написать «Поздравь маму с Днем рождения» или «Дважды два — четыре» и подписаться именем своего лидера. При этом деньги выбрасываются такие, что можно обеспечить лекарствами целые регионы. Миллионы долларов уходят на обогрев виртуальных душ, в то время как реальные избиратели сидят без света и тепла.
Рекламируемый образ партии должен содержать реальные «реперные точки», по которым можно было бы определить, нужна ли эта партия вообще. Сегодня партии старательно обходят это в своей рекламе. Они строят свои воздушные замки, надеясь, что избиратель не подойдет к ним для проверки крепости возведенной постройки. Или подойдет постфактум, когда выборы будут уже позади. Пока поезд стоит «на запасном пути», у избирателя есть еще возможность проверки, когда поезд уйдет, оставив избирателя со своим скарбом на полустанке, апеллировать будет не к кому. Выборы уже свершатся. Победителя не судят, а награждают депутатским значком. Под громкую музыку победы не услышишь ничего другого.
Политическая реклама сегодня готовится к старту, время старательно сокращает разрыв с точкой «Ч». Парламентские выборы без политрекламы невозможны, как Киев без Подола. Избирателю следует быть готовыми к тому, что ему будут навязывать свою любовь все, кто сможет и не сможет. Поэтому избиратель должен учиться смотреть не только на рекламу, но и за нее, в область того, что реального сделала данная любвеобильная партия за прошедшие годы. Партии не должны жить от одного периода политрекламы до другого, если они не являются чисто телевизионными партиями. Живя по законам телевизионного жанра, можно быть эффектным и остроумным, но жизнь не ограничивается экраном телевизора. Партии должны предъявить избирателям реальные плоды своей заботы о нем, об избирателе. А виртуальными результатами у нас и так полон телеэкран.
Выпуск газеты №:
№235, (2000)Section
Подробности