Евген СВЕРСТЮК: «Майдан работает на перспективу»
Украинский писатель, философ и диссидент — о новом уровне солидарности, снесении памятника Ленину, власти и оппозицииВ нынешней непростой ситуации в Украине очень важен «моральный стержень» общества, который держит ориентир для общества, — несмотря на мрак, обращаться к свету: к цивилизованным методам протеста, к культурной революции. Скептики говорят, что сейчас Украина еще раз демонстрирует свою отсталость, ведь в Восточной Европе такие революции произошли более 20, а то и 40 лет назад: Пражская весна, Солидарность, Лейпцигское чудо, падение Берлинской стены и тому подобное. В Украине же в это время тоже не было затишья. Сопротивление системе оказывали диссиденты. Один из них — Евген Сверстюк. Доктор философии, президент Украинского пен-клуба, политзаключенный советского режима на себе почувствовал, что такое система. Сейчас с тревогой и в то же время с восторгом он наблюдает за событиями Евромайдана как за еще одним «рывком по восходящей». Именно с ним мы разговаривали о ценности и цене свободы, уроках Евромайдана и том, как нужно действовать и на каком языке говорить с властью, чтобы избежать насилия:
— Нужно налаживать позитивный диалог и давать позитивные предложения. Хотя, исходя из событий позавчерашней ночи, позитив представить сложно. Так называемый круглый стол не достоин названия «национальный» — он был имитацией и обманным маневром. Эта власть пока не способна на другие способы, кроме коварных. Инициативная группа «Первого декабря» тоже делала попытку проведения диалога Евромайдана с Президентом. Однако Майдан требует честного разговора и твердого слова. А наш президент не понимает таких требований. Он осуществляет монолог и надеется на полицейскую силу и на морозы. А фактически основное требование — подписать Соглашение об ассоциации — является безотлагательным.
— Атаки «Беркута» второй раз начали ночью. Люди в соцсетях назвали эти ночи «варфоломеевскими», а поступок активистов, которые выстояли на баррикадах и смогли отбить атаку «Беркута» в ту ночь, — «чудом самоорганизации» и геройством. А о чем, на ваш взгляд, свидетельствует эта ночь?
— Эта ночь свидетельствует о банкротстве методов скрытого насилия, которые являются единственным оружием нынешней власти. Я думаю, что она теряет позиции одна за одной. Впервые — 30 ноября, когда устроили кровавую субботу. Перед целым миром они уже не смогут такое повторить, потому что мир возмущен. И нынешний урок они должны себе зафиксировать в памяти. Это заставит их искать несиловой вариант. Перед журналистскими телекамерами преступные действия уже не скроешь.
— В своем блоге вы написали, что сейчас «Мы (украинцы. — Ред.) переживаем праздник моральной победы сплоченных людей». Как считаете, чему научил украинцев Евромайдан? И чем для вас является украинский Майдан?
— Евромайдан для меня — это место, где подтверждается право человека отстаивать свое достоинство и право. В молодости я порой один выходил на защиту достоинства и права. А теперь на улицы вышел миллион. Уже второй раз в ХХІ веке Майдан поднимает достоинство Украины в своих собственных глазах и глазах всего мира. События очень стремительно развиваются. Кто мог предположить, что ночь 30 ноября станет изломом принципа насилия на детских спинах, что вызовет изменение всей тактики. Мы придаем большое значение современности, но над нами стоят еще более широкие вопросы. Майдан работает на перспективу. Уже сейчас он многому научил общество. Последние пару недель дали людям больше, чем целый предыдущий год. Мы стали на другую высоту — солидарности и ответственности. Это начало изменения общества. Неповиновение уничтожит поломанный механизм советизации. На Майдане рождается новый тип гражданина — достойного и бесстрашного.
— Как считаете, в чем проявляется молодежный характер Майдана?
— Это борьба за достоинство и свободу. Молодежь хочет жить в своей стране, а не сбегать из нее. Она меняет систему власти, а не людей в системе. Студенты готовы меняться, они хотят быть гражданами и хозяевами своей страны, а не слугами правящей партии. Они знают: дороги назад нет. Нужно иметь мужество идти вперед и брать на себя ответственность. Так и университеты должны иметь самоуправление, а не дрожать перед чиновниками. Народ выбирает президента, а не самодержца.
— Что является поражением, а что — победой сегодняшнего Майдана?
— Когда сотни тысяч выходят с национальными требованиями, когда народ объединяют высшие интересы, когда миллионы протестуют против насилия власти над группой студентов, разве это не победа? Ведь месяц назад все жаловались на пассивность и безразличие молодежи, а теперь увидели смелость и жертвенность. Весь мир смотрит на нас с восторгом.
— Но власть всего на видит и не понимает...
— Наиболее угнетающим фактом является непризнание революции Президентом. С точки зрения Межигорья — это митинг, а с точки зрения Берлина, Парижа, Варшавы, Нью-Йорка — это мирная революция при участии миллионов людей. Слава Богу, мы живем в открытом мире. Нужно реагировать трезво и адекватно.
Важной политической проблемой являются оппозиционные силы. Молодежный Майдан не очень воспринимает оппозицию, но стоит подумать: что бы ты делал на их месте при нынешних обстоятельствах? У них мало конструктива, и они действуют симметрично Партии регионов, которые являются силой неконструктивной, неадекватной и несоответственной даже названию государства Украина. Это посткоммунисты без позитивной платформы.
— В это воскресенье в Киеве снесли памятник Ленину. С одной стороны, это тот шаг, который надо было сделать давно. С другой — уничтожение произошло радикальным способом, и многие спекулируют на этом. Что вы об этом думаете?
— Во время всех революций свергают памятники тиранам. Теперь это легитимный способ выполнения указа Президента Украины об уничтожении о демонтаже и ликвидации символов тоталитаризма. Когда говорят об этом памятнике как произведении искусства, то его может спасти Кернес из Харькова, прислать КамАЗ и продать его «с молотка» или же поставить на место разбитой памятной доски Юрию Шевелеву в Харькове. Если у нас есть Майдан за интеграцию с Европой, где давно нет памятников тоталитаризму, то на месте этого чучела теперь перед Рождеством стоило бы поставить Деда Мороза. Это соответствует духу времени.
— На своем веку вам уже пришлось узнать, что такое репрессии и давление власти. А как считаете, станет ли Евромайдан последним рывком за получение свободы? И как стоит действовать, если власть таки не отступится ни на шаг?
— Есть известная истина: «Лиш той життя й свободи вартий, хто йде щодня за них у бій». Рывки будут еще и еще, но бесспорно, каждый из них является шагом восходящим. Нам еще долго нужно будет преодолевать наследие, оставшееся в головах людей, в частности, тех посткоммунистов, которые нами руководят. О таком духе сопротивления, как сейчас, во времена моей молодости не могло быть и речи. Против таких людей применяли пулеметы и пушки. А этот дух сопротивления иной. И он непобедим. Майдан 2013 дал всем мощный импульс уважать и любить свой народ.
Выпуск газеты №:
№229, (2013)Section
Подробности