Евгений КОРНИЙЧУК: Уход Юлии Тимошенко из правительства возможен тогда, когда ей окончательно свяжут руки
Заместитель министра юстиции, «бютовец» Евгений Корнийчук в интервью «Дню» рассказал о том, почему он оказался в списке персон нон-грата России, о том, действительно ли Юлия Тимошенко готова хлопнуть правительственной дверью и по своей инициативе уйти в отставку, а также о том, кем себя видит премьер в перспективе — канцлером или президентом.
— Евгений Владимирович, вы назвали запрет вам на въезд в Россию охотой на ведьм. Как вы считаете, сколько еще эта охота будет длиться?
— Знаете, я не вижу внешних факторов, которые позволяли бы развязать существующие проблемы в двусторонних отношениях Украины и России. Скорее, наоборот, эти проблемы все более усугубляются, заходят в глухой угол. Я не являюсь на сегодняшний день экспертом в международных отношениях, особенно с Российской Федерацией, хотя я длительное время работал в Министерстве иностранных дел Украины, почти пять лет был консулом Украины в Нью-Йорке. Как политику, мне понятно, что несогласованные проблемы, между Киевом и Москвой еще более заостряются. В первую очередь это связано с планами Украины по вступлению в НАТО, что, мягко говоря, не находит поддержки в высшем российском руководстве. Более того, публично известный факт, что российские дипломаты неплохо поработали с отдельными странами с тем, чтобы наша страна не получила приглашение в эту организацию. Также на этом фоне — проблема пребывания российского Черноморского флота на территории Украины в Севастополе и вы видите углубление кризиса, связанного с недавними заявлениями российских политиков о том, что Крым или Севастополь нужно вернуть РФ. Я в этой связи хочу напомнить одно: Россия выступала одной из четырех стран — гарантов украинской независимости и территориальной целостности тогда, когда в середине 90-х было принято историческое решение о лишении Украины ядерного оружия.
— Вы сказали, что, дескать, российские дипломаты неплохо поработали с руководством отдельных стран. Простите, а кто мешал нашим дипломатам провести аналогичную работу?
— Я не хочу сейчас критиковать или давать оценки действиям украинского МИДа — это мои бывшие коллеги. Хотя, мне кажется, что действия внешнеполитического ведомства в этом направлении на сегодняшний день вряд ли можно назвать активными и эффективными. Это все, что я могу сказать по этому поводу. Мог ли украинский МИД вмешаться и перекрыть действия России, мне комментировать сложно. Однако я знаю рычаги давления РФ, которые они применяют к правительствам Европы, особенно тех, которые являются покупателями российского природного газа.
В любом случае, я уверен: если существуют угрозы и заявления российских политиков касательно территориальной целостности Украины, значит необходимо смотреть на те важные соглашения, которые были подписаны ранее и созывать конференции стран — гарантов, искать международную поддержку и добиваться изменения позиции России. В любом случае, на месте стоять нельзя.
— А вы официально проверяли свой статус в РФ после небезызвестного заявления российского МИДа о персонах нон- грата?
— Въездной я в России или не въездной, я не проверял, в Россию ехать не собирался и не собираюсь. Я понимаю, что на решение компетентных органов Украины о запрете господину Лужкову въезжать в Украину, россияне выбрали сразу несколько политических и государственных деятелей. Мою кандидатуру выбрали исключительно потому, что в моих недавних комментариях звучали фамилии высших должностных лиц России. Хотя, если вы проанализируете те комментарии, то увидите, что в них не было ничего унизительного или оскорбительного. Это был исключительно правовой комментарий. Но это, как говорится, их право на позицию. Я же считаю действия МИД России неадекватными и, что касается опровержения этих действий, я оставляю за собой право обращаться в суд. Однако хочу подчеркнуть, что у меня нет ни экономических, ни других интересов на территории Российской Федерации, которые вынуждали бы меня там бывать.
— Выборы в Киеве прошли. Как вы, как юрист, прокомментируете прогнозы экспертов о вероятности нивелирования той или иной политической силой результатов воскресного столичного волеизъявления? Насколько это реально?
— Тут, бесспорно, можно применить множество различных технологий. Как юрист, я могу сказать, что из столичного процесса в большой степени выведены правоохранительные органы, поскольку преступления нынешней столичной власти не расследуются, а дела, которые возбуждаются, сразу передаются или же забираются органами прокуратуры, где «гибнут». Вы видите, что ни единого протокола о коррупции составить так и не удалось, хотя все киевляне знают о многочисленных фактах нарушения законодательства, в том числе попытках подкупа избирателей. То есть мы видим, что в беспрецедентном количестве имеют место факты нарушения избирательного законодательства. Кроме того, мы видели массу политической рекламы, которая финансировалась за счет бюджетных средств. Такого, к слову, на выборах ранее никогда не было. Исходя из этого, мне остается надеяться только на здравый смысл киевлян.
— Вы упомянули о работе правоохранительных органов. Сразу вспомнились последние новости из Генпрокуратуры, а в частности возбужденное недавно этим ведомством дело против вашего коллеги Андрея Портнова. Отталкиваясь от этого примера, как вы считаете, при нынешних реалиях, не рано ли ликвидировать депутатскую неприкосновенность?
— Мы работаем честно и надеемся на то, что также будут работать и наши оппоненты. Однако сегодня, к огромному сожалению, происходит иначе. Тем не менее, наша политическая сила, несмотря на это, не откажется от своих обещаний избирателям. Если мы обещали поднимать вопрос о лишении иммунитета, мы будем поддерживать эту позицию и надеяться на то, что наши оппоненты не будут использовать грязные технологии, в том числе прокурорского и другого давления с тем, чтобы достичь своей цели.
— Евгений Владимирович, на ваш взгляд, сдаст ли парламентское правящее большинство конституционный тест?
— Мы настаивали, настаиваем, и будем настаивать на том, что любые договоренности в рамках распределения полномочий между ветвями власти (президентской и премьерской) могут быть только временными, а решения, по сути, принять будет невозможно. Без изменений Конституции перетягивание каната будет продолжаться.
— БЮТ выступает за парламентскую республику, а, по-вашему, ВР готова к такой ответственной миссии?
— Безусловно, парламент готов. Мы исходим из того, что идея усиления полномочий Президента, а, по сути, концентрации власти в одних руках, не найдет поддержки большинства. Поддержку может получить идея как раз парламентской республики, и поэтому я считаю, что мы правильно строили нашу политику в части внесения изменений в Конституцию.
— Глава Секретариата Президента Виктор Балога неоднократно говорил о том, что, дескать, премьер Тимошенко, намерена, пребывая на волне электоральной популярности, хлопнуть правительственной дверью и уйти в отставку. Исходя их этого такой вопрос: при каких обстоятельствах Юлия Владимировна может по своей инициативе покинуть занимаемый пост?
— Уход Юлии Владимировны из правительства может быть вызван исключительно тем, что ей окончательно свяжут руки, и она не сможет выполнять полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Украины. В большой степени это уже происходит сегодня, когда правительству незаконно запретили проводить приватизацию, когда незаконно блокируют принятия важных для правительства кадровых решений, когда искусственно повышают валютные курсы с ревальвацией гривны и пытаются сделать виновным в этом правительство, хотя монетарная политика является исключительным полномочием Национального банка Украины. Другими словами, Юлия Владимировна будет работать в правительстве до тех пор, пока она сможет хотя бы в какой-то мере эффективно выполнять свои обязанности.
— Обсуждали ли вы на уровне фракции, блока, правительства планы Тимошенко на два-три года вперед? Что для нее приоритет: быть главой правительства с канцлерскими полномочиями или же попробовать свои силы в президентской избирательной кампании, которая пройдет через год, но уже сегодня, согласитесь, диктует политическую моду?
— Юлия Владимировна безусловно является хорошим премьер-министром, и все ее действия как главы правительства направлены на улучшение благосостояния украинских граждан. Оппозиция и даже отдельные наши политические союзники говорят, что ее премьерская работа — это исключительно пиар, направленный на победу на президентских выборах. Я же это толкую, как желание уже сегодня — не завтра, не послезавтра и не после того, как она станет Президентом, сделать все возможное для людей. Если демократические силы хотят остаться при власти, то необходимо проводить так называемые праймериз. Кто из представителей демократических сил имеет наибольшую поддержку среди граждан, тот и будет баллотироваться на должность Президента Украины.
— Выступая незадолго до киевских выборов перед избирателями Оболони, Юлия Тимошенко заявила, что у нас в стране действует две коалиции. Одна реальная — БЮТ и НУ-НС, вторая — теневая. Сегодня складывается впечатление, что коалиция разрывается между КМУ и СП. Как долго в таком положении может де-юре существовать большинство?
— На сегодняшний день большинство фракции НУ-НС поддерживает позицию правительства. Если бы половина депутатов из фракции НУ-НС объявила о выходе из коалиции, то коалиция прекратила бы свое существование. Поскольку правительство сегодня не обладает полным контролем за своей коалицией, такое решение невозможно, и выбрана, к сожалению, другая модель — не прямо, а опосредовано мешать профессиональным действиям правительства. Я понимаю, что коалиция у нас существует до тех пор, пока у нас есть формальное большинство. Но, тем не менее, вынужден признать, что утверждать законы очень сложно, потому что коалиция предельно шаткая.
— Ранее вы сказали, при каких обстоятельствах госпожа Тимошенко может уйти с премьерского поста. Допустим, это случилось. Как «бютовцы» будут действовать далее: уйдут в оппозицию или путем сложения мандатов спровоцируют новые выборы в ВР?
— Во-первых, я очень надеюсь, что досрочная отставка правительства не произойдет, поскольку от этого не выиграет никто. Во-вторых, многие политики спекулируют на теме введения прямого президентского правления. Однако если у наших оппонентов возникнет ситуативное большинство в Верховной Раде, на что косвенно указывает нежелание рассматривать закон об императивном мандате, то, вероятно, они сформируют другую коалицию, и будут опять пытаться загнать нас в маргиналы: любыми средствами пытаться уменьшить популярность правительства и Тимошенко как лидера. Мне кажется, что Секретариат подыгрывает нам сегодня, поскольку все, что они делают, чтобы ухудшить наше положение, фактически работает на нас. Но с другой стороны такие действия Секретариата губят авторитет Президента, и в определенной мере это влияет и на авторитет всей демократической коалиции.
— Вы прямо отвечать не захотели, поэтому переформулирую вопрос так: просуществует ли весь отведенный законодательством срок Верховная Рада VI созыва?
— В нашей стране делать подобного рода прогнозы очень сложно, однако мне кажется, что пока законодательство не предусматривает четкого формирования вертикали власти, парламентарии обречены, пребывать в креслах ограниченный срок. Отвечая прямо, мне кажется, нет, этот парламент не проработает весь отведенный законом срок. До внесения изменений в Конституцию и формирования единого центра исполнительной власти на Украине, все время будет существовать угроза досрочных парламентских выборов. — Правда ли, что Евгений Корнийчук будет представлять правительство в суде в деле с компанией Vanko? Премьер очень часто поднимает эту тему, не называя при этом имена украинских бизнесменов, которые стоят за этой компанией. Как считаете, почему?
— Мы стараемся быть ответственной властью и с тем, чтобы назвать все от «А» до «Я» необходимо иметь четкие, стопроцентные гарантии достоверности информации, чтобы не дезинформировать людей. Вы знаете, когда теперешние инвесторы спрятались за оффшорами, трестами и фондами, где фактически легально в определенных юрисдикциях созданы условия для того, чтобы нельзя было официально узнать личность бенефициария, говорить на 100% уверенно о том, кто стоит за этими контрактами очень сложно. С другой стороны, я уверен, что мы эту информацию получим довольно быстро, мы активно сотрудничаем и с правоохранительными органами иностранных государств, и полностью используем законодательство об отмывании грязных денег, госфинмониторинг и так далее. Что же касается вопроса о представительстве в международных судебных инстанциях, то я думаю, вопрос преждевременный, поскольку еще не известно, дойдем ли мы до международных судов. Мне кажется, если наши переговоры (а они запланированы на текущей неделе) с инвестором, который принимал участие в тендере, пройдут успешно, возможно до суда дело и не дойдет. Правительство имеет абсолютно четкую и понятную позицию: действовать в рамках законодательства.
Выпуск газеты №:
№91, (1996)Section
Подробности