Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Европейская дисциплина

О незамеченной дате и ее значении для Украины
10 ноября, 20:04

«Мои родители кое-что знают о Европейском Союзе. О Совете Европы даже не слышали». Это слова немецкого дипломата, который делился со мной своими мыслями о десятой годовщине членства Украины в одной из наиболее авторитетных организаций на континенте — в Совете Европы. Эта дата выпала именно на эту неделю. 9 ноября 1995 года состоялось торжественное подписание документов по присоединению к этому объединению. Событие — действительно нерядовое. Почему же среди немцев мало популярна организация, которая приоритетом в своей деятельности считает защиту прав человека? Ответ очевиден: зачем немцам обращать внимание на объединение, которое занимается верховенством права, когда уровню демократичности их страны может позавидовать не одно европейское государство. Но одно дело Германия, а другое — Украина. Тем не менее десятую годовщину членства в Совете Европы на государственном уровне в Украине не отмечали. Не было информации об этом, несомненно, историческом событии (когда флаг Украины был впервые поднят в Страсбурге) ни на одном телеканале!!! Впрочем, забыли об этой дате не все. Как раз 9 ноября по инициативе Института проблем безопасности и поддержке Бюро информации Совета Европы в Киеве известные политики, дипломаты, ученые собрались для участия в круглом столе под названием «10 лет Украины в Совете Европы. Достижения, проблемы, перспективы». Среди участников собрания — заместитель секретаря Совета нацбезопасности Сергей Пирожков, бывший премьер-министр Евгений Марчук (именно он в статусе главы правительства ставил подпись под документами, в соответствии с которыми Украина стала членом Совета Европы), глава постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее Совета Европы Борис Олийнык, уполномоченная Верховной Рады по правам человека Нина Карпачева, посол Польши Яцек Ключковский, бывший первый заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый и экс-глава внешнеполитического ведомства Константин Грищенко.

СТРАСБУРГСКИЕ ЗАПОВЕДИ

По-видимому, не стоит удивляться, что немало украинцев и не догадываются, что собой представляет Совет Европы. И откуда вообще они должны знать об этом, учитывая информационную политику не только коммерческих, но и государственных СМИ?! Часто путают Совет Европы и Европейский Союз даже известные эксперты, которые не «посвящены» в азы международной политики. Итак, для справки: членами Совета Европы являются почти все страны континента. Лишены такого права только явные «штрафники» в области демократии — например, Беларусь. Главной «заповедью» организации, центральные учреждения которой расположены в Страсбурге, является соблюдение принципа верховенства права.

Что дает членство в Совете Европы рядовому гражданину Украины? Во-первых, основополагающие права и свободы, свойственные для любого цивилизованного государства. Во-вторых, право пожаловаться на неответственность украинской власти в Европейский суд. И, как свидетельствуют цифры, с каждым годом все больше украинцев пользуются им: в этом году в Евросуде было рассмотрено 36 украинских дел (в прошлом году — только 13). Кто-то сделает вывод: в Украине стало хуже с демократией. А кто-то — просто граждане стали больше юридически подкованными, научившись защищать свои права.

К сожалению, в Украине о Совете Европы (как и о верховенстве права) очень часто вспоминали только тогда, когда в адрес высшего руководства государства раздавалась критика в отношении нарушений, злоупотреблений или несоблюдения взятых обязательств перед организацией. Экс-президент Леонид Кучма неоднократно забрасывал Совет Европы обвинениями в исповедовании им концепции двойных стандартов. Если говорить упрощено, то, наконец, его обвинения сводились к одному: вы — плохие, почему же не позволяете быть плохими и нам? Возможно, вследствие именно такого подхода Совет Европы несколько раз собирался приостановить членство Украины.

Депутат Борис Олийнык во время круглого стола вспоминал: «Произошло так, что нас едва не исключили из Совета Европы из-за смертной казни. Мы потом впопыхах приняли закон об ее отмене не только в мирное время, но и в военное. Вся Европа охнула, взявшись за голову. Теперь европейцы должны «догонять» нас. Они медленно, но принимают то, что мы одобрили одним махом». Так Украина стала образцом для других членов организации. Хотя, случайно.

Новая власть Совет Европы уважает. Евгений Марчук напомнил, что Президент Виктор Ющенко посетил Страсбург на третий день после инаугурации, недавно перед депутатами ПАСЕ выступал спикер Владимир Литвин. К слову, Виктор Андреевич во время своего выступления несколько раз подчеркнул ту исключительную роль, которую сыграл Совет Европы в победе демократии в Украине, а именно в том, что состоялась оранжевая революция. Впрочем, страсбургские наблюдатели не соблазнились похвалами, и почти месяц назад впервые прозвучали критические замечания в сторону Украины от докладчиков ПАСЕ. Главные проблемы изложены на 99 страницах мониторингового отчета. Среди них и дело Георгия Гонгадзе. Совет Европы, в частности, обращает внимание на то, что до сих пор неизвестно, кто был организатором убийства журналиста.

ВСЕВИДЯЩИЙ МОНИТОРИНГ. МОЖЕТ, ДОВОЛЬНО?

Прошел месяц, а заметных сдвигов в решении проблем, на которые указывали в ПАСЕ, страна пока что не достигла. Сменен Генпрокурор, есть новый министр юстиции (кстати, известный специалист в Совете Европы), однако процесс так и остается на этапе кадровых решений. Борис Олийнык считает, что руководство государства должно уделять больше внимания парламентской делегации, которая работает в Страсбурге. Ведь очень часто именно депутатам приходится отвечать за сферы, влияние на которые парламент имеет незначительное... Однако именно депутатам часто приходится отстаивать умеренный тон страсбургских резолюций относительно Украины. На этот раз, например, докладчики ПАСЕ были неумолимы: окончательный вариант резолюции оказался еще более острым, чем проект.

Десять лет членства — это немалый срок. «За десять лет в Совете Европы Украина многому научилась», — отметил Борис Олийнык. Однако, по его словам, вместо того, чтобы выполнить страсбургские обязательства за три года, мы выполняем их уже десять. К позитивам это трудно отнести, хотя Борис Ильич видит в этом и некоторую несправедливость: «Есть государства, которые вдвое меньше выполнили обязательств, а в отношении их не применяют процедуру мониторинга».

Мониторинг — это процесс наблюдения со стороны Совета Европы за тем, как Украина выполняет взятые на себя обязательства. Немало украинских политиков считают его довольно унизительным, хотя именно процедура все годы служила дополнительным стимулом для воплощения требований, которые являются полезными для самого государства. Евгений Марчук считает довольно важным продолжение мониторинга особенно в контексте парламентских выборов следующего года. «Это, конечно, неприятная процедура. Но стоит признать, что мониторинговый процесс все-таки дисциплинировал Украину, иногда подталкивал предыдущую власть. Теперь, похоже, нужно подталкивать и новую власть», — сказал Евгений Кириллович. «Видно по всему — он нужен. Особенно до завершения парламентских выборов», — подчеркнул он.

Экс-министр иностранных дел Константин Грищенко на круглом столе отметил, что Украина должна более жестко относиться к выполнению собственных обязательств перед Советом Европы. «Для каждого решения должен быть бюджет, для каждого обязательства должна быть программа. Если этого не будет, Совет Европы никогда не станет центром нашей европейскости, и будет напоминать о наших азиатских корнях. Обещать и не выполнять — это не признак европейскости, не признак цивилизованного человека», — отметил дипломат. В качестве примера он назвал ратифицированную Хартию региональных языков, которая, по его мнению, пока что не может быть выполнена. «Можем ли мы выполнить ее уже сейчас? Конечно, нет. Потому что не предусмотрены средства бюджетом, не проведены институционные изменения», — подчеркнул Константин Грищенко.

«Чтобы не говорили, если взять ключевые тенденции, Украина первая испытывает на себе стандарты, которые стремятся в дальнейшем применить европейские страны», — такую мысль выразил еще один известный дипломат Александр Чалый. Говоря о Хартии региональных языков, он отметил, что Украина взяла на себя «рекордные обязательства».

Что касается выполнения Украиной обязательств, звучали разные оценки. Хотя никто не возражал, что некоторые замечания Совета Европы в сторону Киева имеют очень важный характер. К слову, в интервью «Дню» Анни Северинсен отмечала, что демократические выборы в Украине — еще не повод для отмены мониторинга, и Совет Европы будет подходить к изучению выполненных Киевом обязательств комплексно: «Для того, чтобы начать разговор о постмониторинговом диалоге (стадия, которая следует после снятия мониторинга), кроме свободных и справедливых выборов, нам потребуются доказательства соответствующего функционирования демократических институций и внедрения существенных реформ. Мы будем оценивать ситуацию в общем, с использованием тех параметров, которые заложены в резолюции».

СОВЕТ ЕВРОПЫ — ВМЕСТО ЕВРОСОЮЗА?

Во время круглого стола звучало немало заявлений неожиданного и, на мой взгляд, несколько провокационного содержания. Так, Александр Чалый заявил, что «членство Украины в Совете Европы сегодня является наиболее оптимальной, самодостаточной и, возможно, единственной формой реализации европейских уст ремлений Украины в следующие 20—25 лет». Почему? ЕС, по его словам, переживает «системный экономический и идейный кризис», а поэтому ему будет в ближайшие годы не до Киева. Поэтому, считает Александр Чалый, именно «Совет Европы нам позволит идентифицировать себя европейской страной. Без каких-либо ограничений. Без вступления в ЕС».

Он назвал несправедливым тот факт, что немало экспертов пытаются «противопоставить мифическую Европу и Украину: мол, Украина не вступит в Европу». Дипломат считает, что «ЕС как будто присвоил себе бренд Европы, что неправильно». Именно через Совет Европы, отметил Александр Чалый, Киев может влиять «на дальнейшую судьбу европейского проекта». Основания для такого влияния якобы существуют. Во- первых, Украина одна из крупнейших стран в Европе и по размерам, и по количеству населения. Во-вторых, наше государство имеет одну из наиболее многочисленных делегаций в ПАСЕ. В-третьих, Украина выплачивает один из наибольших взносов в эту организацию. В-четвертых, мы имеем одно из наибольших представительств при этом объединении. «Сегодня Совету Европы нужна новая энергетика. Энергетика новых европейских стран, новых молодых демократий, за которыми будущее», — отметил Александр Чалый. Все это так. Однако для того, чтобы в правильное русло направить эту энергетику, вначале следует научиться придерживаться слова и взятых обязательств...

Академик Юрий Пахомов подошел к вопросу о членстве в Совете Европы по-философски глубоко. «Давайте строить Европу внутри, а потом — внешне. Мы должны действительно развернуть весь энергетический потенциал внутрь и разворачивать его именно с той позиции, что мы идем в Европу», — подчеркнул он. Он указал, что «европейскость превратилась в Украине в своеобразную разновидность национальной идеи». Хорошо это или плохо? «В случае умеренного развития событий, это было бы хорошо. Если бы сама идея имела бы логическое развертывание — от начала до большого конца. Но сейчас она напоминает идею коммунизма», — подчеркнул Юрий Пахомов. Ученый объяснил, что пока существовала слепая вера в коммунизм, он «влиял, мобилизовывал, но как только эта идея лопнула, как только оказалось, что это миф, то появились основания развала Советского Союза». «Если же идея такого масштаба разрушается, то лучше, чтобы ее вообще не было, так как тогда начинается депрессия, беспросветность», — сказал академик, подытожив: «Идею европейскости нам нужно заполнить идеей конкуренции».

...На евроинтеграцию Украины можно смотреть по-разному: формально, подсчитывая количество подписанных документов с Евросоюзом; географически, указывая на то, что Украине никуда не деться с Европейского континента, или же — цивилизационно. Свой выбор Украина продемонстрировала 9 ноября 1995 года, когда ее флаг впервые был поднят рядом с флагами европейских наций...

КСТАТИ

Десятую годовщину своего членства в Совете Европы отпраздновала на этой неделе не только Украина. Также 9 ноября и также в 1995 году к этой организации присоединилась небольшая балканская страна Македония. Эта дата для Скопье будет вдвойне исторической, поскольку 9 ноября 2005 года Еврокомиссия рекомендовала предоставить Македонии статус кандидата в члены этого объединения. Украина в списке кандидатов не значится. Возможно, причина не только в особенном отношении Брюсселя к той или другой стране...

Резолюция № 1466 (2005) о выполнении обязанностей и обязательств Украиной (на украинском языке) 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать