Европейская перспектива Украины признана как нереальная
Хотя пока что неофициально, и пока что — только экспертамиВыводы аналитиков польского Центра указывают, что главным зарубежным партнером Украины является Россия, однако главная идея украинской внешней политики заключается в том, чтобы тесное экономическое сотрудничество с Россией не перерастало в политическую зависимость от нее, чего Украина стремится достичь благодаря тесному сотрудничеству с США. Зато весомость отношений Украины с Европейским Союзом снижается, несмотря на заявления о европейском выборе, так же уменьшается и значение украинско-польских отношений, несмотря на декларации о стратегическом партнерстве. В докладе, кстати, акцентируется внимание на том, что при смене министра иностранных дел Украины было заявлено, что Украина имеет двух стратегических партнеров, — США и Россию, оттесняя отношения с ЕС на дальний план. Это не совсем верно: новый старый министр Анатолий Зленко многократно отмечал, что Украина имеет три стратегических направления своей внешней политики — и США, и Россию, и ЕС. Недавно в лексикон украинских руководителей опять вернулся тезис о необходимости интеграции в евроатлантические структуры. Какие именно, как всегда, не говорится, что дает возможность для разных предположений.
Авторы доклада утверждают, что Украина не имеет реальных перспектив ни для вступления в ЕС, ни для вступления в НАТО. Но это не является новостью — на Западе довольно популярно мнение, что в течение ближайших лет Украина не может претендовать даже на ассоциируемое членство в ЕС (член Европарламента Даниель Кон-Бендит, известный во время парижских студенческих беспорядков как «Красный Дени», говорил на одной из конференций в этом контексте о сорока годах). То, что ЕС, предоставив Украине статус страны с рыночной экономикой, в то же время не дал ей даже надежды на вступление, автор раздела доклада считает вполне реалистической позицией. Попытка приближения Украины к ЕС, по мнению автора, завершилась фиаско. И у него нет сомнений, что стоит ожидать уступок украинской власти Москве из-за проблемы поставок и транзита газа, контроля над газопроводами. В докладе говорится, что в ближайшее время не стоит ожидать большой международной активности Киева (которая, между тем, после некоторой стабилизации внутренней ситуации все же таки нарастает).
Очевидно, многие в Польше сегодня уже не хотят вспоминать, как воспринимались первые заявления руководства страны о желательности присоединения к Европейскому сообществу десять лет тому назад. Однако настойчивость, сочетаемая с внутренним развитием и геополитическими факторами, победила.
Другие польские эксперты, а также дипломаты в неофициальных разговорах с «Днем» советуют не воспринимать доклад Центра восточных исследований слишком серьезно — в подобного рода документах и раньше случалось довольно много ошибок и поверхностных выводов. Между тем, Центр является, во всяком случае, в плане своего финансирования, государственной структурой. Поэтому вопросы все-таки возникают, особенно после последней встречи между президентами Кучмой и Квасьневским. В частности, какова реальная польская государственная политика в отношении Украины, которая базируется не на обычных официальных декларациях, а на повседневной практике? Какими в Варшаве видят перспективы, и не является ли оскорбительным для самой Варшавы тезис о том, что значение украинско-польских отношений снижается? Тем более что, в частности, по словам председателя городского совета Перемышля Войцеха Инглота, который до своего избрания представлял местный бизнес, потребность в настоящем партнерстве с Украиной со вступлением Польши в ЕС не только не уменьшится, но будет расти.
В то же время очевидно, что с высказанными в докладе мыслями также следует считаться — особенно имея в виду тревожные данные опросов об отношении рядовых поляков к украинцам.
КСТАТИ
В интервью словацкой газете «Правда» Президент Украины Леонид Кучма почти буквально повторил то, что уже говорил на саммите СНГ в Минске, говоря о возможности вступления Украины в российско-белорусский союз: «Это невозможно. Свою независимость мы завоевали не для того, чтобы ее утратить», «мы свой союз выбрали: им является Союз Европейский». Кучма подчеркнул при этом: Украина хорошо осознает, что этот путь будет не коротким, а длинным., но заявил, что «свои стратегические планы мы не собираемся менять, включая и строительство действительно европейского демократического государства». Вместе с тем, Кучма не исключил тесного сотрудничества с российско-белорусским союзом, ссылаясь на то, что и Европа тесно сотрудничает с Россией, в частности, из-за значительный российских запасов сырья.
Выпуск газеты №:
№104, (2001)Section
Подробности