Финансовый меч партии?
Верховная Рада Крыма использует контрольные финансовые органы как карательныеВ статье «Кому и почему «не нравится» Счетная палата?», опубликованной парламентской газетой по следам пресс-конференции, сказано предельно откровенно: «Вопрос о том, как распоряжаться бюджетными средствами, по мнению Николая Горбатова, в определенной мере лежит в основе противостояния между исполнительной и представительной властями автономии». На самом деле причина этих эксцессов в том, что Счетная палата стала главным «оружием» Леонида Грача в борьбе с правительством, продолжающейся вот уже больше года. Причем в правительстве никто не спорит о том, нужна ли вообще Счетная палата, все согласны с важностью и нужностью «высшего аудита», однако каждая проверка, проведенная Счетной палатой, вызывает взрыв споров и эмоций. Почему?
Во-первых, потому что часть положения о Счетной палате Крыма приостановлена указом Президента Украины и вопрос о законности ее деятельности передан в Конституционный суд. Вместо того, чтобы дождаться его решения, Счетная палата в Крыму развернула не только сверхактивные «проверки», но и начала теоретический спор о необходимости «органа высшего аудита», хотя «о нужности» вопрос и не стоит. Во- вторых, все дело, как показывает углубленный анализ проблемы, в избирательности и методике проверок Счетной палаты Крыма.
Каждый раз так случается, что кого бы Счетная палата Крыма не проверяла, вслед за громкими публикациями ее актов, публикуются столь же громкие статьи о фактах некомпетености и предвзятости в подходах «высших аудиторов». И так было все два года. Именно Николай Горбатов был «главным обвинителем» правительства во время выражения ему недоверия в прошлом году, именно Николай Горбатов публиковал «сенсационные разоблачения» после проверок в разных отраслях — в комитете по информации, в водном комплексе, в других министерствах и ведомствах. Но странное дело — «сенсационные разоблачения» очень скоро затухали, правоохранительные органы не находили в изложенных «аудиторами» фактах преступлений либо серьезных нарушений, а Николай Горбатов публиковал все новые и новые скандалы. Поэтому отложим в сторону давние дела, разберемся хотя бы со свежими.
Например, совсем недавно, Николай Горбатов обвинил правительство автономии в том, что оно незаконно финансирует из республиканского бюджета органы прокуратуры, суда, МВД, Главное управление статистики, Госинспекцию по контролю за ценами, КРУ и так далее. На том основании, что это органы центральной государственной власти и должны якобы финансироваться из государственного бюджета. Вслед за этим другой депутат Верховной Рады АРК начальник КРУ Иван Бурей разъяснил «высшему аудитору», что ст.2 Закона Украины «Об источниках финансирования органов государственной власти» говорит о том, что для выполнения делегированных полномочий органы государственной власти на местах могут финансироваться из местных бюджетов. Об этом же, разъяснил Иван Бурей, говорит и приказ № 10 Министерства финансов Украины, и положения или законы об органах государственной власти на местах, и указы Президента по этим вопросам. Естественно, что никаких мер реагирования по проверке такого качественного уровня к «виновным» никто и не мог принять. «Громкие разоблачения» Счетной палаты оказались просто пустым сотрясанием воздуха.
Самый последний пример. Счетная палата собрала пресс- конференцию для журналистов, на которой обнародовала всего один сенсационный факт: правительство Крыма 11 января приняло «незаконное» постановление «О выделении зерна АООО «Южная-холдинг». Читаем это постановление. В нем сказано, что правительство «разрешает министерству АПК выделить товарный аванс агропромышленному сельскохозяйственному обществу с ограниченной ответственностью «Южная-холдинг» 2,8 тысячи тонн пшеницы 4,5 и 6 класса из регионального заказа 2000 года по заготовительным ценам на срок 9 месяцев для изготовления комбикормов». Добавим, что «Южная-холдинг» — это известная всей Украине птицефабрика, содержащая многомиллионное поголовье птицы и дающая львиную долю производства мяса птицы и яиц, которое реализуется во всей Украине и за рубежом. Что же здесь незаконного? — спрашиваю Николая Горбатова, так как в выступлении на пресс-конференции он сказал, что это решение «противоречит всем законам Украины», прошу назвать конкретно статью и закон, которые говорили бы, что этого делать нельзя. «Это постановление противоречит, — говорит Николай Никитович, — статье 28 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2001 год». Вместе с первым заместителем министра финансов Крыма Татьяной Николаевой читаем упомянутый закон о бюджете. Оказывается, статья 28 говорит о том, что запрещается выдача ссуд из госбюджета. «Обвинение Счетной палаты, — разъясняет для «Дня» Татьяна Николаева, — просто некомпетентно, поскольку, во-первых, постановление не касается никаких ссуд из госбюджета, а решает вопрос выделения зерна из того фонда, которым и распоряжается само правительство. Постановление просто по совсем другому вопросу, чем тот, который регламентирует статья 28 закона. Счетная палата, как говорят, «притянула за уши» этот закон к тому делу, к которому он не относится. Это ясно любому мало-мальски грамотному финансисту…»
Но в своих заявлениях Николай Горбатов не зря откровенно говорил, что деятельность Счетной палаты и ее проверок отражает противостояние между правительством и парламентом. Дело оказывается в том, и Счетная палата этого даже не скрывает, что она выступила с этим своим «разоблачением» (хотя и столь неудачно!) потому, что накануне, как оказывается, депутат Виталий Верченко, являющийся директором птицефабрики «Южная», выступил с критикой в адрес председателя Верховной Рады Леонида Грача. А Грач, оказывается, тут же «покарал» его разоблачением Счетной палаты. По сути, Счетная палата стала «карающим мечом» фракции «Коммунисты и народовластие» в парламенте Крыма, поскольку Анатолий Пиронко является заместителем ее руководителя, все остальное руководство или состоит в Компартии, или близко к ней…
Конечно, серьезным профессиональным конкурентом Счетной палаты выступает в автономии государственное контрольно- ревизионной управление, хотя бы потому, что род их деятельности совпадает. Надо сказать, что КРУ в Крыму-это один из самых авторитетных и компетентных органов, он выявляет массу нарушений и всегда по его решениям правоохранительными и другими дисциплинарными органами принимаются меры наказания к виновным. Но это потому, что проверки проводятся компетентно и вскрывают действительные нарушения, хотя практически никогда по ним не поднимается такой крик, как вокруг проверок Счетной палаты. Так вот, недавно Николай Горбатов обрушился на КРУ и обвинил его в том, что оно незаконно получает деньги из бюджета Крыма и что деятельность его малоэффективна. Вот что сказал в ответ на это начальник КРУ Иван Бурей: «За 2000 год в результате принятых КРУ мер по результатам ревизий, возмещено в бюджет… материальных ценностей на сумму 27,6 миллиона гривен что составляет 85 процентов от суммы нарушений. Восстановлено других финансовых нарушений на сумму 162 миллиона гривен. В то время как коэффициент эффективности Счетной палаты (по ее собственным утверждениям. — Авт. ) только приближается к 2, КПД КРУ (то есть превышение доходов от работы одного ревизора над расходами на его содержание ) составляет ежегодно 15-16 раз. Иван Бурей считает, что в Счетной палате Крыма подобраны люди не по профессиональному признаку, а по признаку личной и партийной преданности спикеру парламента, к тому же ее работники часто «не владеют вопросом», не знают законодательства, предвзято используют его нормы. Честно говоря, иногда, когда рассуждаешь над «разоблачениями» (а с некоторых пор это главная форма деятельности Счетной палаты Крыма) кажется, что правительство должно не руководить финансами и материальными ресурсами в соответствии с утвержденным бюджетом, а только и существует для того, чтобы исполнять руководящие указания Счетной палаты — куда, чего и сколько направлять и что как распределять. И главное, что Счетная палата поставила себя как бы вне критики — любые попытки кого бы то ни было указать на неправоту и ошибки «высших аудиторов» тут же объявляются «политическими инсинуациями», организованными теми, «кто стремится расхищать бюджет», и «нежеланием высоких чиновников отвечать за неэффективное, нецелевое и просто незаконное использование бюджетных средств, вскрываемое Счетной палатой…»
Логично было бы и Счетной палате и самой Верховной Раде автономии, считают в Крыму, «борьбу за эффективное использование каждой бюджетной копейки» начать с себя. К сожалению, столь высокие требования экономности, предъявляемые другим, Счетной палатой не предъявляются к себе. В то время, когда некоторые статьи положения о ее деятельности приостановлены Президентом страны, Счетная палата Крыма не постеснялась попытаться увеличить на 2001 год свою численность с 9 до 27 человек и запросить финансирование на свое содержание в 11 раз большее, чем в предыдущем году. Пример расточительности демонстрирует и Верховная Рада Крыма. Например, по данным анализа расходов на содержание органов представительной власти, опубликованного в Крыму, в 1995 году численность аппарата Верховной Рады составляла 126 человек. При 58 депутатах, которые работали на профессиональной основе, было израсходовано 1917,1 тысячи гривен. Но в 2000 году численность аппарата парламента Крыма уже составляет 341 человек, и при всего 15 депутатах, которые работают на профессиональной основе, израсходовано фактически 7027 тысяч гривен. При всем при этом совершенно нельзя сказать, что эффективность работы парламента Крыма за эти годы возросла, наоборот, сегодня она полностью сосредоточена на скандальной склоке с правительством. Дело дошло до того, как понимает читатель, что даже январская сессия не смогла состояться из-за того, что глава парламента Леонид Грач не сумел найти согласие с депутатскими фракциями. За что же крымчане вынуждены из своих карманов выкладывать все больше и больше денег на содержание бездействующих депутатов? Более того — на содержание органа власти, работа которого все время нацелена на обострение отношений и ситуации в автономии, на создание конфликтов «на ровном месте»? Вот такая экономия. И все это при жестких требованиях Президента и Кабинета Министров о проведении административной реформы и сокращении канцелярского аппарата…
В эти дни в Крыму разгорается по-настоящему «великая» финансовая битва. Дело в том, что в автономии предстоит утверждение бюджета на 2001 год. Согласно закону о бюджетной системе в полномочия правительства входит разработка и исполнение бюджета, в полномочия Верховной Рады — его утверждение и контроль. В Крыму же процесс идет несколько иным путем. В прошлом году Верховная Рада утвердила бюджет на свое усмотрение — то есть незаконно зачислив в него весь НДС. Этим был создан скрытый дефицит больше, чем в 100 миллионов гривен. Более того — Президент страны опротестовал принятое парламентом Крыма решение в Конституционном суде. На 2001 год правительство уже на свой страх и риск разработало бюджет не в соответствии с незаконными требованиями депутатов, а в соответствии с бюджетной системой Украины. И то после принятия Верховной Радой страны закона о бюджете Украины прежний бюджет был отозван из парламента и разработан новый. Но, прежде всего, Леонид Грач направил Сергею Куницыну письмо, в котором указал основные параметры бюджета на 2001 год с указанием, сколько денег выделить на отдельные мероприятия, например, на ремонт библиотеки, театра, на выплату пособий и так далее. И хоть подобное обращение спикера не предусмотрено законодательством, правительство смолчало, привлекло к разработке бюджета органы власти на местах. Вскоре новый проект бюджета был обсужден и одобрен местными советами, утвержден на заседании Совета министров. Однако Леонид Грач потребовал, чтобы утверждение бюджета на 2001 год было увязано с утверждением отчета за исполнение бюджета 1999 года. Уже на этом этапе начала предъявлять претензии и Счетная палата. В чрезмерно эмоциональном письме тому же Дэниелу Блейсу Николай Горбатов и его коллеги пишут, что не согласны со многими статьями бюджета и что представят парламенту экспертизу и анализ этого документа. В специально разосланном пресс-службой обращении говорится, что Счетная палата выступает против «незаконного расходования бюджета», но в нем говорится только о проекте бюджета на 2001 год. Но тогда о каком же «незаконном расходовании» идет речь? Оказывается, причина этого обращения банальна, «высшие аудиторы» не приводят конкретных фактов и причины несогласия, но пишут, что «нам хотелось бы остановиться на одном моменте. Высказываний о необходимости ликвидации Счетной палаты, уменьшении ассигнований на ее содержание со стороны правительства и отдельных депутатов было более чем достаточно, но то, что предложено правительством в проекте бюджета на 2001 год, превзошло все наши ожидания». Опять создается такое впечатление, что разработка бюджета возложена законом не на правительство, а на Счетную палату. В этой ситуации даже Леонид Грач заявил, что в автономии «документ о будущем бюджете стал предметом политического торга и спекуляций, и это уже сейчас выплеснулось на телеэкраны, радио и газетные полосы. Таким образом, сознательно выбран путь взрыва общественно- политической ситуации». Но избран-то — Верховной Радой и Счетной палатой, все время будоражащими общественность о «нарушениях» в еще даже не утвержденном бюджете…
Выпуск газеты №:
№15, (2001)Section
Подробности