Гаага: Преступление и Наказание
«Отчет предварительного расследования МУС необходимо использовать в дипломатических усилиях Украины и как один из документов, который подкрепляет в судах наш тезис о российской вооруженной агрессии», — Андрей СЕНЧЕНКОПрокуратура Международного уголовного суда (МУС), известного как Гаагский трибунал, недавно включила в свою базу данных 1200 фактов вероятного совершения преступлений на востоке Украины. Об этом идет речь в ежегодном отчете предварительного расследования прокурора МУС Фату Бенсуда, который был обнародован 4 декабря этого года. По данным прокуратуры, с апреля 2014 года по август 2017 года погибло 10 225 человек, в том числе 2505 гражданских лиц. Ранено — 24 541.
Кроме того, представитель Украины на переговорах в трехсторонней контактной группе в Минске Евгений МАРЧУК на своей странице в Фейсбук обратил особое внимание на два пункта этого отчета — 88-й и 94-й, где четко прописаны как даты начала войны РФ против Украины, так и обосновывается факт международного, а не внутреннего конфликта.
«На каждом, без исключения, заседании мы приводим многочисленные доказательства участия России в войне на Донбассе, что всегда приводит к бурной реакции отрицания со стороны представителей Российской Федерации. Сегодня был уникальный случай, — пишет Евгений Марчук. — Представитель Украины процитировал 88-й и 94-й пункты из официального документа Международного уголовного суда от 4 декабря 2017 года. Российская делегация начала бурно и шумно реагировать, чтобы помешать представителю Украины дочитать эти два пункта до конца. Но ей это не удалось. Документ вообще интересен и очень важен для Украины».
Упомянутые пункты отчета «предварительного расследования» звучат так:
«88. В 2016 году Канцелярия Прокурора опубликовала свою оценку ситуации на территории Крыма и Севастополя, которую она квалифицировала как международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией, который возник именно после 26 февраля 2014 года. Согласно оценке Канцелярии Прокурора, право международных вооруженных конфликтов можно применить и после 18 марта 2014 года в той мере, в которой в Крыму и Севастополе будет фактически сохраняться состояние оккупации. Невзирая на предварительный характер этой оценки, в ней определяется правовая основа для текущего анализа информации о преступлениях, вероятно совершенных в контексте ситуации в Крыму в период с 20 февраля 2014 года».
«94. В своем Отчете о действиях согласно предварительному расследованию за 2016 год Канцелярия Прокурора отмечала, что до 30 апреля 2014 года интенсивность боевых действий между украинскими правительственными войсками и антиправительственными вооруженными элементами на востоке Украины достигла уровня, который влечет за собой применение права вооруженных конфликтов, и что вооруженные группы, которые действуют на востоке Украины, включая «ЛНР» и «ДНР», достаточно организованы, чтобы рассматриваться как стороны не международного вооруженного конфликта. Канцелярия Прокурора также привела дополнительные данные, которые указывают на факт существования прямого военного противостояния между вооруженными силами Российской Федерации и Украины, с чего вытекает, что позднее всего с 14 июля 2014 года, параллельно с немеждународным конфликтом, на востоке Украины имел место международный вооруженный конфликт».
— Предание огласке отчета в Гааге — это, безусловно, важный шаг на международном уровне, хоть «Сила права» эти факты довела более чем 200 раз в украинских судах, — говорит «Дню» экс-народный депутат Украины и глава ОО «Сила права» Андрей СЕНЧЕНКО. — Для нас упомянутый отчет поможет немного легче проходить судебные инстанции, потому что, к сожалению, у украинских судей есть рецидивы, когда последние не уверены в том, что в Украине продолжается российская агрессия. Убежден, что полную ясность в этом вопросе внесет отмена АТО. Надеюсь, что до конца года данный закон будет принят. Но конструкция соответствующего законопроекта, которую я видел последний раз, является достаточно приемлемой для голосования за нее. В ней, например, уже нет упоминания о Минских соглашениях. К сожалению, путаница была внесена со стороны Президента. По моему мнению, или существовали какие-то не публичные договоренности Порошенко с Путиным, или существовала его психологическая зависимость в результате наличия бизнеса в РФ. Таким образом, Порошенко три года поддерживал позицию называть войну АТО. Такой подход завел страну в правовой и дипломатический тупик. Соответственно, в ответ на призывы «дайте нам летальное оружие», нам отвечали «зачем вам такое оружие, ведь у вас всего только антитеррористическая операция?» Кроме того, такая позиция с АТО ставила и граждан в двусмысленную позицию и порождала разрушительную практику подачи исков для возмещения с государства Украина сумм убытков на основе закона о борьбе с терроризмом, где такая возможность прописана в статье 19. Но не бывает террористических актов продолжительностью четыре года. Следовательно, необходимо срочно принимать соответствующий закон, чтобы избавиться от использования термина АТО. Тем не менее, упомянутый отчет является пока еще промежуточным документом, хотя и очень важным. Его необходимо использовать в дипломатических усилиях Украины и как один из документов, который подкрепляет в судах наш тезис о российской вооруженной агрессии, вследствие которой были нанесены ущербы гражданам Украины, украинскому бизнесу и в конечном итоге государству Украина.
Напомним, ОО «Сила права» с самого начала российской агрессии занимается юридическим доказательством факта такой агрессии РФ против Украины, оккупации украинских территорий и соответствующей защитой прав украинских граждан.