Геннадий МОСКАЛЬ: «Крымчанам нужно научиться не работать во вред себе...»
В Крыму уже привыкли, что Постоянный представитель Президента — лицо тихое, незаметное и непретендующее на какую бы то ни было публичную роль. Но после назначения на эту должность Геннадия Москаля, которого здесь помнят по результативной борьбе с криминалом в середине 90-х годов, все изменилось. Г. Москаль все чаще становится «возмутителем спокойствия». Благодаря его активности Представительство Президента стало государственным органом, активно участвующим в управлении общественно-политическими процессами в Крыму.
Последнее свидетельство того, что Геннадий Москаль держит руку «на пульсе» жизни Автономии — его незамедлительная реакция на публикацию во вчерашнем номере «Дня» статьи «Массандра» в опасности!». Так вчера утром советник представителя Президента в Крыму по делам прессы Людмила Мохова сообщила, что Геннадий Москаль «обеспокоен ситуацией, которая сложилась вокруг Национального производственно-аграрного объединения «Массандра». Насколько известно, действительно и.о. министра аграрной политики Украины г-н Барановский обратился с письмом к министру экономики Украины, где высказал свои предложения по включению ряда предприятий в реестр объектов, подлежащих приватизации. В том числе, такое предложение касалось и НПО «Массандра». Объединение «Массандра» основано в 1897 году и является одним из наиболее стабильно работающих предприятий не только в Крыму, но и в Украине. Главный завод изготовляет марочные десертные и крепкие вина, многие из которых на международных выставках и конкурсах отмечены золотыми медалями. В подземных галереях находится уникальный музей-винотека, в котором хранятся образцы виноделия, начиная с хереса де ля Фронтьера урожая 1775 г., портвейна красного «Ливадия» 1894 г., всего более миллиона бутылок коллекционных вин разных марок и столетий». Представительство Президента Украины в Автономии сообщает, что «объединение «Массандра» имеет четыре тысячи гектаров виноградников и каждый год производит более десяти миллионов бутылок элитного вина, 65% которого идет на экспорт. Только в прошлом году главный завод заплатил 12 миллионов гривень налога».
Людмила Мохова сообщила «Дню», что в связи с этим Постоянный представитель обратился к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины с просьбой не включать НВО «Массандра» в список предприятий, подлежащих приватизации, и сохранить уникальное производство.
О других проблемах Крыма, его настоящем и будущем в интервью «Дню» рассказывает сам Геннадий Москаль.
«КТО, КРОМЕ МЕНЯ, МОЖЕТ ЗНАТЬ, КАК Я ИНФОРМИРУЮ ПРЕЗИДЕНТА?»
— Геннадий Геннадиевич, вы — первый Представитель Президента, который применил такую форму работы, как встречи с самыми разными представителями крымского общества. Каков результат?
— Я хочу со всеми побеседовать, всех изучить и всем сам представиться. Посетить все без исключения города, все районы, встретиться с активом, с депутатами, с рядовыми людьми. Представитель Президента должен знать все, что происходит здесь. Я привык разговаривать с людьми, которые тебя хотят слышать, но у нас в Крыму часто бывает так, что никто никого не слышит. У многих «митингантов» — откровенные проблемы с психическим здоровьем, и я говорил представителям партий, что не нужно использовать этих людей в своих целях, это низко... И телевидение ведет себя не профессионально: показывают эти митинги так, что создается впечатление, вроде там весь Крым съехался, в то время как там — не больше сотни людей.
— Уже состоялась первая попытка вашей отставки. Новые будут, как вы думаете?
— Конечно, будут. Завтра скажут: вот персики не уродили — Москаль виноват, Щелкино еще раз замерзнет — скажут: Москаль виноват. Что-то еще будет... При обострении общественно-политической ситуации они будут перекладывать ответственность на меня. Поэтому я уже принял меры. Я подал иск в суд, и пусть они в суде — не голословно с трибуны, а в суде — докажут, что я неправильно информирую Президента... Рыбачук уже ответил им, он сказал, что эта истерия — свидетельство моей активной работы. Все новое воспринимается в штыки, но я делаю то, что должен.
— Часто утверждают, что якобы «Киев не знает, что делать с Крымом». У Президента есть генплан для Крыма?
— Нет, Киев очень хорошо знает, что делать в Крыму. В Конституции написано, что в Крыму действует Постоянное представительство Президента. Оно должно жестко следить за соблюдением Конституции и законов. И вот когда представительство начало гласно обо всем рассказывать — все взбесились: что ж это такое происходит?! Да ничего не происходит, все в рамках закона. Поэтому в крымском парламенте стали говорить, что я неправильно информирую Президента. Но я же сижу тут, в парламенте, позовите меня к трибуне и спросите — как ты информируешь Президента? Слова не дают, но обвиняют. Ну кто, кроме меня, может знать, как именно я информирую Президента?..
— Эти отношения можно охарактеризовать как противостояние между парламентом и Представительством Президента, подобное противостоянию ранее Грача и Куницына?
— Нет, это не есть противостояние. Грач и Куницын были зависимы друг от друга как руководители Крыма. Я не завишу здесь ни от кого, и я не подотчетный им и не подконтрольный. Я подконтрольный только Президенту Украины. Да, перестройка работы представительства вызывает сопротивление... Кстати, для крымчан будет подозрительно, если спикер, глава правительства и представитель Президента будут ходить в обнимку. Тогда кто-то может сказать: смотрите, мафия идет! Я не хочу этого. Я хочу четко выполнять обязанности представителя Президента, что очень тяжело, но это норма Конституции. Тактика и стратегия Президента претворяется в жизнь даже в «бело-синем» Крыму...
— И тем не менее, вас все время пытаются «поставить на место»...
— Приходили протестанты митинговать перед зданием представительства против меня, но я им ответил словами Владимира Высоцкого: «Бабы по найму рыдают сквозь слезы»...
— Как вы оцениваете политическую ситуацию в Крыму после выборов?
— В Украине и в Крыму, по моему убеждению, выборы прошли честно и демократично. Все суды не дали результата, который бы поменял существенно расклад сил. С волеизъявлением народа надо считаться и уважать его. Здесь парламентское большинство собралось и взяло на себя ответственность за ситуацию в Крыму. Большинство сформировало правительство такое, какое они сами хотели. Президент им ничего не стал навязывать, пошел на все уступки. Теперь надо только отвечать за результаты работы. И мне непонятно, почему они перекладывают ответственность за политическую ситуацию на меня и требуют «проанализировать мою работу». Сегодня они отвечают за результаты работы, за курорт, за цены... Дают позитив — я буду радоваться, и Президент будет рад, но если не будет позитива — извините, вы брали на себя ответственность за все? Кто же сказал, что не надо будет отвечать? За выполнение законов и решений Киева, за состояние дел надо будет отвечать, и это время наступит очень скоро...
— Видите ли, демократичность Президента в Крыму трактуется как его слабость...
— Когда на выборах Президента Виктор Ющенко был объектом всех политических технологий, вплоть до отравления, то после этого он сделал все возможное, чтобы выборы парламента прошли свободно. И если это сегодня считают слабостью власти, то это не так. Они привыкли сами так работать и считают, что власть состоит в том, чтобы заставить народ голосовать так, как надо власти. Вот это, с ихней точки зрения, «сильная власть». Но люди не могут понять — почему это их не нагибают? Это не слабость, а демократичность. И после этих выборов провести другие уже невозможно, нужно просто совершенствовать и сам процесс, и закон о выборах, устранять недостатки...
«А МЫ, УКРАИНСКИЕ УКРАИНЦЫ, КОГО СЕГОДНЯ ЗАЩИЩАЕМ?»
— На первые дни вашей работы выпало феодосийское противостояние. Говорят об угрозе срыва курортного сезона. Это действительно может быть?
— Это может плохо закончиться, в первую очередь для самих крымчан. «Титан» работает, и содовый работает, «Черноморнефтегаз» работает — и от политики не зависят. Но основное население ждало лета: кто хотел сдавать квартиры, кто вырастил овощи и фрукты, хотел их продать — это сотни тысяч людей, задействованных в курортном бизнесе, и все это ударило по ним...
— То есть крымчане сами себе «подсунули свинью»?
— У меня есть одно очень важное наблюдение. Когда был конфликт с Румынией по поводу строительства канала через устье Быстрое — вы слышали, чтобы украинская община Румынии поддерживала Украину? Слышали, чтобы украинская община в Польше поддерживала украинские интересы? Вы слышали, чтобы украинцы в России заявили о своем отношении к проблеме Крыма, которую Россия постоянно поднимает? Я еще назову вам много примеров, но украинские общины во всех странах всегда стояли на стороне государства проживания. Был в Хорватии на кладбище в Вуковаре: там очень много похоронено украинцев. И когда я спросил, почему так много погибло украинцев, они ответили: а как они могли не защищать то государство, которое их воспитало и вырастило? А мы, украинские украинцы, кого сегодня защищаем? Интересы какого государства? Почему мы сами гробим свою же страну? Вот парадокс...
— Политическая борьба...
— Политическая борьба в Украине никогда не прекращалась с 1991 года. Но она никогда не должна вестись в ущерб своему народу и государству! Есть этические формы ведения политической борьбы, а есть политическая нетерпимость. Поэтому, возвращаясь к политреформе, я спрашиваю: так не рано ли мы перешли к партийной системе, когда доминанты не готовы слушать меньшинство своих же сограждан. У нас в Крыму никто никого слушать не желает. Человек приходит на митинг с готовыми речевками, и если кто-то говорит другое, то его надо избить и выбросить. Это говорит о пещерности нашего политического менталитета...
— Кстати, у нас почему-то все чаще проблемы решаются с помощью казаков с нагайками...
— Я собирал представителей всех казачьих организаций, и не пришли именно те, кто в Феодосии митинговал. Но я нашел господина Черкашина у российского консула, и он также обещал встретиться со мной отдельно. Я им сказал, что возрождать казачество надо, но, во- первых, украинское козачество, во- вторых, это должна быть не политизированная общественная организация. А хотите заниматься политикой — распустите казачество, создайте партии и занимайтесь согласно закону. А так в Крыму появились иностранные полувоенизированные организации — тут терские и кубанские казаки из России, приное. Проблемы и конфликты остаются и по земле, и по приватизации санаториев. В Украине говорят так: можно работать, чтобы был конечный результат, а «можна робити, щоб тільки заморитись». От «заморились», но где результат?
Я почему тут ко двору не пришелся? Дело в том, что я понял: тут уже были приготовлены участки земли для «дерибана», и все остальное для этого, но начинать сейчас они боятся, боятся моей огласки. Вроде бы и парламент, и правительство свои, но боятся, что я буду кричать не своим голосом. Вот в этом суть конфликта...
А если по сути проблемы, то меня беспокоит одно — впервые за все время у нас в Крыму объявились «смотрящие». Вот на днях в Верховной Раде Крыма состоялось совещание, где господин Антон Пригодский, народный депутат Украины, который к Крыму отношения не имеет, после поездки в Феодосию всех крымских депутатов — и коммунистов, и прогрессивных социалистов, и других — «строил» и всем «вливания» делал, указания раздавал: Партия регионов недовольна низкой активностью протестных акций в Феодосии, недовольна низким результатом голосования по Москалю и так далее. Но, извините, каждая партия есть индивидуум, и если одна Партия регионов только главная и всем командует — тогда следует все партии распустить и оставить одну, самую главную, «ум, честь и совесть нашей новой эпохи». Возникает закономерный вопрос: у кого сегодня власть в Крыму? У «смотрящих», приезжающих сюда строить всех, или у крымского народа? Де-юре у народа, но де-факто — у «смотрящих». Это не годится, это неправильно, это не по закону, наконец...
К сожалению, это все — результаты политической реформы. Я думаю, что она не была рассчитана на наш менталитет. Мы привыкли, что если человек стал царьком, то уже пожизненно. И никто не готов добровольно отдать власть. Бывший областной начальник никогда не смирится с тем, что он уже не начальник. Поэтому я думаю, что на пропорциональную систему выборов мы перешли рано. Это подтверждается: вы видели и бессмысленную отставку правительства, и потом еще одну отставку уже отставленных министров, безответственность депутатов в отношении Конституционного Суда. Такая реформа — это опасная мина. Нужно было переходить на пропорциональную систему, но не так быстро и масштабно. Хорошо, что не додумались выборы в сельсоветы перевести на пропорциональную основу...
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ПРО КРЫМ НЕ ГОВОРИЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ»
— У вас достаточно полномочий согласно с существующим законом о Представительстве Президента в Крыму? Какие изменения вы предлагаете внести в новый проект закона о представительстве?
— Достаточно... Да, разработаны изменения в существующий закон и переданы в Секретариат Президента. Эти изменения только конкретизируют полномочия центральных органов власти в Крыму. И не затрагивают интересы ни парламента, ни правительства Крыма. Я не могу каким-то образом изменить их права и обязанности, они выписаны в Конституциях, в законах — и пусть выполняют свою роль. А я буду выполнять свою...
— В первом положении о представительстве был пункт о том, что на представителя Президента возлагалась обязанность координации работы правоохранительных органов, а сейчас в законе этого нет. Вы хотели бы вернуть это положение в круг своих обязанностей?
— Не только хотел бы, но мы предлагаем это сделать. Правоохранительные органы — это органы центрального подчинения, и все их крымские руководители должны иметь ранг заместителей своих министров. Крым — единственная автономия, и вся власть тут принадлежит Крыму. Роль же центра — контролировать, чтобы никто этой властью не злоупотреблял, а направлял ее на благо крымских жителей. Нормальная европейская модель — никто ни в какой стране не оставляет состояние дел в регионах без контроля центра.
— Ваши полномочия распространяются и на Севастополь?
— Пока нет. Но мы предлагаем внести также и это изменение в закон о представительстве. Дело в том, что Севастопольский горсовет имеет такие же полномочия, как Ялтинский и другие в Крыму, но его деятельность не урегулирована законом. С другой стороны, Крым и Севастополь — это единая хозяйственная система, и в ней нужна координация. Нужен закон о Севастополе, но не такой, как разработали севастопольские представители.
— Периодически в Крыму идут дискуссии о характере автономии, о том, что надо что-то менять, проводить реорганизацию...
— Кто говорит, тот пусть делает это в рамках конституционной реформы. Для этого надо 300 голосов в парламенте, и если кто-то в Крыму может это организовать — пожалуйста. Но это очень сложно. Вот видите, что первая конституционная реформа дала. Блин комом получился.
— В частности, говорят, что надо менять тип автономии и вводить автономию крымскотатарскую национальную вместо существующей русской национальной...
— Автономия в Украине есть по территориальному признаку. В Конституции написано — не может быть привилегий и ограничений по признаками национальности — все равны. В Крыму территориальная автономия выписана в Конституции, а вопрос о национальной не стоит и стоять не будет.
— Каким бы вы хотели видеть Крым ?
— Я хотел бы, чтобы Крым по политической популярности скатился (или лучше сказать — поднялся) до уровня Черновицкой области, о которой практически не говорят по телевизору, и где идет спокойная работа. Это не значит, что я хочу ликвидировать автономию, наоборот, я — за сохранение автономии, но дело в том, что сами крымчане действуют себе во вред. Еще один нонсенс. Здесь правильно говорили, что многое здесь инспирировано из-за рубежа, но одно дело, если бы это и делалось руками иностранцев, а другое — когда ситуация дестабилизируется самими крымчанами во вред себе, пусть и с подачи иностранцев. Нам нужно научиться не работать во вред себе... днестровские казаки с нагайками что-то делают. Пусть наводят у себя порядок, там также много работы. Опять нонсенс получается: вот если сегодня в России украинские казаки пришли бы в Кремль и начали высказывать поддержку, скажем, Ходорковскому, кем бы это понято было как в России, так и в Украине? Ведь в Россию никто не едет наводить порядок. Не надо в чужой монастырь идти со своим уставом...
— Кстати, перманентные межрелигиозные противостояния в Крыму — тоже существенный фактор дестабилизации...
— Да, я вот собирал недавно руководителей религиозных организаций. Все начали жаловаться: очень много проблем. Первая — власти не дают землю, говорят, что ты не той конфессии. Второе — власти не возвращают бывшие культовые здания. Почему это делается — разве так сложно решить эту простую проблему? Ведь чем больше люди будут заняты религией, тем спокойнее будет общество. Видите, у меня тут на столе Библия, Тора, Коран. Я их перечитал, и там нет никакого призыва к конфликтам и насилию. Перед Господом все одинаковы. И я такую политику буду проводить — чтобы все жили в мире и согласии...
— Говорят, вы помогли уже разрешить межконфессиональный конфликт в Феодосии?
— Да, конфликт с установкой памятника Андрею Первозванному, который был доведен до того, что в городе провели съезд казаков со всего СНГ и создали там казачьи отряды. Мы его решили очень просто. Ведь мусульмане не были против памятника. Они только просили: «Не ставьте крест там, где когда-то было наше кладбище». И мы просто нашли другое место, на которое согласились и мусульмане, и православные. И теперь Андрей Первозванный стал не разъединять людей, как раньше по вине властей, а объединил общину города Феодосия. Разве нельзя все вопросы так решать? Есть святыни у каждого народа. Уважай чужие — и будут уважать твои. Митинговый путь — это путь в никуда, стол переговоров — более длинный путь, но только он может решить все проблемы...
«БОЯТЬСЯ МЕНЯ ДОЛЖЕН 0,1% НАСЕЛЕНИЯ КРЫМА»
— Перед вашим назначением в Крым вернулись и заказные политические убийства, как это было в период выборов, и поджоги, и конкуренция преступными методами. А сейчас многие притихли на всякий случай...
— Это их проблемы. Ведь 99,99% крымчан ни в чем не виноваты, и им нечего бояться, а тот 0,1%... Мы же на него не будем ориентироваться. Мы будет помогать спокойно жить честным людям. Когда с этими разберемся, тогда в Крыму будет тихо, как говорят в Украине, «неначе святий хату перелетів». Да, это зацепит некоторых политиков, но справедливость должна восторжествовать рано или поздно. Она должна была восторжествовать уже давно, и почему этого не случилось — до сих пор для меня вопрос... Но ключ к наведению любого порядка состоит в том, чтобы поднять все нераскрытые дела и установить справедливость.
— Геннадий Геннадиевич, в одном интервью вы говорили, что могли бы вернуться в Луганск с группой силовиков, и от Луганского облсовета остались бы «рожки да ножки». Сейчас вы говорите, что группа следователей МВД приедет и в Крым. Вы хотите луганский сценарий реализовать в Крыму?
— Нет. Дело в том, что в Крыму остались нерасследованными 225 уголовных дел по заказным убийствам с применением оружия, а также с 1991 года не завершено 350 дел по нанесению тяжких телесных увечий, по следам ихним остались погибшие, взорваны машины, сожжено имущество. Сколько я смог в 90- х годах, столько и «поднял», работая здесь начальником милиции. И еще после меня работали. По каждому делу, за каждым пострадавшим человеком, за его потерянным имуществом стоят семья, дети, родственники. Они требуют справедливости. Только поднятием таких дел мы наведем справедливость. Ведь 225 нераскрытых дел — это значит, что 225 заказчиков, 225 организаторов, 225 киллеров пока на свободе...
— То есть, эта работа не направлена против Верховной Рады Крыма?
— Нет, не направлена. Но это зацепит и Верховную Раду, потому что она сама дала повод для этого — теперь туда вошли люди, которые были задействованы тогда в этих делах. Поэтому не направлено, но зацепит...
— Сейчас многие говорят о том, что в Крыму может начаться новый передел собственности, а значит — новая серия криминальных преступлений как экономических, так и просто уголовных. Что вы думаете по этому поводу?
— Знаете, я был поражен теми информационными потоками, которые сообщали о работе разных комиссий в Крыму, о громких проверках, о громких планах быстрой ликвидации разных проблем. Но результатов я не увидел. Вот — глав
СПРАВКА «Дня»
МОСКАЛЬ Геннадий Геннадиевич, родился 11 декабря 1950 года в с. Задибривка Черновицкой области. В 1970 году закончил Черновицкий техникум железнодорожного транспорта. С 1970-го по 1972 год служил в армии. В 1975 году закончил Львовскую среднюю, а потом Киевскую высшую школу милиции и Академию МВД СССР. С октября 1973 года работал в органах внутренних дел, от инспектора дошел до заместителя министра внутренних дел Украины. Генерал-лейтенант милиции. Работал в Черновицкой, Закарпатской, Днепропетровской областях и в Крыму. С сентября 2002 года — председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и миграции. С февраля 2005 года — председатель Луганской областной государственной администрации. С мая 2006 — Постоянный представитель Президента Украины в Крыму. Заслуженный юрист Украины, заслуженный юрист Автономной Республики Крым, награжден орденом «За заслуги» III степени, несколькими медалями. Кандидат юридических наук.
Выпуск газеты №:
№99, (2006)Section
Подробности