Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Геополитическая бомба на юге

29 ноября, 20:06

Закон о статусе города Севастополя, принятый парламентом, ветированный Президентом, и снова принятый в начале этого месяца Верховной Радой с учетом некоторых поправок главы государства, прошел процесс редактирования и изъятия наиболее одиозных положений, хотя и далеко не всех.

В первых вариантах закона явно просматривалось желание местной элиты превратить Севастополь в своеобразный город —государство по образцу античного полиса Херсонеса, ныне находящегося в городской черте. Очевидно, с этой целью за Севастополем резервировалось право создавать условия для деятельности в городе представительств иностранных государств, консульств и международных организаций. Авторы закона явно претендовали на собственную внешнюю политику эдакого «вольного города Данцига», явно не умещающегося в рамках Конституции Украины. Было и весьма экзотическое положение о прямых связях севастопольской городской власти с правительством Российской Федерации. А также право местных властей отслеживать и контролировать деятельность оборонных структур Украины.

Верховная Рада поддержала три поправки Президента к этому закону полностью, четыре частично, а три — отклонила. Сторонники предоставления Севастополю права избирать городского голову мотивируют это тем, что таким правом обладают все города Украины. Но все дело в том, что по Конституции Севастополь не просто город, а регион, один из 27-ми регионов Украины, то есть фактически область, которая, кроме собственно Севастополя, включает ряд других населенных пунктов. Если другие города Украины окружены территориями областей, в состав которых они входят, и даже Киев со всех сторон окружают районы области, то Севастополь является территориально самодостаточным, его границы совпадают с государственной границей Украины. Тут фактически область претендует на типовое городское самоуправление. Если бы Севастополь был частью Автономной республики Крым, то ситуация несколько упростилась бы. Но самое главное — Севастополь имеет то, чего не имеет ни один другой город Украины. На его территории расположена иностранная военная база. Причем, она не отделена от остальной части города. Тут вообще нельзя сказать, где база начинается и где она заканчивается.

В городе постоянно проживают около 30 тысяч граждан Российской Федерации, что однако не мешает им принимать активное участие во всех украинских выборах, начиная от местных и заканчивая парламентскими и президентскими. А один гражданин России (по крайней мере, это стало известно) даже ухитрился стать депутатом городского совета и возглавить там земельную комиссию. Еще около 30 тысяч местных жителей имеют по два паспорта — украинский и российский. Иногда они получают пенсии сразу от двух государств, что не совсем законно, но явно приятно. Черноморский флот Российской Федерации, штаб которого, равно как и структуры спецслужб, расположен в Севастополе, не ограничивается выполнением чисто военных функций. Почти все местные антиукраинские газеты, регулярно призывающие к нарушению суверенитета и территориальной целостности Украины, «прессующие» Президента и остальное руководство Украины, печатаются в типографии Черноморского флота РФ, о чем можно прочитать на последней странице каждой из этих газет. Офицеры ЧФ РФ — частые гости в севастопольских школах, подчиняющихся Министерству образования Украины, где они ведут военно-патриотическое воспитание, учат любви к отечеству, не забывая напомнить, что отечеством украинских школьников является никак не Украина. ЧФ РФ имеет мощную пропагандистскую базу в Севастополе, собственное телевидение, что непрестанно духовно «окормляет» севастопольцев. Впрочем, от него не слишком заметно отличается Севастопольское городское государственное (!) телевидение (привет товарищу И. Чижу!). На севастопольском ТВ, которое призвано быть источником объективной информации, подаваемой с государственнических позиций, нередки весьма сомнительные проявления. Увы, после победы помаранчевой революции тут ничего не изменилось к лучшему.

В таких условиях существование в городе Севастополе президентского правления в лице главы государственной администрации, назначаемого и снимаемого Президентом Украины, было и остается оптимальной формой управления в этом стратегически важном и геополитически уязвимом регионе. Если же перейти на модель избираемого населением руководителя города, подотчетного лишь своим избирателям, которые, в свою очередь, очень часто лишены непредвзятой информации и грубо манипулируемы из-за рубежа, то Украина может получить клубок опасных и болезненных проблем на юге страны. Ведь не случайно при Леониде Кучме такой закон о Севастополе не принимался. Леонид Данилович старался по возможности не искать на свою голову приключений… Севастополь уже пережил политическую лихорадку начала 90-х годов, когда избранные в атмосфере общественной истерии руководители города поддерживали решения ГД РФ о российском статусе города, принимали постановления о выводе из Севастополя Военно-Морских сил Украины и других военных формирований нашего государства, выступали с антигосударственными сепаратистскими призывами, возбуждая и озлобляя горожан. Мы хотим пережить все это снова?

Причем, переживать придется в ухудшенном варианте, когда любой конфликт между местной и центральной властью будет очень легко превращаться в межгосударственный, интернационализироваться. Украина рискует получить еще одного Мешкова, теперь уже в Севастополе.

Кажется, официальный Киев уже забыл о Мешкове и мешковщине. А зря. В начале 90-х годов этот президент Крыма поставил Украину на грань геополитической катастрофы. Юрий Мешков требовал для Крыма собственной внешней политики и осуществлял ее де-факто, пытался сформировать вооруженную национальную гвардию Крыма, переподчинить себе местные структуры СБУ и МВС, игнорировал указы и распоряжения Киева, демонстративно ориентировал Крым на отход от Украины.

В то время совладать с мешковщиной удалось лишь благодаря профессионализму и политическому опыту тогдашнего премьер-министра Украины Евгения Марчука. Причем все было сделано филигранно: политическая карьера Мешкова прекратилась вместе с институтом крымского президентства, Москва не проронила ни слова, а на самом полуострове защищать Мешкова вышла только кучка фанатов.

А ныне в Крыму Мешкова забыли, как будто его и не было …

Но надо иметь в виду, что при всех его «художествах», бывший чемпион пограничных войск КГБ СССР по стрельбе из автомата Калашникова Юрий Мешков не мог абстрагироваться от того факта, что за его спиной в Крыму стоит украинский армейский корпус, а за спиной севастопольского «Мешкова» будет российский Черноморский флот. Президент Украины имеет возможность еще раз наложить вето на этот закон, передать его Конституционному Суду (несовместимого с Конституцией там хватает).

Сейчас для Президента В.Ющенко как гаранта суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности Украины наступает момент истины…

P.S. Вчера, когда верстался номер, стало известно о том, что Президент Украины Виктор Ющенко возвратил для повторного рассмотрения в парламент закон о городе-герое Севастополе как не отвечающий Конституции и законам Украины и создающий существенные препятствия для обеспечения выполнения международных обязательств.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать