Героизм – индивидуальный выбор
Олесь Доний: «У нас в перечне героев есть люди, которые боролись за независимость, и люди, которые способствовали российской агрессии»23 мая 1938 года советскими агентами был убит первый председатель ОУН Евгений Коновалец. Эту дату неофициально в основном в Западной Украине определяют как День Героев. Но, несмотря на то, что дата неофициальная, в торжествах по ее случаю приняли участие официальные лица. Например, глава Львовской областной госадминистрации Олег Синютка и городской голова Львова Андрей Садовый. На фоне развитой некоторыми журналистами и политиками риторики относительно борьбы с «языком ненависти» подобные праздники призваны компенсаторно подчеркнуть важность национальной памяти и почитание памяти наших героев. С другой стороны, стоит также задуматься над тем, требовали ли бы мы героизации тех или иных личностей, если бы общество было в нормальных условиях развития, а не в постоянных стрессах, где для «прорыва» нужен уже просто не добросовестный и ежедневный труд, а исключительные жертвы.
И причина этого заключается не только в том, что у нас есть перманентный внешний враг, но и в нашей внутренней неспособности к организации обороны. Именно поэтому в этот день стоит вспомнить о непризнанных героях. Действительно, у нас до сих пор множество добровольцев не только не признаны героями, но и не имеют статуса участников АТО, хотя и находятся на фронте больше года. Это касается даже рядовых бойцов ВСУ. При этом часто те же нацгвардейцы получат такой статус через месяц пребывания в зоне АТО (и не обязательно в зоне непосредственных боевых действий). Что уже говорить о нацгвардейцах, если давно регулярными стали многодневные вояжи на «передовую» чиновников для факта пребывания в АТО, а в свое время, например, экс-председатель Верховной Рады Владимир Литвин получил участника боевых действий за турне в Косово.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Итак, празднуя очередные даты, стоит помнить, что по формальным отличиям в нашем случае находятся глубокие противоречия. И настоящие герои — это, как правило, не всегда услышанные одиночки. От даты до даты вспоминают о Георгии Гонгадзе, который погиб от «орлов» Кравченко и которому должно было на днях исполниться 47 лет (21 мая). В этом виноваты как власть, так и сами журналисты, которые не знали, забыли или продали своего коллегу. Он стал символом безвинной жертвы кучмовской системы вместе с Алексеем Подольским, который выжил после аналогичного похищения и избиения. Газета «День» недавно вспомнила о покойном журналисте Игоре Александрове, который одним из первых бросил вызов преступной системе на Донбассе. Кстати, которому власть до сих пор не осмелится присвоить звание Героя Украины посмертно. Почти никто не вспоминает о живом судье Юрия Василенко, который первым на территории бывшего Советского Союза возбудил уголовное дело против действующего президента Кучмы и который всегда придерживался принципиальности на должности судьи, что в действительности должно было быть нормой. Выходит, что мы живем во время, когда норма стала исключением и даже иногда героизмом?
«ДОБРОВОЛЬЦЫ ТЕПЕРЬ ГОСУДАРСТВУ НЕ НУЖНЫ»
Алина «Фортуна» КОСОВСКАЯ, боец тактической группы «Беларусь», экс-боец «Правого сектора»:
— Наше государство отклоняет все попытки иностранных добровольцев получить украинское гражданство, хотя эти люди воевали и воюют за Украину, и назад им дороги нет, ведь те же белорусы или россияне на своей Родине попадут за решетку как наемники. В Украине же они не могут легализироваться даже как политические беженцы.
Я общалась с лидерами белорусской оппозиции, которые с нашими политиками говорили на эту тему. Им в Верховной Раде сказали прямым текстом, что Европа не поддерживает эту идею. Но считаю, что это некая «отмазка», ведь Европа, например, не считает наемниками американцев или европейцев, а почему-то именно белорусов и россиян, которые воюют на стороне Украины, считает таковыми.
Добровольцы при этом тоже не могут получить участников АТО. Мы, оказывается, защищаем свою землю нелегально. В «Правом секторе» даже была инициативная группа, которая занималась этим вопросом для того, чтобы хотя бы раненным бойцам или погибшим предоставить статус участника АТО. За все это время удалось добиться такого статуса только для двух погибших бойцов «Правого сектора». Более того, даже суд признавал, что они имеют право на такой статус, но государство все равно этого не делала. Вспомним, что именно добровольцы сделали много в первый период войны, когда армия фактически была не готова к обороне. Они первыми подставлялись под огонь врага. Тогда государство этим пользовалось — нас бросали во все самые «горячие точки». Теперь, когда армия уже более-менее сформировалась, мы государству не нужны. Меня, например, как девушку невозможно оформить на нормальную должность в украинское войско, ведь там нужны женщины в качестве поварих, медиков и связистов, но не в качестве бойцов.
«В ДАТАХ МЫ ДОЛЖНЫ ИСКАТЬ КОНСОЛИДАЦИЮ И ПОНИМАНИЕ»
Владислав ГРИНЕВИЧ, историк:
— Нужны консолидирующие даты с полным осознанием исторических реалий. Поэтому я не уверен, что мы должны весь тот календарь, который существовал и в диаспоре, и в УПА, искусственно копировать. Если взять День Небесной Сотни, то здесь никаких вопросов нет — они Герои. И в этот день можно отдать дань памяти всем, кто погиб за Украину, независимо от политических предпочтений или исторической конъюнктуры. В обществе должна быть развернута конструктивная дискуссия вокруг этого вопроса. Такие вещи, как празднование дат с подобными названиями и претензиями на героизм, не могут решаться кулуарно. А что касается нагромождения праздников, то, возможно, стоит сделать определенный «стоп» и немного подождать. Только замечу, что это не значит, что не нужно чтить героев. Это значит, что мы должны в датах искать консолидацию и понимание, а не механически накапливать праздники. Поэтому главный принцип в этом плане — осторожность и осмысленность. Иногда вместо того, чтобы объяснять людям значения тех или иных исторических событий, мы просто разводим их по разным углам.
«ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АРМИЯ, ТО ПРОБЛЕМ С ЧЕСТВОВАНИЕМ И НАГРАЖДЕНИЕМ БОЙЦОВ НЕ БЫЛО БЫ»
Валентин БАДРАК, военный эксперт:
— То, что в Украине многие воины до сих пор не признаны не только героями, но и участниками боевых действий, является поводом в очередной раз обратить внимание на старую проблему. Для того чтобы нам достичь унифицированного отношения ко всем военным, нам нужно перестроить сам подход к созданию национальной армии. Если бы была у нас профессиональная армия, то проблем с чествованием и награждением бойцов не было бы. У нас даже в агитационной рекламе говорят о профессиональной армии, но это подмена понятий, ведь ее у нас нет. Когда это кому-то нужно, то даже высшие должностные лица говорят о необходимости создания профессиональной армии. Но профессиональная армия начинается с отношения к каждому солдату. Один из моментов, почему нашей власти не выгодно четко создавать профессиональную армию, — не только потому, что она более дорогостоящая. Cейчас есть большая проблема — армия по численности достигла 280 тысяч военных личного состава. И фактически 90% средств, которые выделяются на армию, просто проедаются из-за ее численности. То есть эти средства используются не на модернизацию армии, а на ее содержание. То, что не могут уменьшить количество военных путем унификации, — это так же проблема. Рассчитывают, что советский подход касательно призыва и подготовки широкого резерва решит вопрос обороны страны. Но мотивационный пакет количество армии не заменит. Мотивационный пакет — это как раз учет интересов каждого солдата. Если бы мы содержали за значительные средства профессионалов, то абсолютно невозможно было бы пренебрегать их интересами и не проводить вовремя учет по отличиям — от признания военного участником АТО до представления его к соответствующим наградам и присвоению званий. Существует важный аспект — монетизация наград. Я считаю это одним из принципиальных средств мотивации. То есть боец должен получать не только формальную награду, но и денежное вознаграждение.
Сейчас у нас выборочное отношение к военным. Одним дают участника АТО очень быстро, а другим затягивают на год, а то и больше. У нас есть люди, которые лишились конечностей, которые стали инвалидами, но и в отношении их до сих пор не решен вопрос об участии в АТО и предоставлении специальной социальной помощи. Такие перекосы являются атавизмом советской системы, которые еще остались в нашей армии.
«ДЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КРУГОВ ВАЖНА НЕ НАГРАДА, А ПРИЗНАНИЕ»
Олесь ДОНИЙ, народный депутат VI и VII созывов:
— После обретения независимости Украины, наши граждане голосовали так, что ни один из президентов не боролся за ее государственность и не боролся с коммунистическим режимом. А так как присвоение звания героя зависит от высшего должностного лица, то с этим связано то, что тренд назначения Героев был не просто компромиссным, а в значительной мере напоминал продолжение принципов советской системы. Конечно, под давлением обстоятельств к этому званию было представлено и несколько знаковых личностей, например, Левко Лукьяненко, Степан Хмара и др. Вместе с тем, во время подготовки псевдореферендума в Крыму, я в сессионном зале напоминал, что те, кто выступал за разрушение территориальной целостности, формально были героями Украины. К сожалению, механизма отмены звания на то время у Верховной Рады не было. Таким образом, у нас в перечне Героев есть люди, которые боролись за независимость и государственность, и люди, которые способствовали российской агрессии. Конечно, такой факт приводит к девальвации звания Героя Украины. Для патриотических кругов важна не столько государственная награда, сколько неформальное признание. Например, независимо от того, забрали ли у Бандеры его звание Героя, он остается для патриотической среды человеком героического поступка. И это не вычеркнешь. Вопрос в том, как их чествовать. Как по мне, то так как механизма чистки этого звания нет, то со временем могут появиться либо другие награды, либо будет более тщательный отбор. Напомним, что Петр Порошенко настаивал и добился еще в 2009 г., чтобы его отец получил звание Героя Украины. В то же время, например, дядя Анжелики Рудницкой в «Айдаре», чтобы вырваться из окружения со своим побратимом сам подорвал себя гранатой. И он до сих пор не отмечен наградой.
Выпуск газеты №:
№88, (2016)Section
Подробности