Главный слоган — легальность
Если новый закон о политической рекламе не превратится в еще один инструмент влияния на СМИ
Чтобы предупредить это, в новом законе прописано несколько положений, в частности: требование обязательной идентификации политической рекламы, т.е. ее размещение под рубрикой «На правах политической рекламы», запрет на размещение агитационных материалов в информационных программах новостей, разграничение партийных и внепартийных СМИ. Масс-медиа, намеревающиеся принять участие в избирательной кампании, обязаны аккредитоваться в избирательных комиссиях соответствующего уровня и в недельный срок после официального объявления о начале кампании предать огласке условия размещения агитационных материалов, объем отведенного времени или печатной площади и расценки.
В статье 13 закона оговариваются принципы ведения рекламно-агитационной кампании действующими Президентом, народными депутатами, руководителями органов государственного управления. В период избирательной кампании информация об их государственной, депутатской или служебной деятельности должна подаваться только в форме официальных сообщений соответствующих пресс-служб.
Предусмотрены также и определенные гарантии защиты СМИ. В частности, запрещено осуществлять плановые, внеплановые и любые иные проверки средств массовой информации в предвыборный период.
Контроль за соблюдением закона будет осуществляться ЦИК, другими избирательными комиссиями и Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, которые наделяются достаточно широкими полномочиями, вплоть до прекращения деятельности руководителей или журналистов и лишения аккредитации тех СМИ, что нарушили нормы данного закона.
По мнению многих аналитиков, от того будет ли принят (и будет ли применяться) новый закон уже в ближайшее время, во многом будет зависеть, какой станет уже следующая избирательная кампания — исключительно войной «черных» пиаровских технологий или конкуренцией идей и конструктивных социальных проектов.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий ШКАРЛАТ, заведующий отделом разработки информационных стратегий информуправления Верховной Рады Украины:
— Этот проект закона дает не только определение всех субъектов избирательного процесса, но и устанавливает их ответственность как за недобросовестную, так и за фальшивую политическую рекламу. Одним из позитивных моментов этого закона является положение о том, что политическая реклама и агитация в государственных и коммунальных СМИ запрещается до начала избирательной кампании. Тем самым, фактически, финансируемые из госбюджета СМИ исключаются из политических разборок. Еще один интересный механизм, введенный этим законом, — все СМИ, которые хотят заниматься политической рекламой, должны аккредитоваться в избирательных комиссиях — от центральной до местных. Таким образом, устанавливается определенный контроль за подобной деятельностью и предусматривается ответственность за допущенные нарушения. Конечно, иногда и таких методов будет недостаточно. Из опыта знаю, что руководители некоторых изданий считают за лучшее получить определенную сумму сразу, а там — еще неизвестно как дело повернется в суде. Очень сложно, на мой взгляд, будет запустить действенный механизм выявления так называемой «скрытой» рекламы. В этом вопросе и автору законопроекта, и парламенту в целом еще есть над чем работать. Возможно, имеет смысл на государственном уровне поручить отслеживать законность тех или иных рекламных кампаний (в т.ч. и в период между выборами) структурам того же Нацсовета. Это, понятно, дополнительные расходы, но на них стоит идти, ибо вред, который наносит общественной морали неоправданно агрессивная неправдивая реклама обходится намного дороже.