Перейти к основному содержанию

Главный слоган — легальность

Если новый закон о политической рекламе не превратится в еще один инструмент влияния на СМИ
12 июня, 00:00

Чтобы предупредить это, в новом законе прописано несколько положений, в частности: требование обязательной идентификации политической рекламы, т.е. ее размещение под рубрикой «На правах политической рекламы», запрет на размещение агитационных материалов в информационных программах новостей, разграничение партийных и внепартийных СМИ. Масс-медиа, намеревающиеся принять участие в избирательной кампании, обязаны аккредитоваться в избирательных комиссиях соответствующего уровня и в недельный срок после официального объявления о начале кампании предать огласке условия размещения агитационных материалов, объем отведенного времени или печатной площади и расценки.

В статье 13 закона оговариваются принципы ведения рекламно-агитационной кампании действующими Президентом, народными депутатами, руководителями органов государственного управления. В период избирательной кампании информация об их государственной, депутатской или служебной деятельности должна подаваться только в форме официальных сообщений соответствующих пресс-служб.

Предусмотрены также и определенные гарантии защиты СМИ. В частности, запрещено осуществлять плановые, внеплановые и любые иные проверки средств массовой информации в предвыборный период.

Контроль за соблюдением закона будет осуществляться ЦИК, другими избирательными комиссиями и Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, которые наделяются достаточно широкими полномочиями, вплоть до прекращения деятельности руководителей или журналистов и лишения аккредитации тех СМИ, что нарушили нормы данного закона.

По мнению многих аналитиков, от того будет ли принят (и будет ли применяться) новый закон уже в ближайшее время, во многом будет зависеть, какой станет уже следующая избирательная кампания — исключительно войной «черных» пиаровских технологий или конкуренцией идей и конструктивных социальных проектов.

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ШКАРЛАТ, заведующий отделом разработки информационных стратегий информуправления Верховной Рады Украины:

— Этот проект закона дает не только определение всех субъектов избирательного процесса, но и устанавливает их ответственность как за недобросовестную, так и за фальшивую политическую рекламу. Одним из позитивных моментов этого закона является положение о том, что политическая реклама и агитация в государственных и коммунальных СМИ запрещается до начала избирательной кампании. Тем самым, фактически, финансируемые из госбюджета СМИ исключаются из политических разборок. Еще один интересный механизм, введенный этим законом, — все СМИ, которые хотят заниматься политической рекламой, должны аккредитоваться в избирательных комиссиях — от центральной до местных. Таким образом, устанавливается определенный контроль за подобной деятельностью и предусматривается ответственность за допущенные нарушения. Конечно, иногда и таких методов будет недостаточно. Из опыта знаю, что руководители некоторых изданий считают за лучшее получить определенную сумму сразу, а там — еще неизвестно как дело повернется в суде. Очень сложно, на мой взгляд, будет запустить действенный механизм выявления так называемой «скрытой» рекламы. В этом вопросе и автору законопроекта, и парламенту в целом еще есть над чем работать. Возможно, имеет смысл на государственном уровне поручить отслеживать законность тех или иных рекламных кампаний (в т.ч. и в период между выборами) структурам того же Нацсовета. Это, понятно, дополнительные расходы, но на них стоит идти, ибо вред, который наносит общественной морали неоправданно агрессивная неправдивая реклама обходится намного дороже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать