Перейти к основному содержанию

Год недовольства

2013 год — рекордный по количеству протестов против милицейского произвола и бездействия. К каким изменениям это приведет?
24 октября, 10:04
РАЗГОН ВРАДИЕВСКОГО ШЕСТВИЯ, 18 ИЮЛЯ 2013 г. / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО

Об этом свидетельствуют данные мониторинга протестов, проведенного Центром исследования общества за январь—сентябрь 2013 года в рамках Проекта мониторинга протестов, репрессий и уступок (Ukrainian Protest and Coercion Data). «Уже за первые девять месяцев этого года были зафиксированы 333 протестных события,  непосредственно касавшиеся вопроса произвола или бездеятельности правоохранительных органов. Эти протесты составили 12% от всех протестных событий за этот период. Подобное количество акций недовольства украинской правоохранительной системой не наблюдалось в предыдущие годы. Нынешнее их количество по состоянию на сентябрь уже на 25% больше, чем за весь 2012 год, и в несколько раз больше, чем в 2010 и 2011 годах», — идет речь в сообщении Центра.

Основная волна недовольства в этом году пришлась на июльские события во Врадиевке Николаевской области, где двух милиционеров обвиняют в избиении и изнасиловании местной жительницы. Предыдущие волны подобных протестов были вдвое меньшими. Поводом для них были смерть студента Игоря Индыло в киевском милицейском участке в июне 2010-го, задержание активистов праворадикальных организаций в связи с уничтожением памятника Сталину в Запорожье в январе 2011 года и изнасилование и попытка убийства жительницы Николаева Оксаны Макар в марте 2012-го.

В сентябре этого года во многих городах Украины журналисты и общественные активисты также выразили протест против бездеятельности стражей порядка в расследовании дела и поиске заказчиков убийства Георгия Гонгадзе. Акции недовольства прошли и в связи с ситуацией с украинскими рыбаками, на которых совершили нападение российские пограничники в Азовском море.

Выступая против бездеятельности или произвола стражей порядка, отмечено в пресс-релизе Центра исследования общества, украинцы уже реже прибегают к конфронтационной или насильственной тактике. Так, с начала 2013 года лишь 4% этих протестов имели насильственный характер — по сравнению с 7% протестов в целом. И только в 15% случаев протестующие прибегали к ненасильственной, а конфронтационной тактике — по сравнению с 19% в целом.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир ИЩЕНКО, социолог, руководитель мониторинга протестов, репрессий и уступок Центра исследования общества (Ukrainian Protest and Coercion Data), старший преподаватель кафедры социологии НаУКМА, соредактор журнала социальной критики «Спільне»:

— Если анализировать результаты мониторинга, то больше протестов было против милицейского беспредела, меньше — против бездеятельности правоохранительных органов.  Чтобы прогнозировать, будет ли в  дальнейшем рост этих протестов, стоит учесть два фактора. Во-первых, реформируют ли в действительности правоохранительную систему. Если — нет, то такие события, как во Врадиевке, будут происходить и в других местах. Кроме того, Врадиевка тоже далеко не уникальна, просто по некоторым причинам она спровоцировала большой резонанс. Похожие случаи произвола, — возможно, не такие изнасилования, а различные нарушения закона со стороны милиционеров, — происходят в большом количестве по всей Украине. Второй фактор — это политическая конъюнктура. Ситуация во Врадиевке была подхвачена оппозицией и дальше развилась в кампанию, в марш на Киев — и в конечном итоге привела к большому количеству акций солидарности с врадиевскими протестующими на местах.

В целом эта статистика свидетельствует, что проблемы с правоохранительной системой остаются нерешенными, по крайней мере, кардинально. Все попытки кого-то наказать, уволить или отправить в отставку — это лишь персональные сдвиги, не меняющие того, что правоохранительная система превращается у нас в полууголовный, полукоррупционный  аппарат. Конечно, это не свидетельствует о том, что большинство представителей правоохранительных органов являются преступниками или коррупционерами, но это свидетельствует о том, что нет никаких конституционных рычагов для того, чтобы настоящих преступников-коррупционеров вовремя вычищать и не позволять им совершать такие действия. То есть речь идет об общественном контроле над МВД и другими правоохранительными органами, которого у нас пока что нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать