«Господь благословляет долгожданной справедливостью»
В канун объединительного Собора в Андреевской церкви проходила первая Архиерейская Литургия, которую возглавили экзархи Вселенского Патриархата
До объединительного собора украинских православных церквей остался один день. Уже в эту субботу, 15 декабря, планируется событие, которое будет иметь влияние не только на украинское православие, но и на весь православный мир. По крайней мере на это были направлены активные усилия за последние полгода светской и духовной властей в Украине, украинских мирян и, конечно, Вселенского Патриархата, не говоря о борьбе в течение десятилетий и даже веков.
На Объединительном соборе в Софийском соборе планируется избрать Предстоятеля новой поместной Украинской Церкви. Кстати, по поводу дискуссий о возможной передаче Софии Киевской объединенной Украинской православной церкви министр культуры Украины Евгений Нищук заявил, что «это как второй Иерусалим». «София не планируется для постоянного богослужения. Теплая София (Малая София. — Ред.), там идут богослужения. Мы не говорим сегодня о Софии как объекте постоянно действующей церкви», — заверил министр (interfax.kiev.ua).
Итак, после избрания Предстоятеля новой поместной Украинской церкви он должен получить Томос об автокефалии от Вселенского Патриарха Варфоломея. «Митрополит Галльский Эммануил в проповеди подтвердил, что процесс предоставления автокефалии, несмотря на все препятствия, будет доведен до конца», — написала в четверг у себя на странице в «Фейсбуке» религиозный публицист Татьяна Деркач.
СЛЕВА НАПРАВО: ИЛЛАРИОН, ЕПИСКОП ЭДМОНТОНСКИЙ УПЦ КАНАДЫ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА; ДАНИИЛ, АРХИЕПИСКОП ПАМФИЛЬСКИЙ, ГЛАВА ЗАПАДНОЙ ЕПАРХИИ УПЦ В АМЕРИКЕ; МИТРОПОЛИТ ЭММАНУИЛ, ЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, МИТРОПОЛИТ ГАЛЛЬСКИЙ ВО ВРЕМЯ АРХИЕРЕЙСКОЙ ЛИТУРГИИ В АНДРЕЕВСКОЙ ЦЕРКВИ / ФОТО АНДРЕЯ КЛИМЕНКО
Речь идет об участии Митрополита Галльского Эммануила в Архиерейской Литургии (состоялась 13 декабря) в Патриаршей Ставропигии — Андреевской церкви, которую не так давно передали в пользование Константинополю. Это первое богослужение, которое возглавили экзархи Вселенского Патриархата. «Владыка Илларион (епископ Эдмонтонский УПЦ Канады Вселенского патриархата. — Ред.) благословляет. Служба на украинском, церковнословянском и греческом. Впервые причастилась во Вселенском патриархате. Невероятно», — делится впечатлениями Татьяна Деркач.
В действительности это не просто символическое богослужение Церкви-матери в Киеве, это духовное единение, возвращение Украины к своим истокам — Киевской Руси, которая приняла христианство от Константинополя. «Украинцы имеют право наконец национализировать свою давнюю отчужденную историю. История Киевского государства для сегодняшней Украины — это «паспорт» в Цивилизации», — говорится в Слове к читателям главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной к книге «Сила м’якого знака», которая была издана еще в 2011 году.
Перед иерархами церквей, которые будут принимать участие в Объединительном соборе, сверхзадача — сделать исторический шаг. Учитывая определенные внутренние противоречия, а также внешнюю подрывную работу Москвы, на них колоссальная ответственность. По поводу первого момента стоит отметить, что в четверг Украинская православная церковь Киевского патриархата провела заседание Архиерейского собора. На момент подготовки номера новостей еще не было. Однако накануне Архиепископ УПЦ КП Евстратий (Зоря) сообщал: «В Киевском Патриархате конструктивно настроены перед Собором согласовать с его Главой, представителем Вселенского Патриарха митрополитом Эммануилом, и со всеми другими сторонами все необходимые вопросы, чтоб Собор состоялся успешно».
Как известно, ранее Синод Украинской православной церкви Московского патриархата запретил своему епископату и мирянам принимать участие в Объединительном соборе. Несмотря на это, анализируя предыдущие заявления представителей светской власти и духовенства, ожидается, что несколько архиереев от УПЦ МП все-таки примут участие в заседании Собора. Недавно Служба безопасности Украины выдала информационный буклет, посвященный использованию Россией религиозных структур Московского патриархата в гибридной войне против Украины.
Также вчера в СБУ сообщили о подготовке пророссийскими силами провокаций накануне и во время проведения Собора в Киеве, в частности идет речь об организации 13-14 декабря в Киево-Печерской лавре акций против получения украинской церковью Томоса об автокефалии. Кроме этого, по словам заместителя главы СБУ Виктора Кононенко, в оккупированном Донецке представители спецслужб Российской Федерации обсудили с руководством так называемой «ДНР» проведение в отдельных городах Украины в день Собора крестных ходов с последующими столкновениями со стражами порядка для создания «кровавой картинки».
Но и это не все. Кремль действует на разных фронтах. 47 народных депутатов Украины просят Конституционный суд признать незаконным постановление Верховной Рады, которое поддержало обращение Президента Петра Порошенко о предоставлении автокефалии УПЦ. Соответствующее представление нардепов зарегистрировано на сайте суда. Уполномоченными избрали двух представителей «Оппозиционного блока» Вадима Новинского и Александра Долженкова.
Реакция и противодействие российским спецслужбам — долг СБУ, однако противодействие «пятой колонне» России в самой Украине, в частности определенным народным депутатам, — это тоже долг нашей правоохранительной системы. Поэтому ответственность не только на иерархах, которые должны договориться и избрать Предстоятеля, но и на власти — обеспечить порядок, не позволив Москве дестабилизировать ситуацию.
ГОЛОС ИЗ FACEBOOK
Митрополит Димитрий РУДЮК
Всех Андреев поздравляю с тезоименитством! Должны хоть в чем-то быть подобными своему небесному патрону! А теперь о том, что нас связывает с апостолом Андреем Первозванным?
1. Все помнят и знают летописный рассказ о том, что Апостол Андрей Первозванный проповедовал христианство среди наших далеких предков и пришел на Киевские холмы, благословил их и установил здесь крест. Потому что выпал ему жребий проповедовать среди скифов, так называли все племена — кочевые и автохтонные, населявшие территорию нашего современного государства в середине I в. после Рождества Христова. Летописная традиция Киевской Руси-Украины свято хранила этот пересказ и донесла его вплоть до казацких времен. В монастырских летописях, например, таких как Густинская летопись начала XVII в., впервые подается некий историографический очерк о пяти крещениях народа русского, первым среди которых было андреево апостольское крещение.
2. Переводы об этом событии свято хранились в памяти народной, особенно среди княжеской знати второй половины ХІ в. Самый любимый сын князя Ярослава Мудрого, третий из триумвирата Ярославичей Всеволод Ярославич (1030—1093), в святом крещении Андрей, объединив династические отношения с византийским императорским двором, в частности с дочерью императора Константина ІХ Мономаха (1000—1055) — Анной-Марией, якобы получил письма от правителя Византии Алексея І Комнина (1048—1118). В этом письме утверждалось, что Церковь Константинопольская и Церковь Киевская являются апостольскими, поскольку основаны Андреем Первозванным. Кроме того, великий князь на том месте, где стоял Андреев крест учреждает в 1086 году для своей дочки Янки (Анна) (1046—1110) женский монастырь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста, в котором существовала женская школа и разные ткацкие промыслы. Известно, что и сама первая настоятельница этого монастыря Янка активно участвовала в церковной жизни Киева и Руси, ездила в Царьград и даже оттуда привезла на Русь митрополита Иоанна ІІ. Янкин женский монастырь существовал до монгольского погрома, и на этом месте были построены друг за другом за период до начала XVII в. несколько деревянных крестовоздвиженских храмов.
3. Память о том, что основополжником Украинской Церкви является апостол Андрей Первозванный еще раз проявилась в 1621 г., когда гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным и Иерусалимским Патриархом Феофаном была восстановлена православная иерархия и митрополитом Киевским стал Иов Борецкий. Созванный в Киеве Собор «Советование о благочестии» в 1621 г. в своих решениях провозглашал Киевскую Церковь апостольской, то есть учрежденной апостолом Андреем Первозванным.
4. Следовательно, найденное место и установленная локализация Янкиного Крестовоздвиженского монастыря дали возможность в 1747—1767 гг. построить существующую доныне Андреевскую церковь по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в память о посещении Киева российской императрицей Елизаветой Петровной. Торжественно закладывал храм блаженный Рафаил Заборовский (1676—1747) митрополит Киевский, которому было возвращено императрицей ношение белого митрополичьего клобука.
Выпуск газеты №:
№228-229, (2018)Section
Подробности