Граница. Поправка «на Европу»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040810/4141-4-1.jpg)
С последним расширением на восток Европейский Союз вплотную приблизился к границам Украины. Как живет сегодня граница с Евросоюзом — в интервью с начальником Западного регионального управления Государственной пограничной службы Украины, генерал-майором Владимиром КАРАСЕМ.
ЕВРОПА ПОМОГАЕТ УКРАИНЕ ЗАЩИЩАТЬ ГРАНИЦУ С РОССИЕЙ
— Владимир Васильевич, как повлияло на работу вашего управления фактическое изменение статуса западной границы?
— Оперативная обстановка развивалась под влиянием интеграционных процессов. Сейчас практически на всей западной границе мы имеем визовый режим. (Последней в июне этого года его ввела Румыния.) Однако, как мы видим, ажиотажа на границе нет, с нашими соседями мы отработали все вопросы взаимодействия в охране государственных границ. Если брать пассажиро-транспортный поток, то мы вышли практически на тот уровень, который был до визового режима. Что касается иностранных граждан, пересекающих нашу границу, то их удельный вес однозначно увеличился. Мы пытаемся работать так, чтобы было как можно меньше нареканий на неудобства при пересечении государственной границы. Конечно, еще не все идеально, однако должен отметить, что количество заявлений и жалоб на бестактное поведение или противоправные действия пограничников резко уменьшилось. Жестко относимся к тем лицам, которые не хотят добросовестно выполнять свои обязанности. К тому же постоянно проводим ротацию кадров. В этом году мы сделали полную ротацию личного состава на пункте пропуска Краковец, где-то на 50% по Раве-Русской. Соответствующая работа проводится и на других пунктах пропуска, что значительно уменьшает возможность злоупотреблений служебным положением, попыток коррупционной деятельности.
— А в вашем ведомстве сокращения не ожидается?
— В пограничном ведомстве только что прошел этап реформирования — на базе пограничных войск создана Государственная пограничная служба Украины. Поэтому вопрос о сокращении был бы на данном этапе нелогичным. В соответствии с Законом Украины «О государственной пограничной службе Украины» предельная численность Госпогранслужбы с 1 января 2005 года установлена в количестве 50 тысяч человек, из них 42 тысячи — военнослужащие. Вместе с тем это допустимая предельная численность, а реальная, то есть фактическая численность, меньше, и она в течение последних пяти лет практически не меняется. Основной акцент в комплектовании мы делаем на достижение качественных показателей. На вакантные должности подбираем людей очень тщательно, особое внимание уделяется уровню профессиональной подготовки, компетентности, правовой подготовке, знанию языков и тому подобное.
Вообще, увеличение количества пограничников в конце 90-х годов связано с построением восточной границы Украины. Ожидается и увеличение количества пунктов пропуска на западной границе, общей с Евросоюзом.
В целом Евросоюз с большим вниманием относится к своим границам, вкладывает в их развитие большие средства… Могу привести такой пример: на маленький отрезок — 97 км границы со Словакией — Европейская уния выделила на два года 50 миллионов евро. Соответствующие программы развития границ есть и в других странах Евросоюза. Выделяются серьезные средства на оснащение техническими средствами. Везде есть тепловизионная техника, чего у нас пока что, к сожалению, нет.
Уния помогает нашим соседям, мы же работаем в основном сами. Однако Европа в большинстве случаев содействует укреплению наших восточных, северных, южных границ. Буквально несколько дней назад на средства Евросоюза было закуплено 90 единиц автомобильной техники, радиостанции, оргтехника для Сумского погранотряда. Такая же помощь ожидается для охраны границ с Россией Харьковскому, Луганскому и Донецкому пограничному отрядам. Что касается западных границ, то здесь практически все возлагается на наши возможности. Хотя, с другой стороны, если Европа помогает охране наших границ на востоке, высвобождаются государственные средства для поддержки западных границ. Основная же задача, которую ставит руководство Госпогранслужбы перед подразделениями западного регионального управления Государственной пограничной службы: мы должны быть не хуже, чем наши соседи.
МИНУСЫ ТРАНЗИТНОЙ ГЕОГРАФИИ
— Справляетесь?
— Если анализировать результаты работы, то подразделения Западного регионального управления задержали 3386 нарушителей законодательства о государственной границе. По сравнению с прошлым годом этот показатель увеличился на 22%. На нашу долю приходится 80% всех задержанных государственной пограничной службой незаконных мигрантов.
Наибольшее количество нелегалов — представители стран юго-восточной Азии (Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Ирак). Их 82%. Значительная часть (15%) — представители стран СНГ (Чечня, Армения, Грузия). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество задержанных граждан стран СНГ возросло в 5 раз.
Около 97% незаконных мигрантов задержано в составе сформированных групп. Особая «активность» — на украинско-словацком участке границы. Объясняется это привлекательностью законодательства Словацкой республики относительно предоставления статуса беженцев. Свою негативную роль играет и беспроблемное пребывание в пограничных районах нашего государства, ведь большинство мигрантов прибывают из стран Закавказья и Молдовы в Украину официально, а потом свободно передвигаются по нашей территории. Прошло только полгода, а мы уже задержали более 1000 человек, выходцев из кавказского региона, что в 5 раз больше, чем за целый 2003 год.
— Европейское сообщество своим нынешним новым членам предоставляло огромные средства на борьбу с нелегальной миграцией. ЕС не хотел видеть их на своей территории, значит кто-то должен их ловить, а потом какое-то время содержать, кормить, за какие-то деньги депортировать… До 1 мая это делали Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Румыния. Сейчас же получается, что всю эту «грязную» работу должна делать Украина?
— Со вступлением наших соседей в Евросоюз Европа требует принимать всех задержанных незаконных мигрантов, прошедших через нас, у себя и самим решать их судьбу. Действительно, у нас существуют определенные соглашения с 93-го года о приеме лиц, которые перешли общую государственную границу. Красной нитью в этих соглашениях проходит, что мы несем ответственность только за тех лиц, которые нарушили общую государственную границу с Украиной, а не в ее обход. Сегодня же нам пытаются передать всех задержанных и Польша, и, особенно, Словакия. Однако должны быть какие-то доказательства, мы не можем принимать всех. Это какая же будет нагрузка на страну! Поэтому каждый раз настаиваем на совместном расследовании, совместном опросе и часто доказываем — не «наши»!
До полугода, бывает, содержатся нелегальные мигранты у нас в стране, ведь, чтобы установить личность, нужно время. Документы, как правило, у них отбирают люди, которые занимаются нелегальной переправкой. Соответствующие «каналы» существуют от Пекина до Берлина. Часто пока узнаешь, каким языком должен владеть переводчик, чтобы пообщаться с ними, намучишься.
— По информации Государственного комитета по делам национальностей и миграции, Евросоюз на борьбу с нелегальной миграцией тратит 10 процентов из своего бюджета, а Украина — 90. Должно быть наоборот. Конечно, этот вопрос не в вашей компетенции, однако вы также «тратитесь», предоставляя на какое-то время людям пристанище, кормя их из своего пайка. В среднем только на депортацию одного мигранта тратится более 1000 долларов. И далеко не всегда они из кармана мигранта…
— Два года назад на территории Украины открыли первый приют для задержанных пограничниками лиц — он находится на балансе Закарпатской области. Этого, конечно, недостаточно, нужно создавать пункты содержания нелегальных мигрантов в других областях. Нужны средства на депортацию. В этом году государством впервые были предусмотрены на это деньги. Многое в этом плане обещала Европа, и есть надежда, что она свои обещания выполнит. Попадающие же в Украину мигранты используют ее только как транзитную территорию. Их цель — более развитые страны — Германия, Франция, Люксембург, Великобритания… Европейское сообщество должно это понять.
ОТ КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКИ ДО ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
— Поймет цивилизованная Европа, а вот живущая возле границы бабуля не понимает, какой она вред приносит государству, когда позволяет в своей конюшне спать нелегальным мигрантам. Ночь здесь стоит на одного человека 50 долларов. И этот резон (почти две пенсии!) для нее сильнее. Как пограничники работают в этом плане, ищут ли общий язык с местным населением?
— Конечно, ищем. И даже проводим мероприятия административно-юрисдикционного характера. За шесть месяцев текущего года за нарушение законодательства о государственной границе привлечено к административной ответственности 1786 лиц, наложено штрафов на общую сумму 121044 гривни.
Сделать местное население нашими помощниками непросто, но возможно. Люди должны понимать, что это их государство, оно заботится о них, и тогда они будут заботиться о государстве.
Сейчас проводим совместные действия с СБУ, МВД, Западной региональной таможней. Обмениваемся информацией, проводим совместные оперативно- разыскные мероприятия. Кстати, создаем и общественные формирования наших помощников — это тот позитивный опыт, к которому стоит вернуться.
— А как насчет граждан, которые законов не нарушают — почему они должны страдать? Всем известно о договоренностях между украинской и польской стороной о количестве машин, которые должны пропускаться в сутки. Таможенники и пограничники проводят совместный досмотр, чтобы сократить время пересечения границы. И все-таки на границе стоят очереди. Сегодня, как я приблизительно подсчитала, друг за другом выстроились около 100 автомобилей…
— Основная причина очередей на украинско-польской границе — это неритмичная работа со стороны соседей. По моему мнению, интенсивность работы пограничных ведомств на польской стороне должна быть выше. В частности, они не хотят признавать «зеленый коридор», то есть упрощенную систему пересечения границы, объясняя это тем, что «зеленым коридором» часто пользуются контрабандисты. По нашими данным — наоборот. Они практически не пользуются этим коридором. Едут обычным порядком. Кстати, мы ворон не ловим, за 6 месяцев текущего года подразделениями ЗРУ совместно с таможенными органами задержано товаров на сумму более 22,1 млн. грн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года контрабанды задержано в 2,4 раза больше. Однако хотелось бы, чтобы разная трактовка нами и поляками возможностей упрощенного пересечения границы была все-таки устранена.
Есть еще одна очень серьезная проблема — количество существующих пунктов пропуска недостаточно. И потому в ближайшие годы планируется построить еще три пункта пропуска: Будомиж—Грушев, Нижанковичи и Боберка. Чтобы начать строительство этих пунктов пропуска, необходимо решение Кабмина и обмен нотами МИД. Определенные договоренности с польской стороной уже существуют. Итак это — только дело времени.
— Скажите, а существуют ли еще на границе участки, отделяющие Украину от других государств колючей проволокой?
— Да, еще существуют, на отдаленных участках, в горах. Она кому-то мешает? Со временем все само собой отпадет, ведь новую проволоку уже не закупаем. Идем к современным методам. Например, проверяем подлинность документов граждан, подделки выявляем облучением светом волн разной длины, увеличением в 30 раз. Установлены специальные малогабаритные видеокамеры с мониторами для осмотра труднодоступных мест, технические средства для выявления человека в замкнутом пространстве. Комплексами автоматизации пограничного контроля оборудованы 17 международных пунктов, с помощью которых осуществляется оперативная проверка лиц и транспортных средств. За считанные минуты вся необходимая информация передается из администрации Госпогранслужбы в пункты пропуска. Можно оперативно выявить недействительные документы, лиц, которым запрещен въезд в Украину, преступников, находящихся в розыске. В этом году применена подсистема автоматического считывания номеров автомобильных транспортных средств в пунктах пропуска Рава-Русская и Краковец и подсистема видеонаблюдения. В перспективе — оборудование к 2006 году всех международных пунктов пропуска такими комплексами.
Наши границы всегда были прочными, а теперь они должны стать вообще невозможными для пересечения нарушителей. Этого требует Евросоюз, а больше всего — наш профессиональный и гражданский долг.
Выпуск газеты №:
№141, (2004)Section
Подробности