Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Грузинская стратегия мирной деоккупации

шанс для Украины вернуть Крым и Донбасс без войны или пустая трата времени и сил?
01 марта, 20:00
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Программа мирной реинтеграции Абхазии, начатая властью Грузии при поддержке ЕС и НАТО, продолжается уже седьмой год. Западные дипломаты, эксперты-конфликтологи, грузинские правительственные чиновники активно продвигают в Украине «тбилисско-сухумский» кейс как действенный и успешный. Поэтому не удивительно, что официальные документы украинского правительства относительно деоккупации «неподконтрольных территорий» базируются именно на идеологии и подходах, которые содержатся в грузинских разработках.

Но как в действительности идут дела с реализацией мирного плана в Тбилиси?

Прежде чем начинать разбираться с вопросом, как продвигается возобновление грузино-абхазской дружбы, должны вспомнить, как начиналась вражда.

Грузино-абхазская война началась 14 августа 1992 года, длилась 13 месяцев и 13 дней и завершилась в конце сентября 1993 года падением столицы Абхазии, города Сухуми, и потерей Грузией контроля над своей автономией.

В 2008 году, одновременно с горячей фазой конфликта в Южной Осетии, где против грузинских войск на стороне осетин открыто выступила российская армия, произошло локальное обострение и в одном из районов Абхазии, которая граничит с Грузией, — Кодорском ущелье. Но спор за этот высокогорный участок закончился тем, что грузинские военные и официальная грузинская власть оттуда ушли. Сухуми начал контролировать всю территорию бывшей Абхазской АРСР, включительно с раньше «ничейными» или подконтрольными Грузии высокогорными участками.

Тогда же, в 2008 году, после объявления независимости Косова и признания нового государства ведущими странами мира, Россия признала Абхазию (и Южную Осетию). Но Грузия официально назвала свои бывшие автономии оккупированными территориями. Но одновременно, после поражения в 2008 году и в Южной Осетии, и в Абхазии грузинская власть отказалась от идеи относительно возвращения этих регионов силовым путем. Началась фаза «деоккупации оккупированных территорий дипломатическим путем».

Государственная стратегия под названием «Привлечение путем сотрудничества» действует в Грузии с 27 января 2010 года. Документ декларирует «неуклонное решение Грузии» «достичь полной деоккупации Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии» и «реинтегрировать данные территории и население в единое конституционное пространство Грузии». Отмечается, что «грузинская власть стремится достичь намеченных целей только мирными и дипломатическими путями, что исключает возможность разрешения конфликта военным путем».

Для претворения стратегии в жизнь Грузия начала работать сразу по нескольким направлениям, в основном гуманитарным и социально-экономическим. Здесь нужно напомнить, что еще в 1996 году СНГ принял решение, которое запрещает осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и других связей с Абхазией по государственной линии. На сегодня все страны СНГ, за исключением России, Беларуси и Туркмении придерживаются режима санкций относительно Абхазии. Поэтому грузино-абхазские контакты в рамках реинтеграционного плана Тбилиси происходят на неправительственной основе — нынешняя власть в Абхазии продолжает оставаться для Грузии нелегитимной.

Наибольшим достижением грузинской программы реинтеграции стало внедрение медицинского проекта — лечение жителей Абхазии в Грузии. Невзирая на обвинения в измене, которые иногда получают от сограждан абхазцы, которые обращаются к врачам в грузинских городах, программа работает и пользуется популярностью. Но надолго ли? Дело в том, что буквально в эти дни Россия внедряет в Абхазии проект обязательного общего медицинского страхования. Наличие такого полиса даст возможность жителям Абхазии получить лечение в России — и обойтись без косых взглядов.

С образованием еще тяжелее — из-за языкового барьера учиться в Грузии имеют возможность очень мало жителей Абхазии. А Россия предоставляет абхазам льготные условия для поступления в ведущие вузы страны, при этом не нужно учить язык (русский, наряду с абхазским является вторым государственным в Абхазии).

Поощрение жителей бывших автономий к получению грузинских документов тоже продвигается не очень удачно. Идея, выдвинутая в 2011 году, относительно выдачи Грузией абхазцам и осетинам т. наз. «нейтральных паспортов» (без упоминания о грузинском гражданстве) не встретила понимания, и такие документы получили только несколько десятков людей. После одобрения Евросоюзом безвизового режима для граждан Грузии в начале февраля этого года, власти страны начали рекламу уже полноценных  грузинских паспортов. Но натолкнулись на отпор из Сухуми.

Глава МИД Грузии Мисаил Джанелидзе недавно отметил: «Безвизовым режимом с ЕС смогут воспользоваться и те граждане Грузии, которые проживают на неподконтрольных власти страны территориях». Но МИД (де-факто МИД) Абхазии в ответ отметил: «Нет сомнений, что эта новая попытка Тбилиси втянуть граждан нашей страны в Грузию, как и все предыдущие, заранее обречена на провал».

Причина такого негативного отношения Сухуми является абсолютно прозрачной — 80% жителей Абхазии уже с начала 2000-х годов имеют российские паспорта и являются гражданами РФ. Это дает им возможность посещать как Россию, так и все безвизовые — для российских граждан — страны. Относительно ЕС. Слишком мало у рядовых жителей Абхазии средств для того, чтобы проблема получения виз в Европу была в приоритете.

Еще одно приоритетное направление грузинского плана мирной реинтеграции — обеспечение свободного передвижения населения и товаров через линии разграничения.

Еще год назад казалось, что на реализацию запланированного есть шанс. Ежедневно реку Ингури, которая разделяет Галльский (Абхазия) и Зугдидский (Грузия) районы, пересекали свыше 1500 человек. В пограничном районе Грузии специально для жителей Абхазии был открыт торговый центр, начато строительство медицинского центра. Но власть Абхазии, решила закрыть пункты пропуска через границу. 4 марта будут ликвидированы еще два КПП, и останется их всего два. Всего из шести КПП, что работали раньше, в итоге должен работать только один. Следовательно, о свободном передвижении в условиях такого мизерного количества пунктов пересечения линии разграничения не может быть и речи.

В действительности, намного успешнее происходит не реинтеграция Абхазии в Грузию, а интеграция Абхазии в Россию. Этот процесс активизировался после аннексии Крыма. И хотя абхазская власть отказалась от запуска «крымского сценария» с референдумом относительно присоединения к РФ, фактическое приближение к статусу «российского региона» все же состоялось.

В ноябре 2014 года РФ и Абхазия подписали договор «О союзническом и стратегическом партнерстве», рассчитанный на 10 лет. Согласно Договору, основными направлениями развития союзнического стратегического партнерства являются, в частности:

•  проведение скоординированной внешней политики;

•  создание общего пространства обороны и безопасности;

•  формирование общего социального  и экономического пространства.

22 февраля 2017 года министр иностранных дел Грузии, выступая на дебатах Совбеза ООН, заявил, что «Российская Федерация продолжает политику фактической аннексии регионов Грузии Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии путем подписания де-факто властью незаконных соглашений об интеграции».

Почему реинтеграционный грузинский план не приносит ожидаемого эффекта, в частности, не воспрепятствовал интеграционным процессам между Абхазией и Россией, и, в то же время, не приблизил Абхазию к Грузии? Все очень просто: грузинская программа возвращения оккупированных территорий является односторонней. Ее одобрили ЕС и НАТО, однако не поддержали Абхазия и Россия. А мирная реинтеграция может стать реальностью только после того, как обе стороны конфликта согласятся на проведение реинтеграционных мероприятий вместе и будут полностью придерживаться договоренностей. Полноценная мирная реинтеграция в одностороннем, «партизанском» порядке — невозможна. В отличие от военного метода реинтеграции, для мирного пути нужно одобрение и  поддержка, а не сопротивление, второй стороны.

Имеет ли шанс на успех грузинская стратегия для Украины? Да, если украинская власть, во-первых, согласовала программы социально-экономической и гуманитарной реинтеграции неподконтрольных территорий не только с Вашингтоном и Брюсселем, но и с Москвой, и, во-вторых, если реинтеграционные планы украинского правительства поддерживает большинство, в первую очередь, политически активные граждане Украины.

«НИ ОДИН ПЛАН МИРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НЕ БЫЛ УСПЕШНЫМ»

Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, конфликтолог, профессор Киевского национального университета им. Т.Шевченко:

— Я изучал все конфликты по окончании холодной войны, начиная с конфликта в Таджикистане, на Кавказе, Балканах, Афганистане... За период 25-летнего исследования я могу сказать, что ни один конфликт не был урегулирован мирным путем. Можно вспомнить Кипр, где также были боевые действия, война и оккупация турецкими войсками северного Кипра. До сих пор этот конфликт не урегулирован. Северный Кипр отделен и живет как непризнанная территория, несмотря на то, что Кипр является членом ЕС и имеет достаточно развитую экономику. Там тоже остаются зоны безопасности со всеми вытекающими последствиями. Так, турки-киприоты могут приезжать на свободную территорию Кипра на работу. Но какие это работы? Подметать улицы, вычищать туалеты и убирать пляжи. Вот такая их судьба вклада в развитие Кипра. Все остальное — это территория, оккупированная турецкими войсками.

Если посмотреть на Абхазию, то там такая же ситуация. В отличие от нас Грузия закрепила статус Абхазии как оккупированной территории со всеми вытекающими последствиями. И она придерживается этого режима за исключением предоставления гуманитарной помощи, что предусматривается международным гуманитарным правом. То есть Грузия выполнила все условия относительно Абхазии как оккупированной территории, которая находится под полным протекторатом России. Россия фактически руководит этой землей,  несмотря на то, что признала ее как независимое государство. Состояние этой территории жалкое. Подавляющее большинство абхазов выехали оттуда, там осталось в основном неработоспособное население, которое ведет нищенский образ жизни.

Что касается Северной Осетии, там тоже был грузинский план реинтеграции, который внедрил Саакашвили. Вот там этот план был наиболее успешным, но потому что там живет много грузинов. И то Россия своей агрессией не дала реализовать эти мирные конструктивные намерения. План Саакашвили заключался в том, чтобы создать на освобожденных территориях условия для проживания населения из оккупированной территории, предоставить им работу, чтобы этот край стал процветающим. Таким образом, оккупированные осетинские села будут видеть, что в Грузии лучше, соответственно, осетины сделают вывод, что лучше жить вместе с Грузией. И действительно, Грузия выделила большие средства на это. Там строилась социальная сфера, дороги, жилые коттеджи, обустраивались детские сады и так далее. Но Россия, как я уже сказал, разрушила этот план своим наступлением.

Следовательно, ни один план мирного урегулирования ни на Балканах, ни на Кавказе, ни в Центральной Азии не был успешным. И если посмотреть на возвращение китайских территорий Тайваня в КНД, то там также ничего из этого не вышло. Такие территории, к сожалению, могут быть возвращены лишь военным путем, что продемонстрировала Хорватия относительно Сербской Краины, и что продемонстрировала РФ относительно Чечни.

То, что сейчас предлагает власть в отношении оккупированных территорий Донбасса, — это сценарий Приднестровья. То есть эти земли будет все равно контролировать Россия, но будут сохранены бизнес-отношения Украины и оккупированных территорий.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать