Перейти к основному содержанию

Идея референдума — палка о двух концах

13 января, 00:00

Можно по разному относиться к левым и их истинным целям, но трудно оспорить их тезис о том, что референдум — это попытка «отвлечь внимание народа от насущных проблем и переключить народный гнев на Верховную Раду, которая, пользуясь депутатской неприкосновенностью, обобрала и обездолила народ».

Стопроцентную уверенность в том, что вся акция по отмене депутатской неприкосновенности связана конкретно с Павлом Лазаренко, имеет сам Павел Иванович — он так и сказал корр. «Дня»: «Уничтожить Лазаренко — вот главная задача». У остальных несколько более широкий взгляд на проблему. При этом очень характерным моментом является способ действия администрации Президента. Разосланная на места «бумага» об организации «референдума по народной инициативе» с указаниями и подробным перечнем последовательности мероприятий (проведение собраний инициативных групп, подача документов в Центризбирком, начало сбора подписей и т.д. — все это с участием и под контролем местных властей) — столь же незаконный акт, сколь и конкретный в своей реальности.

Не случайно фракция НДП, от всей души поддерживающая идею об отмене неприкосновенности, выступила против использования исполнительной вертикали в организации «так называемой народной инициативы». НДП чувствует, видимо, в чем смысл происков так нелюбимого ныне «окружения» Президента. Фракция полагает, что с неприкосновенностью ВР способна справиться самостоятельно, без дорогостоящего референдума, «если, конечно, инициаторы референдума не ставят целью использовать этот вопрос в качестве живца, на который может клюнуть большая рыбка в виде продления или увеличения чьих-то полномочий», — считают достаточно информированные НДПисты.

С ними согласен и Александр Мороз, вплоть до использования одних и тех же образов: «Идея референдума сводится, конечно, не к лишению депутатской неприкосновенности. Это червячок, на который должна клюнуть рыбка. Сам крючок — это продление полномочий Президента. Вот и вся идея». Теперь вопрос: если на референдум идет одна сторона, почему не может откликнуться тем же другая? Петр Симоненко уже предложил «дополнительные вопросы» — об отношении к реформам, о ликвидации института президента, о статусе русского языка. Если дойдет до дела, то не исключено, что вопросы из АП не проголосуются Верховной Радой для включения в опрос, а иные — проголосуются. Например, Григорий Омельченко убежден, что вполне можно инициировать опрос на тему о досрочном прекращении полномочий Президента. Для этого есть серьезные основания, о которых ранее уже рассказывал Юрий Кармазин: по Конституции президент избирается на пять лет, вступает в должность с момента принятия присяги. То есть 19 июля 1999 года заканчиваются полномочия Леонида Кучмы как Президента.

Следует отметить, что в правовом смысле идея референдума достаточно сомнительна. Председатель Центризбиркома Михаил Рябец: «Для проведения референдума, кто бы его ни инициировал, необходимо внести изменения по меньшей мере к 4 статьям действующего закона. Потому что если этих изменений не будет, то проведение референдума с нарушением процедуры тянет за собой признание неправомочным любого решения». Можно вспомнить, что в 1996 году перед принятием Конституции Украины администрация Президента как раз и готовила «всеукраинский опрос населения». То есть хотя очередное мероприятие не может иметь никаких правовых последствий, но его результаты — это серьезный способ морального и политического давления. С учетом всего вышесказанного это та самая палка о двух концах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать