...Идут ва-банк
«Русский фактор» в украинских выборах. Как ему противостоять?![](/sites/default/files/main/articles/11032019/1karik14.jpg)
Россия различными инструментами, в частности через отдельные персоны и группировки, всегда пыталась влиять на украинскую политику и выборы. Еще в 1994-м она открыто поддержала и продвигала на президентских выборах в Украине Леонида Кучму. Подобная практика имела место и в следующих избирательных кампаниях с большим или меньшим успехом. Или через навязывание Украине так называемой многовекторности во времена того же Кучмы или внеблоковости во время президентства Януковича. Как результат, Украина не пошла по пути стран Балтии и Польши, которые вступили в НАТО, оставшись беззащитной перед дальнейшей отрытой агрессией России. С 2014-го вмешательство Кремля в украинские дела стало откровенным: выдернув Януковича в нужный момент из Киева во время Евромайдан, Москва начала спецоперацию по аннексии Крыма, а затем и оккупации Донбасса. А в последние годы через Минские договоренности она пытается втолкнуть часть оккупированного Донбасса назад в Украину для того, чтобы заблокировать прозападный курс и вообще дальнейшее нормальное развитие нашей страны. Через пять лет влияние РФ никуда не исчезло, агрессор действует различными способами: политический, дипломатический, информационный, военный, по линии спецслужб и т. д.
ПОЛИТИКО-ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ
На нынешних президентских выборах Кремль также имеет «своих» кандидатов (за пять лет нынешняя власть так и не смогла привлечь кого-то к ответственности из этого сегмента), единственное что, оккупировав Крым и часть Донбасса, РФ сократила их электоральное поле. Выдвинуть единого пророссийского кандидата не получилось (скорее, Виктор Медведчук не справился), сначала за мир с Россией боролись трое основных кандидатов (Юрий Бойко от Оппозиционной платформы «За жизнь», Александр Вилкул от Оппозиционного блока и Евгений Мураев от партии «Наши»), но потом Мураев снялся в интересах Вилкула. То есть, кроме сокращения пророссийского электората из-за оккупации, он все равно будет раздроблен.
Целью Москвы является также парламентские выборы в октябре этого года, где она планирует завести в Верховную Раду как можно больше подконтрольных народных депутатов через которых можно будет влиять на политику в Украине. Цель — иметь свое большинство в украинском парламенте, а если не получится, что более вероятно, то не дать украинским политикам договориться, спровоцировав определенный хаос.
Собственно, главный посыл в этом направлении в присущем стиле Кремля озвучил премьер-министр России Дмитрий Медведев. «В Украине идет жесткая, грязная избирательная кампания по выборам президента. Наблюдая за ней, мы в России пока не понимаем, с кем на Украине можно разговаривать. Недавние события вынуждают подозревать самое худшее. Кампания по выборам президента страны проходит с грубыми нарушениями общепринятых демократических норм. В том числе норм, которыми руководствуются европейские страны», — заявил недавно Медведев в интервью болгарской газете «Труд». Правда, добавил: «В любом случае мы будем уважать выбор украинцев. И будем открыты к диалогу с новым руководством, если оно будет в нем заинтересовано».
«Как и при всех угрозах, особенно со стороны сильного противника — нужно быть бдительным и не поддаваться на провокации, — говорит корреспондент газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Герхард ГНАУК. — В Германии конкретные ведомства и некоторые СМИ начали оповещать общество об информационной угрозе со стороны России почти за 9 месяцев до выборов и, возможно, из-за этого большие вмешательства не состоялись. Хотя Россия, включая министра Лаврова лично, до этого имела успех с фейковыми новостями вокруг «девушки Лизы», как будто изнасилованной в Берлине мигрантами. Российские СМИ раздули это настолько, что даже российские немцы в Германии устроили ряд митингов по этому поводу. Украина находится в более уязвимом положении, поэтому обычной «бдительности» в информационной сфере маловато, так как здесь задействуются «мероприятия» другого характера. Нужно сплоченное общество и высокое доверие к власти».
К сожалению, с доверием к власти большие проблемы. По последним социологическим данным Центра Разумкова (февраль 2019-го), недоверие нашими гражданами чаще всего выражается государственному аппарату (чиновникам) — 83%, СМИ России — 83%, Верховной Раде Украины — 82%, судебной системе — 78%, политическим партиям — 77%, правительству Украины — 75%, коммерческим банкам — 75%, президенту Украины — 71%, прокуратуре — 70%... Трудно противостоять агрессору с такой поддержкой, правда, власть сама себе в этом «помогла».
ВОЕННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ
Агрессор после нападения на Украину в 2014-ом и оккупации части территории продолжает держать в постоянном напряжении нашу страну. На восточной границе Украины и на оккупированных территориях Кремль имеет мощную военную армаду, готовую в любой момент к наступлению. Об этом на днях заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил Украины Виктор Муженко: «Мы прогнозируем, что в современных геополитических реалиях военные угрозы возможны по трем из четырех географических направлений (севера, востока и юга). Российская сторона завершает формирование на границах Украины «ударных соединений», которые вместе с частями спецназначения, по замыслу кремлевских стратегов, составят основу сил вторжения».
Также он отметил, что в ВСУ не отбрасывают диверсии на передовой в предвыборный период. По словам Муженко, Россия использует этот период для спецопераций по подрыву оборонного потенциала Украины. Вместе с тем, начальник Генштаба ВСУ заверил, что профессионализм украинской армии «вселяет оптимизм». «Высокая мобильность, адаптивность и автономность наших войск в сочетании с фактором родной земли является нашим стратегическим преимуществом над войсками оккупанта. Сегодня у нас есть кому и чем останавливать российские самолеты и танки!» — заявил Муженко.
Какая вероятность подобного сценария? «Украина до сих пор остается уязвимой мишенью для российской военной машины, — комментирует директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин БАДРАК. — Но общая мировая ситуация несколько изменилась. Достаточно жесткая риторика США и определенная консолидация стран НАТО по этому поводу свидетельствует о том, что для Путина втягивание в крупную военную кампанию будет путем к саморазрушению. Если в 2014-ом она могла быть быстрой, то сегодня это невозможно. И не только по причине мощности украинской армии, потому что уровень вырос в разы, но и по причине мощности украинского общества. К тому же, Путину не нужна Украина как ядерное пепелище, ему нужно вассальное государство, которое будет руководствоваться имперскими указаниями и играть в интересах Кремля на международной арене. Поэтому ему нужно подчинить Украину, а не покорить и задавить.
Если брать низшее звено российской армии — рота, батальон, то они находятся в состоянии готовности, ожидая команды для атаки. Более того — население России в значительной мере готово поддержать такую войну. Внедрено много стереотипов на информационно— психологическом уровне, что война вроде бы может вывести Россию на новый уровень риторики с западным миром и продемонстрировать ему, что Россия является определенным полюсом влияния в принятии решений. Однако это так, как хотелось бы Кремлю, который берется за основу, но не может руководить делом в действительности. Поэтому невзирая на полную готовность российской военной машины к ведению войны, я считаю, что Путин воздержится от наступления.
Целью Кремля сегодня являются не президентские, а парламентские выборы. Президентские выборы будут намерением, тестированием того, чего можно достичь во время парламентских выборов, то есть, сколько можно ввести «своих» в украинскую власть. Но это не снимает возможности проведения тактических атак, в частности в акватории Азовского моря, диверсионных мероприятий, в том числе террористических актов на материковой части Украины. Все это для того, чтобы сказать, что украинская власть не способна контролировать ситуацию. Это на сегодня более весомый инструмент влияния, чем прямое наступление».
ИНФОРМАЦИОННО-ПОДРЫВНОЙ
Прежде чем открыто напасть на Украину, России нужно было завоевать мозги украинцев. То есть сначала была информационная оккупация части населения Украины. И, к сожалению, сегодня мало кто из кандидатов в президенты обращает внимание на постоянные гуманитарные атаки России и необходимость защищать наше информационное пространство.
«Формирование русскоязычного пространства — всегда было одной из основных задач России в Украине, — комментирует политолог Петр ОЛЕЩУК. — Книжки, фильмы, сериалы — все это средства влияния на избирателя. Это один из самых мощных факторов внушения. Русскоязычный продукт часто оказывается просто российским проектом. Кроме того, влияние осуществляется через общественные и политические организации. Мы должны осознать, что и сейчас наше информационное пространство с РФ очень сильно пересекается. В таких условиях Россия доминирует, потому что у нее более серьезные ресурсы. Даже США и ЕС имеют влияние из России. К этому нужно относиться очень ответственно. Мы имеем ряд ключевых городов, которые находятся в непосредственной близости к российскому информационному влиянию в частности через ТВ и радио. Информационная война является компонентом военного влияния и вторжения. Понятно, что люди не могут находиться в состоянии постоянного эмоционального напряжения. Отсюда и наша частичная пассивность, которая появляется с годами войны. Для нас опасность превращается в рутину. И это провоцирует еще большие опасности, ведь является причиной послабления внимания к объективной ситуации».
Как эксперты в регионах оценивают фактор России в президентских выборах? Как это может повлиять на результат гонок? Насколько удачно сегодня Украина противостоит российскому фактору?
«НАШЕ ГОСУДАРСТВО ВСЕГДА БЫЛО ТЕРРИТОРИЕЙ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ РОССИЙСКИХ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ»
Тарас ЛИТКОВЕЦ, политолог, старший преподаватель факультета истории, политологии и национальной безопасности Восточноевропейского национального университета имени Леси Украинки, Луцк:
— Учитывая регулярные вмешательства России в выборы других стран включительно со сверхмощными государствами ЕС и США, можно с уверенностью утверждать, что вмешательство в выборы президента в Украине является практически демонстративным. Уже несколько лет большинство стран Западного мира говорят о расследовании возможного вмешательства Кремля в выборы парламентские, президентские и в органы местного самоуправления этих стран.
Как ни странно, но ряд крупных украинских политиков недооценивают масштабы вмешательства Кремля в нашу избирательную кампанию. Планы Москвы относительно Украины никогда не были ни для кого секретом, да и руководство России этого не скрывало, маскируясь под лозунгами защиты русскоязычного населения от силовой «украинизации» и от «евроатлантической экспансии». Как заявляет руководство СБУ, кремлевская власть выделила своим спецслужбам 350 млн дол. для подрывной деятельности и вмешательства в избирательную кампанию в Украине. А уже когда Москва вмешивается, то никогда не жалеет на это средств, даже за счет обнищания собственного населения. Ежегодно РФ на свою пропаганду в мире, включительно с финансированием пророссийских партий и подкупом должностных лиц, тратит до 100 млрд дол.
Российская пропагандистская машина еще с осени максимально нарастила в своих масс-медиа процент тематики, связанной с украинскими президентскими выборами. Практически ни один российский общенациональный телеканал не обходится без ежедневной политической шоу-передачи в прайм-тайм с последующими повторами на тему выборов президента Украины-2019. В целом украинская тематика на российском телевидении обгоняет любую другую, включительно с сирийской и американской.
Многие политтехнологи из России приехали еще летом в Украину и активно работают на прокремлевских кандидатов. Наше государство всегда было территорией испытания новейших российских политических технологий. Цель у РФ стара и до оскомины известна: остановить демократизацию Украины, нашу евроатлантическую интеграцию и вернуть наше государство в зону российских сфер влияния. Однако если Кремль прямо заявит, кого хочет видеть следующим президентом Украины, то этот кандидат точно никогда не станет президентом. Но Москва неоднократно заявляла, что точно не хочет, чтобы был Президентом Петр Порошенко. Интересно, что одних кандидатов кремлевское телевидение не устает поливать грязью, а других, вполне проходных, не замечает... По этому принципу можно легко определить фаворитов и врагов Кремля.
Поэтому Москва уже давно ведет скрытые операции информационного, политического, дипломатического, экономического и военного влияния на ход и результат президентских выборов в Украине. Методы влияния традиционны: информационная экспансия, киберпровокации, пропаганда в стиле коммунистических времен, массовые фейки, «минирование» избирательных участков, информационная дезориентация широких слоев населения, обострение социально-политической ситуации, самые разнообразные провокации, проталкивание пророссийских кандидатов. У каждого пятого кандидата в президенты Украины в предвыборной программе нет ни одного слова о возврате аннексированного Крыма и оккупированной части Донбасса, и это вызывает определенные подозрения относительно российского влияния и зависимости кандидатов. Среди самых распространенных российских фейков и манипуляций есть «миллионы» незарегистрированных «мертвых душ» в Государственном реестре избирателей, фальсификация результатов социологических опросов. А в условиях скрытой российской собственности на украинские медиа сделать массированное вмешательство в ход и результат президентских выборов не так уж и трудно. Информационное вмешательство происходит путем активизации пророссийских изданий и операторов интересов Кремля в Украине, пророссийских политических партий, дискредитации антикремлевских политиков, круглосуточной работы армий ботов.
Поэтому украинским гражданам крайне важно всегда понимать, какие именно СМИ подают им информацию, чьи они, анализировать и критически воспринимать всю предвыборную агитацию. Для Кремля любой патриотично настроенный президент будет крайне нежелательным, ведь в таком случае последующие демократические изменения и реформы ускорятся и, наконец, появятся ожидаемые результаты. В таких условиях РФ будет крайне трудно продолжать антиукраинскую пропаганду, и потому на президентские выборы 2019-го выбрасываются огромные информационные и материальные ресурсы. И Москве недостаточно провести на президентских выборах, а в дальнейшем и на парламентских, подконтрольную пророссийскую власть — России нужна не какая-то часть Украины (Донбасс, Крым, «Новоросия» или что-то еще), а вся Украина, без которой наш северный сосед не представляет своего существования, а государство Украина воспринимает исключительно как административное недоразумение, коварные действия Западного мира, который якобы спит и видит, как расколоть монолитный «русский мир» восточных славян. Но через 5 лет после Революции Достоинства и войны на Востоке в Кремле понимают, что демонстративно пророссийская партия наподобие бывшей ПР сегодня уже не пройдет. И России выгодно, когда в Верховной Раде будет много мелких по размеру фракций, которые постоянно будут враждовать, не смогут договариваться и создать коалицию. Таким образом, парламент будет недееспособным, и тогда уже не будет иметь большого значения, кто будет президентом. То есть Кремлю парламентские осенние выборы не менее интересны. Пророссийский президент, чтобы усилить собственные позиции, будет создавать в парламенте собственную мощную фракцию, а следовательно, будет зависим от Кремля. Разумеется, до парламентских выборов Кремль будет тормозить всеми силами прекращение войны на Донбассе. Только после расклада политических сил во ВРУ Кремль может пойти на определенные уступки, чтобы выйти из-под экономических санкций.
«НУЖНО ПОВЫШАТЬ УРОВЕНЬ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ НАШИХ ГРАЖДАН ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ»
Сергей БОНДАРЕНКО, политолог, доцент кафедры политологии и государственного управления ДонНУ имени Василя Стуса, Винница:
— Российская Федерация продолжает рассматривать Украину как зону своих интересов и влияний. Поэтому все, что у нас происходит, интересует политическое руководство РФ и не только. Ведь чем больше в Украине будет присутствовать российский фактор, тем легче им контролировать ситуацию в нашем государстве. Сказать наверняка, какое количество политических или общественных организаций имеет пророссийские настроения в Украине, я не могу, но они 100% есть. И мы это можем отследить как по месседжам, которые запускаются со стороны политиков, так и по их контактам до и во время войны.
Очевидные влияния остаются и в информационном пространстве. Несмотря на то, что Украина сделала много важных шагов относительно ограничения доступа российского продукта, в частности массово информационного (сериалов, поп-музыки, художественных фильмов и тому подобное), но закрыть шлюзы окончательно не удалось. Доступ остается через социальные сети, через политиков, которые лояльно относятся к российскому руководству и продуцируют новости для украинского информационного пространства. Кроме этого, по результатам разных исследований приблизительно 5% наших сограждан пользуются российскими информационными ресурсами через спутники, онлайн и используют их как основной источник информации. То есть они могут транслировать и передавать основные месседжи, которые навеяны российской пропагандой в режиме «сарафанного радио». Но если сравнивать с 2014 годом, то нынешнее влияние не настолько массовое и мощное. Российская Федерация потеряла много позиций в информационном пространстве. Сократить его до нуля не реально. Поэтому нужно научиться жить с этим, но правильно реагировать, вовремя и правильно противостоять, причем на всех фронтах.
Тактику истощения, психологического и ресурсного натиска, запугивания, стягивания и формирования новых ударных групп на границе с Украиной можно рассматривать как военное влияние на наше государство и его руководство. Таким образом агрессор пытается заставить власть идти на уступки, и этот «шантаж» российской боевой машины будет только увеличиваться. Думаю, после выборов президента Украины на линии разграничения будет обострение ситуации, возможно, провокации будут возникать на границе с Крымом. Сценариев может быть много, ведь Россия будет пытаться дискредитировать нового главу государства, Вооруженные силы Украины, институты власти и вообще идею нашей государственности, будет создавать напряжение среди населения, подключать наших политиков, которые стоят на пророссийских позициях, — все это будет делаться для того, чтобы сформировать общественное мнение и поддержку для политических партий, которые уже готовятся к парламентским выборам. Задача России — создать коридор для того, чтобы в Верховную Раду вошли лояльные к ней и ее политике украинские партии, и для этого будут использоваться все возможные методы.
Чтобы сработать на опережение или хотя бы предотвратить это, нужно, во-первых, укреплять государственные институции, они сейчас слабые и не срабатывают в нужный момент. Стоит полностью перестроить систему государственного управления, отходить от практики привязки политических сил относительно распределения портфелей, а формировать институции, которые будут работать независимо от любой политической силы, — так, как это действует в развитых странах Европы или США. То есть несмотря на смену власти или партий, которые приходят в парламент, механизмы и институты государства должны работают бесперебойно.
Во-вторых, нам нужно повышать уровень осведомленности наших граждан относительно политических и информационных вопросов. К счастью, вопросу медиаграмотности начали уделять достаточно внимания и активно продвигать его в школы, вузы, государственные учреждения. Но нужно повышать еще и уровень осведомленности относительно политических процессов, чтобы было меньше манипуляций. Чем больше люди будут осведомлены, тем труднее ими манипулировать. В-третьих, Украине нужно сформировать новый общественный договор, то есть нашему обществу, а особенно тем, кто влияет на процессы непосредственно, нужно договориться и выработать новые правила игры, по которым будет жить наше общество, сформировать общие интересы, которые устроят большинство населения. Если оставаться с существующими, когда государство разрывают на куски, пользуясь узкими корпоративными интересами, говорить о светлом будущем нашего государства не приходится.
Выпуск газеты №:
№44, (2019)Section
Подробности