Игорь ШКИРЯ: Кто сказал, что мы должны делать реформу на скорую руку?..

— Ваша фракция не скрывала заинтересованности в утверждении Геннадия Васильева в должности генерального прокурора...
— Я не вижу повода говорить, что наша фракция здесь преследует какие-то собственные интересы. Кандидатом на пост генпрокурора Геннадия Васильева выдвинул Президент Украины. Как человек, знающий Васильева достаточно давно, могу подтвердить, что это действительно профессионал высочайшего уровня, человек принципиальный, имеющий свои собственные взгляды и убеждения по широкому спектру вопросов, человек, который не пойдет на сговор с совестью. Так что страна выиграла однозначно.
— Кресло первого вице-спикера пустовало считанные минуты, — его практически тут же занял коммунист Адам Мартынюк. Означает ли это, что очередной парламентский кризис преодолен?
— Хочется надеяться на это, хотя стопроцентной уверенности, ясное дело, быть не может. Прежде всего потому, что осталась неудовлетворенная сторона. По крайней мере, у меня сложилось такое впечатление. Я имею в виду фракцию Виктора Ющенко «Наша Украина». Однако я уверен: нашеукраинцы сделали выводы из произошедшего. Мне кажется, и фракция в целом и ее лидер в частности начинают понимать, что внесение деструкции в работу парламента даже под самым благовидным предлогом недопустимо.
— У вас нет впечатления, что Верховная Рада начала в последнее время работать в своеобразном «силовом» режиме? Сначала одна сторона блокировала президиум, и все шло по их сценарию. Потом то же самое сделала другая — и тоже добилась своего. К чему можно прийти в результате подобных маневров?
— Во-первых, к такой акции представители большинства прибегли в первый раз за полтора года. И это была действительно вынужденная мера. Если я прихожу на работу в парламент и не могу выполнять свои обязанности из-за того, что у кого-то есть другие планы, кому-то захотелось решать за мой счет свои собственные проблемы, — почему я должен это терпеть? Нас, как-никак, большинство. И в большинстве такие же депутаты, такие же мужчины, которые тоже умеют за себя постоять, что и было продемонстрированно.
— Один из важнейших вопросов, которым в ближайшее время придется заняться парламентариям и вокруг которого аналитики тоже не исключают серьезных столкновений между представителями парламентского большинства и части оппозиции, — вопрос политической реформы. Конституционный Суд, как известно, дал положительный вердикт по обоим законопроектам — и по так называемому парламентскому, и по варианту, разработанному большинством и коммунистами в сотрудничестве с президентской администрацией. Каким вы видите продолжение политреформы?
— Я полностью согласен с Президентом Украины: если политическую реформу не провести сегодня, сделать это потом будет намного сложнее. Хотя нельзя не замечать и того, что постоянное, перманентное втягивание парламента в политреформу отвлекает его от главной задачи — принятия всей той массы законопроектов, в которых нуждается страна. Вне всяких сомнений, нам нужна парламентско-президентская форма правления. Однако оба упомянутых законопроекта, на мой взгляд, требуют доработки. В частности, я не уверен в том, что президента нужно выбирать в парламенте. Как депутату, мне может быть приятно, что парламент будет играть более важную роль. Однако это слишком серьезный вопрос, чтобы решать его сгоряча, тут еще стоит хорошо подумать. Еще один принципиальный вопрос — способ избрания парламента. Я против перехода на чисто пропорциональную систему. Что б там ни говорили, партии у нас охватывают ничтожно малую часть населения. Если сейчас провести выборы на пропорциональной основе, 90% депутатского корпуса будут киевлянами — достаточно взглянуть на нынешних «списочников». Я лично вообще считаю, что мы должны двигаться не в сторону пропорциональных, а, наоборот, в сторону мажоритарных выборов. Почему бы в контексте реализации итогов референдума 2000-го года не пойти на сокращение количества депутатов с 450 до 300, которые бы все избирались в мажоритарных округах? Мною подготовлен проект закона о внесении изменений в статью 76-ю Конституции Украины, которым предусматриваются именно такие изменения — сокращение количества народных избранников до трех сотен с проведением выборов только по мажоритарке. В поддержку законопроекта подписались уже около 50-ти депутатов, сбор подписей продолжается. При такой системе говорунов, крикунов и бездельников в парламенте было бы на порядок меньше.
— Но кто это мог бы поддержать, кроме нескольких десятков мажоритарщиков?
— По крайней мере, мы будем об этом заявлять. Это не значит, что мы против политической реформы. Мы против того бардака, который творится в парламенте. Давайте подсчитаем, кто сегодня активнее всех участвует во всех этих блокированиях трибуны и т. д.? Процент мажоритарщиков там гораздо ниже. Если и переходить на «пропорционалку», то не в 2006 году, а хотя бы в 2010-м.
— При подобной постановке вопроса могут возникнуть проблемы с потенциальными «союзниками» большинства в вопросе политреформы — фракцией КПУ. Коммунисты уже ясно дали понять, что проголосуют за внесение изменений в Конституцию во втором чтении только при условии принятия закона о пропорциональных выборах...
— У каждой политической силы свое видение. Я считаю, что голосовать нужно за «пакет». Должен быть разработан законопроект, в котором будут согласованы все позиции, чтобы потом ни у кого не было соблазна каким-то образом нарушить договоренности.
— Но даже если подобное пакетное соглашение удастся оформить, новый законопроект снова придется посылать на экспертизу в Конституционный Суд. А это — драгоценное время. Так можно и не успеть до президентских выборов...
— А кто сказал, что мы должны делать политическую реформу на скорую руку? На нас — колоссальная ответственность. Мы не можем проводить конституционную реформу каждую парламентскую каденцию. Сегодня мы должны сделать шаг, чтобы хотя ближайших лет 10—15 к этой теме не возвращаться. Поэтому каждый должен высказать свое мнение, из всего этого мы должны сложить единую мозаику. Если приверженцев реформы наберется достаточное количество, значит, нужно ее проводить. Если нет — значит сегодня для нее не время.
— Еще один важнейший вопрос, который в ближайшее время надлежит рассмотреть парламенту — о государственном бюджете на 2004 год. Со стороны парламента, а конкретнее — бюджетного комитета, в адрес подготовленного правительством ко второму чтению проекта уже прозвучало немало критики. Насколько проблемным может оказаться его прохождение?
— Можете ли вы припомнить хоть одно принятие госбюджета, когда не было конфликтов, когда все сразу сказали, что бюджет им нравится? Такого в нашей истории не было, и я не уверен, что в ближайшем времени будет. Всегда при формировании бюджета, особенно если его на все не хватает, есть неудовлетворенные и обиженные — кто по экономическим, кто — по политическим соображениям. Считаю, нельзя назвать бюджет, предложенный правительством, идеальным. У меня, как у депутата, к нему масса претензий. Но этот бюджет является своеобразным срезом нашего времени. На что способны, то и имеем. Радует, что на протяжении нескольких лет доходная часть стабильно растет. Появляются деньги, которые можно направлять не только на решение социальных вопросов, но и на экономическое развитие, строительство дорог, развитие авиации и т.д. Главный вывод — мы должны больше зарабатывать.
— Партия «Регионы Украины» рассматривается в числе наиболее активных участников предстоящих президентских выборов. До выборов осталось не так уж и много времени. Когда «Регионы» официально определятся с кандидатом?
— Партия регионов уже многократно заявляла, что наш кандидат — это нынешний премьер- министр Виктор Янукович. Но мы, как известно, намерены согласовать свое решение с решением коллег по парламентскому большинству. Какое решение примет большинство, того кандидата и будут поддерживать все его фракции и группы, в том числе и наша.
Выпуск газеты №:
№210, (2003)Section
Подробности