Перейти к основному содержанию

Имитация интеграции

Размышления о том, куда идет Украина и идет ли вообще
31 января, 19:36
«ГЛАЗА МАЙДАНА» / ФОТО ВАСИЛИЯ АРТЮШЕНКО

...Мы с помпой празднуем сто дней со дня назначения правительства, однако, несмотря на то что Кабмин работает уже полгода, общество и до сих пор не знает ответа на вопросы: а чем, собственно, будет заниматься премьер, министры и еще больше сотни кабминовских клерков, кстати, живущих за наш с вами счет, в течение своей пятилетней каденции?

...Мы игнорируем день, когда украинцы впервые отстояли право свободного выбора, вместо этого — празднуют они: в изысканных фраках и с бокалами шампанского в руках, за толстыми каменными стенами Мариинского дворца.

Куда мы идем, премьер? Где обещанная во время выборов Программа действий правительства, которое пришло «всерьез и надолго»? Куда движется страна, пан Президент? Почему вас, вчера главного борца за демократию и героя «оранжевого» феномена образца 2004 года, сегодня называют хромой уткой?

Полгода мы вынуждены были наблюдать за грязными, кулуарными торгами в связи с созданием коалиции, а следующие полгода наблюдаем симуляцию стабильности, которая демонстрирует нам действующая власть. Все было бы смешно, если бы не так горько. Потому что, несмотря на декларативное примирение между «сине-голубым» правительством и «оранжевым» Секретариатом, мир смотрит на нас не сквозь розовыe очки и видит, что на самом деле происходит в Украине. А у нас, между прочим, на самом деле ничего не происходит. Более того — ничегошеньки! Государственные деятели высшего ранга больше года топчутся вокруг одной «ценности» — власти. И «сине-белые», и «оранжевые», и «белые» с сердечками, и «розовые», и «красные»... Всех их, не взирая на идеологические расхождения, объединяет одно: жажда власти. Жажду политиков отхватить как можно больший ломоть властного пирога понять можно без лишних слов. Власть ради удовлетворения собственных и корпоративных интересов (а не для общественного благосостояния) теперь и является тем признаком, который задает тон в политической моде страны. Хотя стоит отметить, что у отдельных политиков есть, так сказать, границы, а у других — властные аппетиты безграничны. Поэтому нам, наверное, стоит пристальнее присматриваться к тем, кто власть, конечно, любит, однако имеет границу.

Между тем, находясь в коловороте исконной борьбы за власть, и ныне правящие на политическом Oлимпе, и пытающиеся туда попасть забывают о национальных ценностях, предпочитая банальные политические цели. Вместо того, чтобы садиться за круглый стол и работать над стратегической программой развития страны, которая, собственно, и даст мировой общественности ответ на вечное «куда мы идем?», представители президентской команды с лупой выискивают запятую, тире, или даже абзац, который проворонил парламентский клерк, печатая закон о Кабмине, а команда премьера, вместо того чтобы проинформировать общество о ближайших шагах правительства, демонстрирует боксерские навыки, избрав мишенью теперь уже экс- руководителя МИД.

Тактика, которую демонстрируют и президентская, и правительственная команды, называется не иначе как стратегической близорукостью. Такой «диагноз» наталкивает на размышления наподобие: возможно, представителям политической элиты вместо предоставления депутатской неприкосновенности стоит предоставить такой статус определенным, стратегически важным для государства приоритетам? Речь идет о том, чтобы все ключевые игроки подписались под документом, в котором, например, европейский выбор Украины является неприкосновенной темой и спекулировать ею политикам категорически запрещено. Тогда, возможно, международные партнеры будут уверены, во всяком случае, в одном: кто бы не был при власти в Украине, по крайней мере на срок действия документа, это государство двигается по направлению к Европе. А внешняя политика по-украински теперь же выглядит так: когда отечественные руководители пребывают с визитом на Западе, они декларируют, что Украина идет в ЕС, когда руководители государства едут к восточному соседу, там они заверяют, мол, Украину интересует ЕЭП. Позиция или есть, или ее нет. Позиции не может быть две, три, четыре, как и в официальном браке не может быть двух мужей или жен.

Однако тешит то, что близорукость — болезнь излечимая. А ради полного «выздоравливания» представителям всех ветвей власти, наверное, следует следовать простой «терапии»: координация действий, а не дестабилизирующих атак по линии Садовая—Банковая—Грушевского. Кроме того, логично было бы, чтобы каждый, кто пришел к власти, делал то, что отвечает его непосредственным обязанностям. Например, министр транспорта и связи должен реформировать соответствующие отрасли, которые откровенно напоминают «совковские» времена, а не заботиться о проблемах заграничных оппозиционеров. Нет, безусловно, предоставлять убежище политическим беженцам — дело благородное, однако, позволю допустить, что наша страна на данном этапе истории не имеет права устраивать подобного рода действа. И не потому, что пан Рудьковский воспользовался телефонным правом, в результате чего профессиональный дипломат потерял работу.

А потому, что мы на 16-м году независимости все еще зависимы, во всяком случае в секторе энергообеспечения. Если бы мы покупали туркменское топливо по европейским ценам, тогда бы официальный Туркменистан вряд ли направил в отечественное МИД всем известную ноту протеста достаточно жесткого содержания.

Нам нужна не имитация движения, а собственно движение, для чего стоит действовать, а мы, к сожалению, стоим. Долго ли еще будем стоять и до чего достоимся, прогнозировать не приходится. Хотя бы потому, что поведение отечественных ключевых игроков, которые, собственно, и определяют дальнейшую судьбу страны, свидетельствует о том, что в украинской политической игре любые правила отсутствуют. Парадоксально, но факт: правила отсутствуют при их же наличии. Ведь как бы там не было, у нас есть Конституция, являющаяся основным правилом игры. Однако украинские политики, судя по всему, сначала пишут правила, потом сетуют на их несовершенство, потом их нарушают, и, в конечном счете, апеллируют к Фемидe об их отмене. Поэтому, стоим...

Однако даже в этом замкнутом круге очевидно одно: если и в дальнейшем представители политической элиты страны будут строить политику для политиков, а не для людей, если и в будущем мы будем так же имитировать движение, на самом деле оставаясь на месте, тогда не исключено, что и в далеком 2025-м, во время Всемирного экономического форума в Давосе бизнесмены и политики мирового масштаба будут задавать новым украинским руководителям старый вопрос: куда идет Украина?..

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать