Инвестиции и грузопотоки «будут обходить» Украину
Пока будет продолжаться «климат», созданный нынешней властьюОни еще не знают, что при пересечении контейнерными грузопотоками Одесского транспортного узла их ожидают в три раза большие, чем в соседней румынской Констанце, сборы за комплекс прямых и обязательных сопутствующих услуг. Именно до этого момента, считают специалисты, караваны грузов северно- и центральноевропейских фирм по транскавказскому пути непрестанно будут расти...
А что мешает сделать невозможным или хотя бы уменьшить украинские ведомственные поборы на магистралях только что открытого Евро-Азиатского коридора с учетом ежегодных транзитных потерь до $4 млрд.? Каковы вообще шансы преодоления украинскими транспортниками кризисных явлений в отрасли? После обмена мнениями по поводу путей решения проблем с ведущими одесскими специалистами президент Украинского транспортного союза Евгений Марчук, совершивший 19 февраля рабочий визит в регион, отметил в интервью «Дню»: «Невозможно преодолеть кризис в транспортной отрасли, когда пребывает в катастрофическом состоянии экономика в целом. Мало выгодного геополитического положения — нужны еще и значительные стартовые капиталовложения на приоритетных направлениях, причем не обойтись без привлечения серьезных зарубежных инвесторов. Как, к примеру, действовало азербайджанское правительство после открытия новых нефтяных месторождений? Сразу же привлекло к финансированию нефтеотрасли мощнейшие мировые концерны, оставив за собой 51-процентный пакет акций для контроля за реализацией ведущей государственной программы».
По мнению президента УТС, в Украине можно резко увеличить бюджетные доходы от транспортной отрасли — до 13-14 млрд. грн. ежегодно. При том же условии — значительные зарубежные инвестиционные вливания в модернизацию транспортной инфраструктуры. Но тщетно заманивать в Украину те же $15—17 млрд., которые получает из-за границы соседняя Польша, при нашем инвестиционном климате и репутации государственных чиновников. Нужны кардинальные изменения. И даже принятие парламентом разрабатываемых проектов законов о транзите, о портах в Украине вряд ли будут способны полностью преодолеть беспредел ценовых ведомственных барьеров, выгодных нынешним исполнительным властным структурам.
И вправду больно смотреть на превращенные в долгострои Одесский нефтетерминал и нефтепровод «Одесса—Броды—Адамова Застава», через которые могла бы уже через две-три месяца потечь из Каспия в Европу азербайджанская нефть, на безнаказанный развал мощнейшей в Европе судоходной компании — Черноморского пароходства. Разобраться, кто и в какой мере причастен к этому, можно будет, по словам народного депутата Е.Марчука, не ранее президентских выборов. А пока что властные структуры — с самого верха и донизу — больше занятые «тушением» скандалов вокруг разбазаривания торгового флота, отмежеванием от сомнительных зарубежных афер второго лица в исполнительной властной иерархии Павла Лазаренко, безуспешным латанием 6—9-месячных долгов по зарплатам и пенсиям, нежели реальными поисками выхода из кризиса.
Собственно речь уже идет «не о кризисных явлениях, а о катастрофе, до которой довело Украину ее руководство, — отметил Е.Марчук на пресс-конференции в доме облпрофсоюза. Поскольку ухудшение экономических показателей переросло в стойкую тенденцию, причем на фоне спада производства особенно стремительно растут кредиторская и дебиторская задолженности... И никто не демонстрирует способности к решению финансовых проблем.
Е.Марчук заметил, что политические маневры власти происходят на фоне крайнего обнищания большинства украинских граждан. Именно эти драматические тенденции спровоцировали, по его мнению, эпидемию туберкулеза в стране. Уже зарегистрировано более 600 тысяч пораженных открытой формой этой болезни. «Это не только показатель количества больных в государстве, а скорее, явление тяжелой социальной болезни общества, болезни его экономики, которое скорее всего еще больше обострится в ходе предвыборной президентской кампании, — заметил Е.Марчук на встрече с одесситами во Дворце культуры моряков. — Причем, вероятно, что больше усложнится ситуация в ходе предвыборных баталий, когда будут «сожжены» значительные средства на мифотворчество о гениальных усилиях властных персоналий, направленных на улучшение благосостояния граждан, а с другой стороны — существенно ослабнут объединительные тенденции в обществе вследствие политических страстей...»
Главная же проблема — именно консолидация народа, жителей западных и восточных областей для решения главных национальных программ. «Я думаю, что путь к этому — акт гражданского примирения, похожий на тот, который когда-то политически объединил народ Испании, — отметил претендент на пост президента. — Наступила крайняя необходимость поведения черты между раздорами и конфликтами прошлых десятилетий. Только на основании примирения и доверия к национальным лидерам можно реализовать программы выхода экономики и общества в целом, в том числе и «непопулярные», из нынешнего катастрофического положения».