Иван ПЛЮЩ: «Ющенко думал, что в этом кубле найдет понимание...»
Последние кадровые решения Президента страна и до сих пор «пережевывает». Оправданными ли были такие радикальные президентские меры? Об этом в интервью газете «Экспресс» рассуждает патриарх украинской политики Иван Плющ. Уже полтора десятилетия он — неизменный депутат Верховной Рады, был ее спикером и вице- спикером. А с учетом его партийно-хозяйственной карьеры советских времен общий политический стаж Ивана Степановича составляет более сорока лет. В свое время Иван Плющ имел еще один титул: из-за близости отношений с Виктором Ющенко его нередко называли «духовным отцом» тогдашнего председателя Нацбанка и Кабинета Министров. Именно с ним Виктор Андреевич советовался в наиболее тяжелые периоды своей жизни, именно к его мнению прислушивался больше всего.
— Когда вы заметили первые трещины в единой оранжевой команде?
— Это были не разногласия между Ющенко и Тимошенко. Я помню, как тяжело было создать коалицию «Сила народа». Вы помните, что очень долго кто-то не давал Ющенко сплотить такую коалицию.
Поэтому мне кажется, что дело здесь не в них обоих, а в том, что у Тимошенко есть свое окружение, а у Ющенко — свое. Окружение Ющенко — разношерстное, многокрасочное. А Юлино окружение — наподобие коммунистического или военного. Сказали: «Я — начальник, ты — дурак, преклоняйся!»
И наоборот. В целом Ющенко был более демократичный, более толерантный, думал, что именно он в этом кубле найдет понимание. Но пришел к выводу, что понимание невозможно, и сделал то, что сделал.
— Вы не видите в том, что произошло, вины самого Президента? Ведь он дал своим коллегам небывалые полномочия, которые часто были просто не предусмотрены законом?
— Он не переступил через себя. Он не до конца считался с законом. Ющенко не имел президентского опыта. Был избран Президентом, но пока что не стал им. Из-за этого Ющенко, к сожалению, учился на своих ошибках. Бесспорно, допустил ошибки, но сделал это потому, что понадеялся на свою миссию, на свое воображаемое место в этой команде.
— Как вы думаете, ныне Виктор Андреевич уже понял свои ошибки?
— Мне кажется, что он не совсем понял суть всего того, что произошло. Поэтому и далее делает ошибки. Он непрерывно обращается к аудитории: «Друзья!» Не могут быть все друзьями! Не могут все быть врагами, но не могут все быть и друзьями. Есть единомышленники, есть сторонники и есть оппоненты. Не говоря уже о конкурентах. Поэтому, если сидит аудитория, то нужно всегда понимать, что они не все друзья. А Ющенко думает, что у него миссия сверху и что для него все — друзья. Так не бывает, к сожалению.
У него, знаете, есть много таких выступлений, что даже в зубах застревают. Ющенко должен помнить: когда он выходит к средствам массовой информации, то этого должно требовать общество и он сам, как Президент, как гарант стабильности.
Но я не понимаю, когда он выходит на четыре канала, что- то говорит полтора часа, а показывают тридцать минут. Потом выходит на двадцатитысячную аудиторию в Львове, после чего идет в Украинский дом с Бессмертным. Ну как так можно! Ющенко говорит, что он Президент не Народного союза «Наша Украина», а всей Украины. А Бессмертный говорит: «Хорошо, тогда вы являетесь президентом блока «За Ющенко!». Фигня какая-то. Так пусть они вдвоем разберутся, наконец, а уже потом выходят к журналистам!
— То есть вы считаете, что он переоценил свою роль и свое значение?
— Переоценивает. И свое значение, и свои возможности. А роль его выписана Конституцией. Пусть чаще ее читает, там и увидит свою роль.
И вот что Ющенко заявляет: «А что такое политреформа? Что это такое? А какая она?». Нужно было ему читать этот документ, прежде чем давать отмашку проголосовать за нее всей фракцией «Наша Украина». Четыреста голосов было, помните? И Ющенко нужно не спрашивать, что это такое, а прочитать тот закон, за который он дал добро голосовать.
— Вы вспомнили о негативном влиянии на Ющенко его окружения. Но ведь оно ныне как- будто отошло в тень.
— У Ющенко было разношерстное окружение. Было окружение, к которому принадлежал я, национально-сознательное, патриотическое, которое воспитало Ющенко, сделало из него публичного политика и привело к президентству.
И было второе, которое, к сожалению, имело преимущество. В чем? Это уже сегодня выясняют правоохранительные и другие органы. Но это окружение никуда не отошло. Пока что оно ходит в коридорах. Уже не сидит в кабинете, но ходит в коридорах. И Президент должен понимать: или он с ним, или они не должны ходить даже в коридорах.
Выпуск газеты №:
№189, (2005)Section
Подробности