Измена избирателю или прагматизм?
Утверждение Верховной Радой программы правительства и связанные с этим голосованием комментарии дали столько материала для выводов, сколько не дадут программные выступления, диспуты, семинары и «круглые столы» все вместе взятые. Причина проста — голосование за программу правительства и голосование за пропорциональную систему выборов в парламент являются самыми главными, краеугольными, жизнеутверждающими и так далее для большинства участников отечественного политического процесса. Ничего принципиально нового не случилось — все убедились, что для политиков, и оппозиционных в том числе, главным является не собственно политика, а то, кто именно будет эту политику осуществлять.
Уже разошлись по информагентствам эмоциональные комментарии оппозиционеров относительно того, как их обманули. Таких искренних и девственных, таких преданных и честных. Напомним суть конфликта. Несколькими влиятельными представителями оппозиции, в частности эпатажным социалистом Юрием Луценко, было заявлено, что их поддержка программы правительства Виктора Януковича была обусловлена обещанием парламентского большинства поддержать закон о выборах на пропорциональной основе. Нормально: вы нам — мы вам, ты мне — я тебе. Не только нормально, а даже суперлогично звучит. Потому что для правительства принятие его программы парламентом значит год спокойной работы без угрозы отставки, то есть это вопрос существования. Для оппозиционеров, в частности для лидеров социалистов — принятие пропорционального избирательного закона тоже является почти автоматической гарантией продолжения своего парламентского существования как минимум на семь лет. Нормальный обмен — год на семь. Если бы уже на этой неделе пропорциональный закон был бы принят, у части оппозиции была бы снята целая куча проблем. Не секрет, что даже лидерам СПУ и других оппозиционных партий не так просто быть избранными в нардепы по территориальному избирательному округу. Тот же Юрий Луценко восемь лет безуспешно штурмовал мажоритарный бастион в своем родном городе. И только пропорциональная система позволила ему поменять митинговый мегафон на респектабельное кресло нардепа. А распорядиться этим креслом оппозиционеры умеют довольно виртуозно, не зря же до окончания созыва состав их фракций кардинально меняется, а некоторые и вообще исчезают.
Ничего плохого или неэтичного в стремлении протолкнуть через Верховную Раду выгодный для себя вариант избирательного закона нет. Наоборот. Прийти к власти, чтобы изменить власть, — не об этом ли каждый раз говорит Александр Мороз, который начал уже забывать, как эта реальная власть выглядит. Сделать власть честной, прозрачной и так далее — разве не об этом годами говорят высокоморальные оппозиционеры? И здесь оказывается, и не из подслушанных охранниками разговоров, а из открытых комментариев, что наши чистые и честные оппозиционеры готовы ради собственного будущего во власти договариваться с кем угодно и о чем угодно.
Как выглядит намерение договориться об обмене «программа правительства за пропорциональные выборы» с позиции избирателя, который голосовал за оппозицию? Выходит, что те же социалисты, тимошенковцы и часть ющенковцев голосовали за программу правительства не потому, что она хорошая или плохая, а потому, что им за это что- то пообещали. И не имеет значения, что пообещали — новую систему выборов или «конфету», главное — что согласились. Представьте, что программа Виктора Януковича самая плохая из возможных и приведет страну к нехорошим последствиям. Тогда голосование оппозиционеров «по договоренности» является антинародной политикой и предательством своих избирателей. Второй вариант, при котором программа Виктора Януковича — самая лучшая из всех возможных и приведет нас к неслыханному процветанию. Тогда оппозиционеры должны бы голосовать за нее просто так, а не «в обмен» на что-то для себя. Иначе они также предают своих избирателей и ведут антинародную политику.
Можно предвидеть замечания, что пропорциональная избирательная система нужна не оппозиционерам, а всем нам, чтобы иметь еще лучшую власть, чем теперь. И таким образом торговались социалисты и другие не за себя, а за нас. Неужели? С этим правительством нам жить уже сейчас, и от его действий зависит во многом благосостояние наиболее преданных сторонников оппозиции — пенсионеров и социально незащищенных. То выходит так: пусть будет какая угодно программа, лишь бы нас в 2006 году избрали. Известно, что «дотянуть» до этого времени депутатам-оппозиционерам будет несколько проще, чем их социально незащищенным избирателям. И вообще, интересовались ли «обманутые» нардепы собственно программой правительства? Или им это безразлично? Или главное — попасть во власть? Оттуда любая программа выглядит привлекательной и перспективной.
А может, и не было всего этого, то есть договоренности между руководством правительства и частью оппозиции? Может, все это выдумки слишком эмоциональных нардепов? Почему бы и нет? Разве впервые?
Выпуск газеты №:
№72, (2003)Section
Подробности