Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кадровый цугцванг

или Вновь к проблеме двух государств — «внутреннего» и «внешнего»
02 марта, 19:11
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Никаких заявлений я на сегодняшний день не писал», — заявил на брифинге премьер Алексей Гончарук. Это по состоянию на вчера. До внеочередного заседания парламента в среду (16.00, 4 марта), конечно, многое может измениться. На сегодня известно, что планируется рассмотреть следующие вопросы:

1 проект закона об одобрении решения Президента Украины о допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2020 году для участия в многонациональных учениях (реестр. № 3003П);

2 проект закона о внесении изменений в раздел VI «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О национальной безопасности Украины» относительно вступления в силу положений относительно главнокомандующего Вооруженных сил Украины, Генерального штаба Вооруженных сил Украины, видов и отдельных родов войск (сил) (реестр. № 3015П);

3 проект закона о ратификации Рамочного договора между правительством Украины и правительством Французской Республики относительно официальной поддержки усиления морской безопасности и охраны Украины (реестр. № 0025У);

4 проект Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием закона Украины «О предотвращении коррупции» (второе чтение) (реестр. № 2500Д);

5 о Кабинете Министров Украины;

6 о деятельности Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Государственного бюро расследований Украины, Национального антикоррупционного бюро Украины, Офиса генерального прокурора в сфере преодоления коррупции в Украине и укрепления правопорядка.

Два последних пункта, особенно пятый, обсуждаются еще с осени прошлого года, а особенно после январского скандала с так называемыми «записями Гончарука». За все это время мы слышим много предположений, слухов, «сливов» информации, в частности немало официальных и анонимных телеграмм-каналов, да и некоторые СМИ играют роль «сливных бачков», через которые «группы влияния» вбрасывают разную информацию против оппонентов, или за своих кандидатов.

На вопрос журналистов, имеет ли отношение бизнесмен Игорь Коломойский к возможной отставке действующего премьера, Гончарук ответил, что не хотел бы комментировать «слухи отдельных людей». «Я уже давно заявлял, что мы думаем над серьезным усилением правительства. Это командное решение, которое в большей степени зависит от президента, позиции коллег в парламенте. Каким будет финальное решение — я сейчас не хотел бы комментировать, потому что оно еще на столе. Говорить о том, кого мы планируем заменить, по-моему, немного рановато», — сказал премьер.

Согласно закону, «правительство Гончарука» имеет годовой иммунитет, а следовательно — уволить его, кроме как на основании его собственного заявления, нельзя. Хотя во время скандала в январе сам премьер сообщал, что передал соответствующее заявление президенту (по закону должен передать парламенту). Тем не менее, сегодня в СМИ активно обсуждается информация о возможных кадровых перестановках. Судя по всему, появятся не только новые фамилии, но и новые министерства. Например, могут появиться отдельные — министерство аграрной политики, министерство промышленной политики, министерство по оккупированным территориям. А среди министерств, в которых могут произойти ротации, фигурируют: Министерство здравоохранения, Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины, Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, Министерство энергетики и защиты окружающей среды, Министерство обороны, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Министерство образования и науки, Министерство культуры, молодежи и спорта, Министерство инфраструктуры. По поводу же самого премьера, если и состоится отставка, то, скорее, его обязанности будет исполнять действующий вице-премьер-министр Украины — министр развития громад и территорий Украины Денис Шмигаль.

В действительности все это пока не является окончательным решением. «Торги» будут длиться до последнего. К сожалению, в очередной раз мы являемся свидетелями старых традиций в украинском политикуме, когда кулуарно несколько кланово-олигархических групп в контакте с властью делят должности и ведут борьбу между собой за то, кто сильнее будет влиять на управление государством. «За плечами (когда президент в среду придет в парламент — ред.) будет компромисс с тремя «большими» — Коломойским, Ахметовым и Пинчуком. Вместо «цезарианского» триумвирата Зеленского-Пинчука-Коломойского выстроится персональная тетрархия с добавлением в партнерство Ахметова», — написал на своей странице в «Фейсбук» политтехнолог Олег Постернак.

Однако у этой проблемы более глубокие корни. И есть своя фамилия. Два года назад в газете «День» вышло интервью политолога Виктора Небоженко (№41—42 за 6 марта 2018 г.), в котором он очень метко описал причину наших бед:

«За последние 20 лет в Украине появилось не одно, а два государства — внутреннее и внешнее. «Внутреннее, глубинное государство», в котором сконцентрировались и сплавились власть и богатство и которое проникло во все этажи и поры Украины. Это «глубинное, внутреннее государство» живет внутри Украины и поедает, эксплуатирует «внешнее государство» и гражданское общество Украины. Его основные средства, благодаря которым оно правит Украиной, — это персонифицированная власть и сила, богатство, имитация общего блага, понятия «свой-чужой», а не Закон и правила сожительства страны. Что права, полномочия, ресурсы, иммунитет и преимущества накопились у «глубинного государства». А обязанности, ответственность за все, тяготы и проблемы страны и работоспособность населения остались у «внешнего государства», в котором очутилось большинство населения Украины. Цели существования «глубинного государства» — это, прежде всего, коррупция и сохранение статус-кво любой ценой. За два десятилетия вместо создания нормального среднеевропейского, демократического государства в результате деятельности этого «глубинного государства» в Украине построена система вертикальной и элитной коррупции, где действуют в первую очередь свои «понятия» и «схемы ограбления», эксплуатации национальных и общественных ресурсов. Основной критерий отбора в эту систему — это лояльность к власти, личная преданность и родоплемеменные связи, жадность, принадлежность к клану, а не профессионализм или ответственность за свое дело или моральные качества личности. Такая страна, разделенная на внутреннее и внешнее государство, никогда не умрет и не распадется, но и своих сил для выживания и саморазвития у нее тоже нет. Потому что все свежее и новое поедает «глубинное государство», которое не может жить без своего антипода».

«Эти процессы начались еще в 1990-х гг., — указывает Виктор Небоженко. — После недолгого президентства Леонида Кравчука к власти приходит Леонид Кучма. С тех пор и наметились два пути: первый — необходимо строить открытое, гражданское общество с национальной идентификацией, демократией; или второй — формировать закрытое ядро, которое бы и управляло страной. Одним из них пошел Кучма. Он начал строить в Украине такое закрытое государство в государстве. До 1999 года уже произошло полное слияние власти и собственности, появилась непубличность, иерархия...».

Интересно,что на днях вышла колонка народного депутата VIII созыва Сергея Высоцкого (bykvu.com) под названием «Страна кучмизма, который деградировал», котрая более всего перекликается с мыслями Небоженко. В частностиВысоцкий пишет: «Начальным фундаментом власти Зеленского стала консолидация вокруг его персоны ряда ключевых олигархов. Формирование партии «Слуга народа» также происходило при участии олигархического клуба. И как уже неоднократно происходило в украинской истории, единство олигархата закончилось сразу же после выборов.  Полем битвы настоящих хозяев Украины за влияние и потоки стали все ветви власти — прежде всего Кабмин и фракция «СН». Клановые игры вокруг дискредитации правительства, для чего даже был изобретен дурноватый термин «соросята». Противостояние Ахметова и Пинчука безмерным аппетитам Коломойского ознаменовалось  переходом ряда топ-менеджеров «ДТЭК» и «Интерпайпа» на госслужбу».

В чем-то с автором можно соглашаться, а в чем-то нет, тем более, если прочитать текст полностью. Например, когда идет речь о термине «соросята», то немногие спрашивают себя — а кто, собственно, стоит за этими людьми в Украине (в настоящее время не о самом термине)? Неужели миллиардер Сорос до мелких подробностей вникает, например, в кадровую политику в нашей стране? Очевидно, что нет, и очевидно, что здесь он имеет своего «представителя». В то время, когда большинство привыкло демонизировать влияние Коломойского (все олигархи далеко, мягко говоря, не без греха), как-то вне поля зрения остается клан Кучмы-Пинчука. Напомним, что именно во времена второго президента была сформирована кланово-олигархическая система страны, в том числе кадровая политика. Кадровая линейка во времена Кучмы — это потенциал предыдущих времен, но ни власть, ни олигархи не были заинтересованы в развитии новых кадров, в развитии среднего класса, в развитии альтернативы. Продуцировались лишь те, кто умел служить и удовлетворять интересы власти и олигархов. Именно поэтому, сегодня эта проблема остается одной из наиболее актуальных и болезненных, с которой приходится сталкиваться действующей власти. Очень жаль, два майдана так и не  привели к изменению политики, менялись только лица. И то не всегда. Потому сегодня это вызов-кадровый вызов олигархов, на который власть должна иметь свой рецепт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать